Об экспатах
Не существует человека, который бы сказал: «Моя самая большая мечта в жизни — переехать в Дубай». В Лондон, Нью-Йорк или Париж — да, но не в Дубай. Здесь все оказываются по работе, без рабочей визы здесь находиться весьма проблематично. Этот факт формирует определенное сообщество работающих и — что скрывать — любящих хорошо отдохнуть профессионалов. В Дубае определенные финансовые опции и условия рынка, которые позволяют осуществить многие проекты, и люди переезжают сюда с четкой, как кажется поначалу, датой отъезда. Для меня рабочий период составлял 5 лет, которые сейчас как раз подходят к концу, однако я даже не думала еще, что делать дальше и куда ехать.
Есть такая поговорка: come for 5 stay for 20 (приехал на 5 — остался на 20 лет), и стиль жизни экспата очень меняет твое мировоззрение, и пока не появится на горизонте место, где сойдутся зарплата, погода, англоязычное сообщество с западным образом жизни, попыток удовлетвориться чем-то средним не предпринимается.
В Дубае сосуществует множество миров, которые редко пересекаются, но сосуществуют они в невероятной гармонии.
Экспаты почти не общаются с местным населением ввиду различий в образе жизни и режиме дня — как правило, мы идем в рестораны и различные кафе поздно вечером, когда местные уже дома. Да и вообще, у них нет традиции проводить время вне дома. Даже районы города расположены так, что в одних, таких как Springs, Arabian Ranches, Meadows — живут экспаты, а в других, как Jumeirah, — преимущественно местное население. Оба мира существуют с невероятным чувством уважения друг к другу, которое редко можно встретить в какой-либо другой стране мира, а внутри самого сообщества складывается очень дружественная атмосфера помощи друг другу в любых ситуациях. В конце концов мы живем вдали от родственников, и многие друзья и соседи становятся нам семьей.
О том, как решиться на переезд
После окончания университета я четыре года жила в Лондоне, и все было бы замечательно, если бы не санкции, рост курса фунта и остальные «приятные» последствия ситуации 2013–2014 годов. Ничто не предвещало переезда в Дубай, но среди друзей и в бизнес-сообществе постоянно звучало: «А почему не Дубай?», — и это заставило меня задуматься. Я часто слышала о том, как легко там живется европейцу, потому что для него там есть все. Кроме того, я изучила арабский рынок искусства — совершенно новый и открытый множеству бизнес-проектов — и открыла для себя очень простые и понятные процедуры рабочего переезда.
В итоге через полгода после первого рассказа про Дубай я приземлилась в аэропорту этого города, который, как ни странно, находится практически в центре. Виза оформляется очень быстро — нужно приглашение от работодателя или своя зарегистрированная компания, что с наличием высшего образования оказалось очень легко сделать, потом визу просто нужно обновлять каждые два-три года. Сперва вы приезжаете по туристической визе, регистрируете компанию и улетаете, чтобы собрать вещи и вернуться насовсем. Системы получения гражданства в Эмиратах нет, но поскольку экспаты там работают десятилетиями, ожидается введение «пенсионной визы» уже через несколько лет. Кстати, по визовым правилам любая компания, куда ты едешь работать, оплачивает визовый сбор и перелет — это правило непреложно.
Я всегда была человеком, открытым к другим культурам, более того — они меня очень интересовали, но сейчас я говорю друзьям: прежде чем переезжать в другую страну, проведите честную дискуссию с самим собой, изучите свою терпимость, на что вы готовы соглашаться, а на что — нет. Я была готова работать и жить в регламенте мусульманского общества, правда, при наличии определенного процента европейского населения, и никакие ограничения в одежде и поведении, которых на деле не оказалось, меня тогда не смущали.
О выгодах бизнеса в Дубае
Дубай меня привлек достаточно молодым рынком искусства и определенной свободой в развитии карьеры. Западный рынок переполнен профессионалами, работающими в этой сфере, там ты можешь работать ассистентом в какой-нибудь галерее, дослужившись до этой позиции в 35. А здесь ты можешь выстрелить как галерист в 25 с небольшим. Изначально мы с партнером открыли агентство по консалтингу в дизайне и искусстве, но было трудно раскрутиться, не будучи частью местного арт-сообщества. А оно сосредоточено в престижном районе Alserkal avenue, где уже 10 лет процветает десяток первоклассных галерей, ресторанов и концепт-сторов. Потом я оставила агентство и ушла больше в искусство. Сейчас я курирую дизайн-проекты в рамках галереи Green Art Gallery, я представляю ее на международных выставках, занимаюсь пиаром и общением с прессой.
