Ущербная физиология и нейросексизм
Проще всего в поисках истоков мизогинии и сексизма обратиться к очевидному — к физиологии. Мужчина большой и сильный — хоть это сейчас и большая редкость, но традиционно неоспоримый факт. Но когда просвещение сделало свое дело, и на государственном уровне забрезжили мораль, логика и право, стало ясно, что пора искать научные доказательства превосходства. Поэтому специалисты в ХIХ веке взялись за изучение женского и мужского мозга, разыскивая там признаки полового диморфизма. Какая суфражистка в век позитивизма найдет аргумент против силы науки?
Благодаря молекулярным исследованиям, опытам над представителями фауны и нейровизуализации было обнаружено множество различий между мужским и женским мозгом — как структурных, так и функциональных. Но главный довод в пользу мужчин был прост: мужской мозг в среднем на 10% больше женского, значит — мужчина умнее. Как мы знаем из курса биологии, кора головного мозга отвечает за наше сознание: меньше коры — «меньше сознания». Прибавим ум к силе — и никаких возражений против патриархата.
Наконец, в середине ХХ века нейробиологи добрались до когнитивных тестов, которые показали существенные различия в поведении и восприятии мужчин и женщин. Первые оказались более импульсивны, обладали недостаточным вниманием и были склонны к агрессии
Женщины были озабочены своей репрезентацией и производили большое количество окситоцина (гормон привязанности и сопереживания) в силу особого внимания к социальному окружению и склонности к заботе. Однако сейчас подобные тесты приведут лишь в тупик, потому как не раскрыт главный вопрос: что делает мозг мужским или женским — гендерные роли или нейрохимия? Да и физиология давно положена на лопатки — нужно отдать дань американским специалистам в области трансгендерной медицины: хирургам, эндокринологам и психиатрам, которые с большим удовольствием разнесли гендерные традиции в прах.
О последних достижениях женщин, перешедших в мужское тело, в красках рассказано в знаковой документалке 2018 года «Маn Made» .
Самое время дать слово профессору Сергею Савельеву, который приведет неопровержимый аргумент в пользу сексизма: почему мало женщин среди нобелевских лауреатов, несмотря на то, что они уравнены в правах с мужчинами уже около века? Потому что их мозг заточен под другое.
Библейское невезение
Кто у нас главный сексист во Вселенной? Нет, не протоиерей Александр Ильяшенко, хотя именно он в 2019 получил премию «Сексист года». Берите выше — сам Создатель. Так уж сложилось, что в христианской мифологии роль женщины незавидна. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Послание к Ефесянам, 5:22), ну и все в этом духе. Начиная с того, что Еву создали из какого-то малопривлекательного ребра для скучающего Адама, ну а потом она еще и облажалась с яблоком и ослушалась-де Хозяина, а его самолюбие не вынесло предательства. Ту же тенденцию можно усмотреть и в мифах Древней Греции, где тупица Пандора открыла ящик со всеми людскими бедствиями. В исламе, хоть женщина и мужчина созданы «из одной души», все же она обязана производить потомство и — на этом все. Поэтому брак в исламе, по сути, сделка между мужчиной и мужчиной: первый (будущий муж) покупает у другого мужчины (отца невесты) способность женщины рожать, как товар, выплачивая за это «махр» — выкуп. Менструация? Правоверный закрывает лицо руками и бежит прочь — да, за эту «нечистоту» на женщину в любой религии налагается презрение.
История одного избирателя:
В 1843 году Леви Сьюдам 23-х лет, житель Солсбери, штат Коннектикут, попросил городской совет подтвердить свое право голосовать на местных выборах, чем вызвал ожесточенные споры. Часть горожан утверждала, что Сьюдам — урожденный гермафродит — больше женщина, чем мужчина, а значит — не может заполнить избирательный бюллетень. Для разрешения спора был приглашен врач. Обнаружив фаллос, он заключил: мужчина. Примечательно, что партия вигов благодаря участию Сьюдама в выборах победила с преимуществом в один голос.
Доктор же взял пациента на заметку и решил более пристально изучить его. В результате при повторном осмотре он обнаружил менструации — как оказалось, регулярные — и влагалище. Кроме того, Сьюдама часто тянуло к мужчинам, у него были широкие бедра и страсть к рукоделию. В общем, результаты выборов были немедленно отменены.
