Чудеса бывают
Мой роман с Новой Зеландией начался давно. Причем это был роман в буквальном смысле слова. Лет в 12–13, начитавшись Жюля Верна, я пыталась написать что-то типа повести о первых европейских поселенцах и англо-маорийских войнах. Мой труд остался незаконченным, но мечта увидеть зеленую страну на краю Земли сохранилась. Когда мне было 25, я решила осуществить мечту и отправилась в турагентство, которое порекомендовали знакомые, чтобы оформить визу и поехать в Новую Зеландию. Но там сказали, что визы мне не видать как своих ушей, потому что «такова участь всех незамужних девушек фертильного возраста». Ну, ок. И мое желание поехать туда стало еще сильнее.
Вселенная всегда внемлет нашим самым сокровенным желаниям, поэтому Новая Зеландия в моей жизни должна была появиться, несмотря ни на что. Это случилось, когда я работала в PR-департаменте крупной строительной корпорации — в один прекрасный день я обнаружила в папке со спамом письмо с просьбой оказать спонсорскую поддержку фрегату «Паллада». Он отправлялся в кругосветную экспедицию в честь 150-летней годовщины путешествия Беллинсгаузена и Лазарева. Я была просто очарована фотографией трехмачтового красавца-фрегата, а еще более — тем фактом, что его путь пролегал через Новую Зеландию. Мне удалось уговорить руководство выступить спонсорами кругосветки, а меня назначить представителем компании на борту «Паллады». Так я поехала в Новую Зеландию. В командировку.
Влюбиться в Новую Зеландию, а заодно — встретить мужа
Страна мечты не стала разочарованием. Я просто влюбилась в нее с первого взгляда. Я помню, как захлебнулась чистым воздухом, синевой неба и яркостью солнца, выйдя из здания аэропорта Окленда.
«Я полюбила Новую Зеландию сразу и бесповоротно. Поездка решила мою судьбу дважды — помимо встречи с мечтой, я на борту „Паллады“ познакомилась со своим будущим мужем Дмитрием»
Когда я вернулась из кругосветки, то твердо решила, что расскажу про открывшийся мне удивительный мир как можно большему количеству людей. Вместе с мужем мы открыли свой туристический бизнес — компанию «Абель Тасман», назвав ее в честь первого европейского мореплавателя, достигшего берегов Новой Зеландии, и, представьте, Тасман сделал это в день моего рождения — 13 декабря, правда, 1642 года. Прямо-таки чудесная череда совпадений! Для меня этот бизнес был возможностью стать ближе к любимой стране. Я съездила в Зеландию еще дважды, исколесила ее вдоль и поперек, окончательно убедившись, что хочу здесь жить.
Самое трудное — решиться
Наш семейный проект под вывеской «мы переезжаем на другой конец света» стартовал в ноябре 2014 года, когда удалось накопить определенные средства на это. Участники проекта — двое взрослых, то есть мы с мужем, и наши дети пяти и шести лет. Решение переехать совпало с обвалом рубля и всеобщей и небезосновательной паникой по поводу будущего российской экономики. А тут еще я недобрала полбалла по IELTS, что влекло за собой дополнительные расходы на языковую школу и хронический цейтнот. Надо сказать, это судьбоносное решение далось нам тяжело. Мы с мужем спорили и взвешивали все «за» и «против» несколько вечеров кряду.
Чаша весов «за» перевесила во многом благодаря моим новозеландским друзьям, которые обещали поддержку после переезда и, кстати, сдержали свое слово. План был такой: я поступаю в новозеландскую языковую школу Languages International на 6-недельный курс подготовки к IELTS с тем, чтобы воспользоваться pathway-программой (подготовка к поступлению в местные вузы для иностранных студентов — прим. Salt Mag) от школы — поступить в местный вуз без повторной сдачи экзамена IELTS. Тогда такое было еще возможно. Сейчас для поступления в новозеландские вузы все студенты должны сдавать международные экзамены IELTS, TOEFL, PTE или Cambridge. План был рабочий, но рискованный: денег хватало едва. Мы понимали — если не уедем сейчас, то не уедем уже никогда, а оставаться в России нам очень не хотелось. Мы с мужем не разделяем политических взглядов и ценностей того большинства российского общества, которое до сих пор выбирает диктатуру.
Когда накипело
Я закончила факультет политологии Вышки, по убеждениям — либерал. К сожалению, либерализм в современной России — это ругательство в устах людей, которые смутно представляют, о чем идет речь. А речь — об отношениях гражданина и государства. Государство, несомненно, прекрасное изобретение человечества. Люди объединились, чтобы совместно решать глобальные задачи, иметь защиту от врагов, поддерживать социальную справедливость в обществе, развивать культуру и язык, по возможности их распространяя. Но не надо забывать, что люди живые, а государство — всего лишь функция. К сожалению, современное российское государство не выполняет своих функций. Оно не защищает своих граждан, уровень социальной несправедливости растёт, производственная база почти не обновляется, культурные ценности превращают в пресловутые скрепы.