По моему мнению, Дубай является привлекательным местом для бизнеса в сфере искусства из-за рейсов компании Emirates, связывающей Европу и Азию. Институты искусства здесь развиваются благодаря коллекционерам, которые останавливаются в Дубае по пути в Азию, а также Дубай становится местом, где удобнее всего сводить художников из Африки, Азии и Ближнего Востока с галереями и арт-дилерами. Всем очень удобно сюда добираться.
Каждые два года в городе Шарджа проходит сильное местное биеннале (Sharjah Biennale), в Абу-Даби закончено строительство филиала Лувра и планируется строительство других филиалов всемирно известных музеев. Все эти географические и экономические факторы дают зеленый свет новичкам, которые довольно легко могут здесь освоиться и сделать приличную бизнес-карьеру.
В 2017 на острове Саадият в Абу-Даби открылся филиал парижского Лувра. Строительство шло 8 лет по проекту архитектора Жана Нувеля, а само здание огромно и уникально — его купол напоминает органическую структуру из переплетенных волокон. Это было весьма удачной архитектурной уловкой для такой страны, как Эмираты — здесь круглый год солнце, и оно, проникая сквозь неоднородную структуру купола, постоянно играет с пространством и трансформирует его. Помимо необычной архитектуры местный Лувр уже прославился экспозицией классического искусства, которая включает полотна Матисса, Ван Гога, Моне, Да Винчи. Также в здании есть несколько залов с традиционным искусством различных стран. Лувр Абу-Даби стал первым крупным классическим музеем в арабском мире, парижские музеи одолжили ему коллекции из своих запасников на 10-20 лет, чтобы за это время местный Лувр смог собрать свою коллекцию. Экспозицию готовили долго, и открытие дважды откладывалось. Стоимость строительства здания Лувра Абу-Даби оценивают в 600 миллионов евро. На острове Саадият планируют также построить филиал музея Соломона Гуггенхайма и Национальный исторический музей шейха Заида.
В других странах мы всегда вызываем большой интерес, удивляя нашей космополитичностью. Наша команда — это уроженцы Ближнего Востока с западным образованием, а художники, чьи работы мы представляем, из Европы, Ближнего Востока, стран Южной Америки — этот микс всегда вызывает огромной интерес. Я люблю мир современного искусства за отсутствие предрассудков и границ, это дает огромную свободу в работе и невероятное удовлетворение результатом. Видеть художника из Ирана, открывающего свое первое соло-шоу в респектабельном музее в Форт Уорт штата Техас, и знать, что его успех — наша заслуга, это невероятное удовлетворение от работы.
Как и в любом бизнесе, не обходилось без ошибок и ночей, проведенных в раздумьях или слезах — и это нормально. Я считаю, что человек, который не совершает ошибки, либо ничего не делает, либо вообще — dead (от англ. — мертвый). Дубай представляет собой очень европеизированное общество с большим влиянием Британии, и многие нормы в работе и ведении бизнеса также заимствованы оттуда.
Организовать бизнес в Дубае достаточно просто — нужен диплом о высшем образовании, небольшой начальный капитал и идея, которую вы хотите развивать
Изначально направление моего бизнеса было ориентировано более на консалтинг и дизайн — мы помогали отелям искать произведения искусства для интерьера, продавали им картины. К сожалению, местные отели привыкли делать больший акцент на архитектуру, чем на искусство, поэтому с ними всегда нужно идти на компромисс. Иногда ты уходишь в минус, но, к счастью, времена меняются, и на Ближнем Востоке с каждым днем потребность в искусстве возрастает.
Об арабских женщинах
Арабская женщина невероятно женственна — это факт. Потому что здесь речи о какой-либо эмансипации не идет. Вы никогда не уличите арабскую женщину в проявлении физической силы, потому что их вотчины — терпение, преданность и сила хитрости. Они прекрасно упакованы традиционной культурой и знаниями, доставшимися от матерей и бабушек.
Косметичка арабской женщины — это эквивалент аптеки, где есть множество натуральных лечебных средств из трав и минералов
И еще — они очень любят готовить. Многие женщины умело пользуются семейными средствами и открывают свое дело, которое им интересно — в этом случае они невероятно в нем преуспевают. Это может быть фэшн-бренд, косметический бутик или ресторан, кинотеатр арт-хаусных фильмов, дизайн-студия — все, что могло бы произойти и в Лондоне по более прозаическим причинам.