В Штатах, как в самой воспаленной в плане гендерного неравенства стране, конечно, не могли стерпеть такого подхода, хотя всегда истово хранили религиозные традиции запада. Пришлось выдумывать феминистское богословие для того, чтобы удержать настроенную на равноправие паству при Господе. Одна из видных феминисток второй волны Мэри Дэйли в 1971 году стала первой женщиной, приглашенной проповедовать в церкви при Гарвардском университете. Вопреки ожиданиям, она призвала женщин выйти из церкви. Они встали и вышли, а вместе с ними и некоторые мужчины. В итоге за дело взялась первая феминистка-теолог Розмари Рутер, которая критически пересмотрела постулаты католичества и вместе с коллегой Элизабет Шюсслер Фьоренцу внесла ряд важных поправок в разделы экзегетики, систематики и истории церкви.
Феминистские теологи часто подчеркивают, что фактически вся история человечества — это история угнетения и унижения женщин
Хотя стоило появиться критически настроенной женщине, как сразу обнаружилось, что Христос-то вовсе не запрещал им служить пасторами. Вот вам три причины против женщин-священников: Иисус был мужчиной, у Иисуса было 12 апостолов — все мужчины, в церкви никогда не было других священнослужителей, кроме мужчин. Убедительно? Э-м-м-м…
В конце концов феминистская теология в настоящий момент стала предметом бурного дискурса с участием философов, социологов и герменевтов самых разных религиозных традиций. По крайней мере в США женщины справляются с пасторскими ролями и, не мигая, сочетают браком несочетаемое. А в Азии бушует настоящее цунами научного феминизма во главе с гонконгской теологиней Квонк Пуй Лан.
Парламентские юбки
Политика как порождение западной философии и науки — а хорошо известно, какими махровыми сексистами были Платон и Аристотель — дала миру лицензию на безоговорочный патриархат. Но просвещение породило критику, и в середине ХIХ века Элизабет Блэквэл стала первой женщиной, получившей в США высшее медицинское образование (1849), и даже читала лекции в университетах Великобритании. Но в большинстве случаев женщинам дозволялось участвовать в политике на уровне игры, хотя они были прекрасно осведомлены в этом вопросе.
«Милые женушки, занимайтесь благотворительностью, устраивайте митинги в пользу закрытия салунов и даже выступайте против рабства на собраниях книголюбов».
В перечне тем для «политических игр» вдруг возникло право голоса на выборах. Больше того — в 1872 году суфражистка Виктория Вудхалл — как водится, коротко стриженная поклонница спиритуализма и свободной любви — объявила о том, что собирается баллотироваться в президенты США. Она была первой издательницей газеты, поэтому призвала единомышленников по всем правилам — через СМИ, чем не на шутку встревожила консервативный мужской мир.
Вместе с сестрой Виктория открыла политический салон и брокерскую фирму, которая обслуживала только женщин. Конечно, главной целью всех этих затей было отвоевывание права на участие в избирательных кампаниях, и это была дань европейской моде на социализм, главным результатом которой стала первая в США публикация «Коммунистического манифеста».
Наигравшись в политику, Вудхалл вышла замуж за банкира и всю оставшуюся жизнь отдыхала, занимаясь благотворительностью
К тому времени в штате Вайоминг уже приняли закон о праве голосования для женщин, а также позволили им занимать должности в фирмах. Однако саму 19-ю поправку примут спустя 30 лет, в 1920 году. Для сравнения: в Саудовской Аравии женщины впервые были допущены к выборам в 2011 году.
За всю историю ХХ века тема женского равноправия сквозила в самых разных сферах — науке, культуре, политике, религии и т. п. Феминистки второй и третьей волн сделали неоценимо много для того, чтобы Хиллари Клинтон, Мишель Обама, президент Бразилии Дилма Русеф, президент Республики Корея Пак Кын Хе и другие общественные деятельни/цы и президент/ки, которых сейчас немало в мире, были восприняты всерьез, а главное — сами поверили в свою силу. Правда, теперь женщине приходится тянуть двойную лямку — исполнять биологический долг и устанавливать доминантность. Борьба за равноправие зашла настолько далеко, что в массовой культуре теперь сексизм приравнивается к холокосту, а женская сила становится новой идеологией, согласно которой корректируются все сферы, включая образование и науку, отчего становится беспокойно.
Но это — там, за океаном, где празднуют День женского равноправия и читают в ООН по этому поводу свои пылкие речи Эмма Уотсон, Энн Хэтэуэй и Меган Маркл. А у нас — сестры Хачатурян.