На мой взгляд, личность и государство должны жить в гармонии, не подавляя друг друга. Люди создали государство, а не наоборот. Они создали его, чтобы оно помогало им жить лучше, развиваться, добиваться поставленных целей. Но для этого человек должен быть гражданином в своем государстве, а не рабом. Я не чувствовала себя гражданином в своей стране. Вот эти нарушенные взаимоотношения гражданин-государство я прочувствовала не только на себе, но и на собственном бизнесе. Вести его было непросто, потому что российский туризм — одна из самых слабых отраслей экономики. И это объяснимо — как сказал один из героев фильма «Облачный атлас»: «Я повидал мир. Я плохой раб». Поэтому в России закрываются границы, запрещаются авиаперелеты. Мне все это чуждо.
«Главное отличие Новой Зеландии от России: здесь ты — Человек, невзирая на количество денег в кармане и твой социальный статус. Государство в Новой Зеландии утилитарно и вторично по отношению к человеку, как и должно быть на самом деле. Оно не эксплуатирует чувство патриотизма, а скромно работает на благо своих граждан»
Без риска нет шампанского
В январе 2015 года я прилетела в Новую Зеландию с твердым намерением остаться. Пока одна, без семьи, по туристической визе. Волновалась ужасно — вдруг не выгорит? Хватит ли шести недель на то, чтобы дотянуть язык, поступить в вуз и получить студенческую визу? Хватило. Это было чудесное время сбывающихся надежд и новых знакомств. Мои учителя стали мне друзьями, у меня появилась замечательная host-mother Агнес, у которой я жила в Чатсвуде, мне показывали местные пляжи, мы танцевали сальсу, катались на каяках на реке Фангануи. Я поступила в Auckland University of Technology (Оклендский технологический университет), прошла только одно собеседование с деканом факультета гостеприимства и туризма, и вот он — заветный offer of place!
Я выбрала курс Postgraduate diploma in international tourism management (эквивалент магистерской программы, но в сжатом, годичном формате — прим. Salt Mag) 8-го уровня не только из иммиграционных соображений, но и потому, что мне давно хотелось получить образование в сфере туризма. В Новой Зеландии всего 10 уровней образования, и восьмой — это первый год магистратуры, в России таких программ нет.
Муж и дети прилетели через три месяца после моего приезда в Зеландию — в апреле 2015-го. Я к тому времени уже сняла дом с видом на море рядом с хорошей начальной школой, чтобы дети учились под боком. В этом доме мы и прожили первые четыре года в новой, но родной для нас стране. По счастливой случайности муж нашел работу через две недели после приезда, и острый денежный вопрос был снят с повестки дня. У мужа изначально была рабочая виза, полученная на основе нашего замужества — partnership work visa. Мои девчонки сразу пошли в местную школу — в Новой Зеландии дети начинают учиться в 5 лет и заканчивают школу в 18.
Как стать резидентом
После окончания вуза я почти автоматом получила open work visa на один год. За этот год бывшему студенту надо найти работу по специальности, полученной в Новой Зеландии, и заручиться поддержкой работодателя, чтобы подать документы на 3-летнюю рабочую визу или сразу на резидентство. Сейчас получить новозеландское резидентство можно, если ваше заявление набирает минимум 160 баллов. Мы подавали документы в апреле 2016-го, и тогда требовалось набрать 140 баллов. Они складываются из образования и опыта работы, признанных здесь, возраста, наличия предложения о работе в местной компании или опыта работы в таковой. Дополнительные баллы может принести трудоустройство вне Окленда, или если ваша профессия входит в список востребованных здесь. Еще играет роль работа партнера и ряд других факторов.
Год ожидания решения по заявлению на резидентство был самым сложным в моей жизни с психологической точки зрения. Но и это испытание было пройдено успешно, и летом 2017 года все члены нашей семьи стали резидентами Новой Зеландии.
Конвертировать любовь к стране в бизнес
Летом 2017-го мы запустили свой бизнес. Это местный туристический проект JustGoThere для независимых путешественников. Я снова занималась любимым делом и показывала русскоязычным туристам нашу волшебную страну. Мы, по сути, сделали конструктор индивидуальных путешествий по Новой Зеландии, с помощью которого легко составить свой маршрут, забронировать отели, экскурсии, автомобиль. Кроме этого, я работаю гидом и вожу группы по разным живописным местам, организую свадьбы, зачисляю студентов в языковые школы и вузы и консультирую по вопросам образования. Я работаю не только с россиянами, но и с гражданами стран СНГ, США, Германии, Израиля.
В августе этого года мы будем подавать документы на постоянное резидентство Новой Зеландии и еще через три года сможем стать гражданами. В моих планах получение лицензии миграционного консультанта, для чего придется отучиться на специальном курсе еще один год. Несмотря на трудности, с которыми мы столкнулись, я ни разу не жалела о решении. Я считаю себя счастливым человеком и думаю, что путь к счастью и реализации мечты начинается с умения слушать себя, верить в себя и доверять пространству. А это значит, что нужно забыть про попытки все контролировать — это невозможно. Надо просто работать в направлении своей мечты, и Вселенная тебе обязательно поможет.