Естественно, бытует масса стереотипов об ущемлении женских прав на Ближнем Востоке, но это точно не про Эмираты. Конечно, я тесно и много не общалась с местными, но на примере коллег из соседних офисов и своего коллектива, где работают именно женщины, могу отметить, что они получают только уважение и всяческую поддержку в ведении бизнеса и в карьере, и на самом деле женщина здесь «никому ничего не должна». Интересно, что многие арабские женщины, работающие в креативной индустрии, старше 30 и не замужем. Мне, человеку из России — страны с традиционным укладом — очень комфортно оттого, что ни мне, ни моим коллегам не напоминают: «Часики тикают». Прозвучит странно, но именно тут я поняла, что могу выбирать свой путь, который подходит мне здесь и сейчас и сопоставим с моим внутренним возрастом и ростом.
B Европе меня часто спрашивают: «Вам нужно укрывать голову и лицо?» Нет, не нужно. А колени и плечи — только в государственных учреждениях или в главной мечети Абу-Даби, куда мы ходим с друзьями два раза в год
Перед отъездом в Дубай я казавшиеся мне чересчур открытыми вещи отдала в благотворительные магазины Лондона, как оказалось — зря. Мне за пять лет ни разу не сделали замечания по поводу внешнего вида. В Дубае принята абсолютная терпимость к западному стилю одежды, а восточные женщины носят абайю (традиционное платье) не из-за ущемленных прав, а потому что они придерживаются традиций и религиозных правил и хотят это показать.
О городе без пешеходов
В Дубае почти невозможно попасть из пункта А в пункт Б пешком. В городе почти отсутствуют пешеходные зоны и места для прогулок. Жители передвигаются на такси, которое стоит несколько дороже, чем в Москве, но дешевле, чем в Европе. Хочешь водить машину? Не так просто. Российские права здесь нужно подтверждать — а это минимум 20 часов обучения без гарантии сдачи, что лично для меня стало одним из аргументов в пользу отказа от вождения и использования Uber.
О погоде
Мне кажется, погода стоит на втором месте после уровня зарплаты среди факторов переезда. Невыносимая жара под 50 градусов длится три месяца в году, но это компенсируется постоянным летом в остальное время года. Город адаптирован к высоким температурам — кондиционеры установлены повсеместно, на каждом шагу тебе предлагают воду, все машины оснащены системой GCC specs (специальные фильтры и кондиционеры, которые не позволяют мотору перегреваться и поддерживают температуру в салоне непрерывно). Естественно, мы иногда скучаем по осенней погоде, теплом пальто, слоям одежды и возможности надеть шарф и сапоги — но двух недель в Европе вполне хватает, чтобы сбежать обратно в лето.
Каждый раз, когда я приезжаю в Европу, друзья ищут загар — и не находят. Мы большую часть дня проводим в офисах, а на выходных встречаемся с друзьями — да и вообще, загар как-то ушел из трендов. Здесь нужно сильно защищать кожу — я много раз видела женщин за 50, которые жили на Ближнем Востоке или в Африке, и сразу накладываю двойной слой SPF — действительно, солнце, к сожалению, напомнит о себе в определенный момент жизни.
О золоте шейхов
Офисы здесь, как принято считать, не из золота, но золото в ОАЭ действительно очень любят. Поэтому, когда я вижу что-то в духе а bit too much (немного чересчур), то вспоминаю, что у экспатов на этот счет есть определение: Дубай-стайл. Это очень похоже на Россию, особенно в 90-е — оказывается, мы из-за своей любви к золоту очень знамениты на западе. Не будем забывать, что Дубай — это микс культур и национальностей, при этом архитектура, дизайн интерьеров, предметы искусства и меню ресторанов — это воплощение тончайшей эстетики и вкуса. Это их стремление иметь лучшее из лучшего воплощается в очень продуманной, изысканной и дорогой красоте, которой дубайцы себя окружают. Вообще, у тех, кто переезжает в Дубай из Лондона, привыкание сводится к минимуму — здесь очень большое количество англичан и все те же сети супермаркетов с абсолютно идентичной едой, те же бренды аптек, магазинов и кафе, к которым ты уже привык.
Традиционно в Эмиратах было много экспатов-англичан — именно они там нашли нефть, эта такая культурная отсылка к колониальной эпохе, хотя Эмираты никогда не были колонией. Здесь прижились многие привычки англичан, которые охотно разделили местные — например, любовь к лошадям и скачкам
Вообще, сравнивая Эмираты с другими странами, я не устаю поражаться смеси национальностей и культур в этом городе и при этом — уровню уважения к религиозным чувствам других людей. Конечно, как и в любой исламской стране, здесь слышны молитвы с минаретов, но на улице никто не смотрит на тебя странно — все занимаются своими делами.
О дубайском Тиндере
Дубай изначально считался местом для singles (одиночек), и когда я переезжала, мне говорили, что я никогда там не найду серьезных отношений. При этом «советчики» были давно женаты на тех, с кем познакомились в Дубае. Можно прожить всю жизнь в своей стране и никого не встретить, и тут дело не в географии, а в подходе к отношениям. Естественно, культа свадеб, как в России, среди европейского населения нет — и культа разводов тоже. Здесь, как и везде, работают Bumble и Tinder, и экспаты ими активно пользуются.
