Социальная изоляция = эгоизм?
Явление с красивым названием «хикикомори» или коротко «хикки», что в буквальном переводе значит «нахождение в уединении», появилось в Японии. В 1999 году один 14-летний японский подросток вернулся домой из школы, заперся в своей комнате и больше оттуда не выходил. Он отказывался говорить с людьми и никого к себе не подпускал. К моменту, когда об этом впервые написала пресса, парень провел в добровольной изоляции три года. Он выходил только в туалет и раз в несколько месяцев — помыться. Базовые продукты ему ставили под дверь комнаты родители.
Историю о подростке узнали многие, и со временем такое поведение превратилось в целую субкультуру. Постепенно хикикомори стали появляться не только среди студентов, но и среди работающих людей. По данным отчета правительства Японии от 2019 года, в стране насчитывается около миллиона людей, ведущих такой образ жизни, их средний возраст — 30 лет.
Все общение, происходящее у них с родными, имеет редкий и поверхностный характер, то есть глубоких и доверительных отношений с кем-либо у этих людей нет. Как правило, у них есть удаленная работа, или же им на протяжении долго времени помогают родители или государство, которое платит пособие по безработице.
Александр Павлов, доцент кафедры практической философии Высшей школы экономики, полагает, что главной причиной появления хикикомори как социального феномена является эгоизм. По его мнению, одиночки не пытаются добиться каких-либо высот, они предпочитают «жизнь ради себя». «Вместо того чтобы идти работать и завести семью, молодые люди выбирают буквально „ничего“ — сидеть в своей комнате без денег и заниматься тем, чем привыкли», — утверждает Павлов.
Сами же затворники утверждают, что их социальная изоляция — не такая уж и изоляция. Все они с утра до вечера сидят за компьютерами, у некоторых из них есть аккаунты в соцсетях, где они продолжают общаться, далеко не все игнорируют мировые новости. То есть живого общения нет, но информация из социума, от которого они хотят полностью оградиться, до них все равно доходит.
В поисках духовной силы
Есть и другой тип изолирующихся — отшельники. Они появились за много сотен лет до грустных японских подростков. Несмотря на то, что во все времена и во всех культурах изгнание из общества считалось тяжелым наказанием, всегда находились подвижники и аскеты, которые добровольно покидали цивилизацию и в этом одиночестве находили источник большой духовный силы. Особо широкое распространение явление отшельничества получило в христианстве. Основатель отшельнического монашества Антоний Великий считал, что живущий «в пустыне» неуязвим для трех видов искушений: речевых, слуховых и зрительных. Поэтому уход от людей и от мира позволял простым и надежным способом избежать многих земных соблазнов.
Постепенно у Антония стало появляться все больше и больше последователей. Они приходили к святому и слушали его наставления в религиозных практиках. Но таким образом отшельничество в христианской среде начало терять свою суть и главный смысл — учеников Антония стало настолько много, что им в конце концов понадобилось общее жилье и хозяйство, и уже при жизни Антония появились первые монастыри. Однако ни о какой изоляции уже, конечно, не могло быть и речи.
30 лет на необитаемом острове
Некоторые отшельники становились не только основоположниками религиозных учений (Будда, Иисус, пророк Мухаммед — все они социально изолировались, после чего создавали и несли людям свои учения), но и авторами великих литературных произведений.
Например, Генри Торо (1817-1862), американский писатель, философ, публицист и поэт, активный общественный деятель, борец за отмену рабства в США, провел вдали от цивилизации ровно 2 года, 2 месяца и 2 дня. Он решил поставить над собой эксперимент, тем самым протестуя против формирующегося общества потребления. Во время самоизоляции Торо написал свою самую известную книгу «Уолден, или Жизнь в лесу».
Французский живописец Поль Гоген (1848-1903), близкий друг Ван Гога, 12 лет провел на Таити (большую часть этого времени — в одиночестве) и в это время написал около 80 полотен, многие из которых входят в список величайших живописных шедевров мира.
Японский отшельник Масафуми Нагасаки был успешным фотографом, снимал для модных журналов и развлекательных еженедельников Японии, у него были жена и двое детей. Но в какой-то момент он решил сбежать от городской жизни и для этого выбрал необитаемый остров Сотопанари. Сначала он планировал провести на острове не больше двух лет, но в итоге прожил там почти 30. Каждый день он с утра занимался спортом, а затем чистил пляж.
Мужчина не раз признавался, что его единственная мечта — умереть на острове, который стал для него домом: «Все, что мне нужно, я могу найти здесь, больше мне ничего не надо. Я хочу уйти из жизни здесь, никого не беспокоя, во время тайфуна».
К сожалению, мечте не удалось исполниться — местные власти настояли на том, чтобы забрать его. Причиной стал грипп, которым заболел Масафуми. Сейчас пенсионер живет в доме престарелых в городе Исигаки, расположенном в 60 километрах от Сотопанари, и все равно продолжает мечтать вернуться на остров, где прошли самые счастливые годы его жизни.
Путь не для всех
Жизнь в одиночестве подходит не всем. Основоположники мировых религий, гениальные художники, борцы за отмену рабства и даже спорные хикикомори — все-таки примеры редких и зачастую уникальных личностей. Когнитивный психолог Мэтт Джонсон говорит: «По природе своей люди — социальные существа. У большинства из нас есть врожденное стремление взаимодействовать с другими, испытывать чувство принадлежности и дух товарищества. Длительные периоды без социального контакта обычно вызывают пагубное воздействие на психическое и физическое здоровье». Мы согласны с Джонсоном и продолжаем спокойно ждать конца карантина, когда можно будет вернуться в социум. А если уж захочется экспериментов, то всегда можно отправиться на ретрит — ведь границы когда-то снова будут открыты.