Традиционные браки здесь планируются долго и, как правило, родителями, но никого к бракам не принуждают — учитывается обоюдное согласие сторон
Стоит заметить, что такие браки редко бывают неудачными, насколько я осведомлена.
Здесь популярны браки европейцев с уроженцами Ливана, Иордании, Ирана, которые также получили европейское образование. Встречаясь с друзьями за ужином, мы часто шутим, что у нас «небольшое собрание ООН», это относится и к личной жизни. На самом деле браки европейцев с местным населением практически невозможны не только из-за различия традиций — нам попросту негде пересекаться, мы здесь сосуществуем параллельно. Да и познакомить родителей из-за географических особенностей и разных языков проблематично. Но все влюбляются, так что все решаемо.
Об отдыхе и алкоголе
B Дубае отмечаются все мусульманские праздники, индийский Новый год Дивали и христианская Пасха с Рождеством. Редко где можно встретить такую невероятную терпимость. В Рамадан (holy fasting month — месяц священного поста) жизнь в Дубае замедляется, рабочий день укорачивается. Пост соблюдают только мусульмане, но экспаты часто выбирают Рамадан как способ «почиститься» — не пьют алкоголь, не едят мяса, не ходят на вечеринки, не курят, и окружающие это поддерживают. Мы сами относимся с большим уважением к постящимся, поэтому на публике поддерживаем ограничения.
Перед Рождеством дома украшаются гирляндами, торговые центры и отели превращаются в настоящий winter wonderland (зимняя сказка), а в фойе сидит Санта, который беседует с детьми и дарит им подарки
Рабочая неделя в ОАЭ начинается в воскресенье и заканчивается в четверг. В пятницу и субботу все отдыхают, правда, многие выходцы из Пакистана или Индии — как преданные индуисты — работают.
Алкоголь доступен в магазинах по специальной лицензии — его продают экспатам после предъявления паспорта и визы, а также в ресторанах, которые находятся при отелях. Вообще, поскольку Дубай активно развивает туристическое направление, отели являются меккой для экспатов — здесь есть все: клубы, кафе, спортзалы.
Так что мы все знаем местные бренды отелей наизусть — кому тот или иной отель принадлежит, где и какие скидки предоставляются твоей компании, потому что там проходит большая часть нашей жизни.
О быте
В Дубае к пониманию, где и как хочется жить, приходишь постепенно. Большинство по приезде останавливается в отелях Marina или Downtown, но жить в высоких небоскребах с видами на море или пустыню — дело вкуса. В моем случае — после года жизни в отелях я воспользовалась возможностью жить на природе и переехала в «экопоселок», который находится недалеко от моря. «Недалеко» — это 15 минут на машине, что по дубайским меркам — большая трата времени. Но в моем распоряжении появилось несколько парков, прудов и даже собственный небольшой садик — с этого момента возможность проводить время на улице после работы подарила мне настоящий баланс, который я хочу удержать в жизни.
В принципе, Дубай является очень дорогим городом, но, как это бывает в других странах, цены всегда соотносимы с местными зарплатами. При этом цены на машины, к примеру, на удивление низкие — хотя все в них горячо нуждаются, и можно было бы, как, например, в России, сыграть на острых потребностях, однако здесь так никто не делает. Здесь образовался большой рынок б/у машин с почти нулевым пробегом, но по очень низкой цене — из-за большого потока экспатов, которые покупают машину, а потом их куда-нибудь переводят, и они ее почти сразу продают. Это может оказаться и Porsche — и встретить на нем кого-угодно, хоть старичка-преподавателя местного университета, не редкость.
О планах
Я часто думаю, что когда настанет момент переезда в другую страну и если это не будет Сингапур, Гонконг или Лондон, а обычная европейская страна, будет невыносимо скучно. Мне будет не хватать людей из самых разных стран, которые все разговаривают на родном языке, и которых ты встречаешь на улице, в офисе, в торговом центре или кафе. Дубай дает невероятный драйв и энергию, заряженную десятками самобытных культур. Часто на арт-ярмарках приходится рассказывать о своей галерее. Стандартный диалог выглядит так:
— Где находится галерея?
— В Дубае.
— А вы откуда?
— Я из Москвы.
— А художник?
— Из Бразилии — в мире искусства нет границ.
— А ваши коллеги?
— Из Сирии и Иордании.
Недоумение налицо, но у меня от этого всегда появляется улыбка. Мне приятно, я вообще по природе коллекционер, а коллекционирование стран и культур — это самое приятное занятие.