Учредили евро
С 1 января 1999-го в обиход вошло евро, правда, в безналичном формате. Купюры и монеты появились в 2002 году. Но переформатирование европейского мышления началось задолго до денежного «причесывания» — для того, чтобы евро была введена в обращение, все страны-члены валютного союза должны были отвечать жестким критериям стабильности, закрепленным в Маастрихтских соглашениях (Treaty on European Union — договор 1992 года, формально заложивший основы экономического и валютного союза европейских стран). Это уровень инфляции, указывающий на стабильность, государственная задолженность не более 60% от ВВП с дефицитом госбюджета не выше 3% от ВВП и т. д.
В 1994 году во Франкфурте-на-Майне был учрежден Европейский валютный институт, который занимался исследованием экономических процессов в странах-членах ЕС. Гладким процесс назвать было нельзя — в Дании возникли противоречия с конституцией, в Греции финансовые показатели не дотянули до нужного уровня, Швеция и Великобритания попросту не захотели ввязываться в евро-историю.
Официальный сценарий перехода к единой валюте был принят на саммите в Мадриде 15–16 декабря 1995 года, также было учреждено название новой валюты — «евро». Дизайном купюр занимался художник, в чье портфолио входил Центробанк Австрии, — Роберт Калина, а тендер на поставки металла для чеканки монет выиграл Лоянский медный завод в центральной китайской провинции Хэнань. Так что даже евро — made in China.
Родился Спанч Боб
Мультсериал «Губка Боб Квадратные Штаны» (SpongeBob SquarePants) вышел в эфир канала Nikelodeon 1 мая и в первый же год стал самой популярной программой канала. Сейчас «Спанч Боб» насчитывает 11 полных сезонов, а в 2004 году вышел полнометражный мультфильм. Мы бы никогда и не узнали, что там смотрят эти детки, если бы не абсурдный юмор ситуаций, характеристики и образы персонажей и вообще сама идея фильма — все это будто создано для взрослого разума, раздраженного внешними веществами. В персонажах читается наследие трансгрессивного мультика «Шоу Рена и Стимпи» — отчасти поэтому «Спанч Боб» стал любимцем зрелой публики.
Автор идеи — аниматор Стивен Хилленберг — работал морским биологом, а Патрик и Спанч Боб появились в качестве иллюстраций к собственным лекциям о жизни на океанском дне, которые тот читал в одном из институтов Калифорнии. Хилленберг сделал несколько короткометражек и представил на фестивалях, где познакомился с создателем сериала «Новая жизнь Рокко» и был приглашен на работу автором сценария и креативным директором проекта.
Первоначально главного героя в форме квадратной морской губки звали Спанч Бой, но имя оказалось под чьим-то авторским правом. Так получился Спанч Боб и милый подводный городок Бикини-Боттом со всеми социальными опциями, включая новостную газету, кинотеатр и местный рок-бэнд под названием Boys Who Cry.
Когда вышла полнометражка, к изданию прилагались дополнительные материалы, одним из которых стал рассказ о семи смертных грехах, которые воплощают персонажи мультика. Патрик — высокопрофессиональный лентяй, Сквидвард — воплощение гнева, Мистер Крабс — алчность и т. д. Единственное сомнение вызывает изъян самого Спанч Боба — похоть. Однако вне сексуального контекста это качество трактуется как «чрезмерная любовь к окружающим» — тут, пожалуй, можно согласиться. Кстати, официальным днем рождения Спанч Боба фанаты считают 14 июля 1986 года — по крайней мере так записано в его водительских правах. А вот сам Хилленберг к глубочайшей скорби поклонников его творчества скончался от продолжительной болезни в ноябре 2018 года.
Судили первого художника, «оскорбившего чувства верующих»
Авдей Тер-Оганьян в 1999 году бежал из России, не дождавшись приговора суда, который при содействии патриарха Алексия II и набухающего союза религии и государственного строя не сулил ничего хорошего. Поправка об увеличении ответственности «за оскорбление чувств верующих» появилась только в 2013 году, и тогда органам пришлось поломать голову, как натянуть содеянное на 1-ю часть 282-й статьи УК РФ. А прецедент был таков: в декабре 1998 года проходила ярмарка «Арт-Манеж», в рамках которой Авдеем Тер-Оганьяном была проведена акция под названием «Юный безбожник». Предварительно художник приобрел в магазине «Софрино» несколько репродукций известных икон, разумеется — освященных. Развесив их в павильоне, он предложил гостям ярмарки осквернить иконы по фиксированной цене — желающих не нашлось, и тогда художник самолично начал рубить образы, тем самым пытаясь изгнать поддельную околоцерковную материальность из немонетизируемой духовной сути божеств.
Разумеется, возмущенные посетители стали валиться в обморок, через 10 минут милиция уже волокла Авдея в отделение, а кураторы ярмарки «Арт-Манеж» Вильям Мейланд и Ксения Богемская были вызваны в органы и днем позже уволены.
Авдей, видимо, привык к изгнаниям — их было достаточно. Его изгоняли из художественного училища за «увлечение модернизмом», изгоняли с презентаций и вернисажей за эксцентричное поведение, изгоняли из арт-сквота в Трехпрудном переулке, где тот основал легендарную галерею. Впервые после европейского изгнания Авдей приехал в Россию с выставкой под названием «ХОРОШО — ПЛОХО» , которая открылась 3 сентября в одной из галерей на территории «Армы». Речь художник ведет о самом главном — об этике, которая в современном мире становится исчезающей субстанцией.
Посадили за решетку «Доктора Смерть» Джека Кеворкяна
Джек Кеворкян работал патологоанатомом в одной из клиник Детройта, когда начал активно выступать за легитимацию эвтаназии. В 1989 году разработал и собственноручно сконструировал «машину самоубийства» под названием «Мерситрон» (от англ. mercy — милосердие), подающую смертельную дозу анальгетиков и токсичных препаратов в кровь неизлечимо больного. Машина предназначалась для страдающих пациентов, не способных покончить с собой иными способами. Так, 4 июня 1990, используя мерситрон, с собой покончил первый пациент, страдавший болезнью Альцгеймера. В общей сложности с 1990 по 1998 годы мерситроном воспользовалось более 130 человек. За это время Кеворкян несколько раз представал перед судом и был лишен медицинской лицензии, но обвинению каждый раз недоставало фактов.
В марте 1999 года Джек Кеворкян был-таки обвинен в прямом убийстве второй степени, после того как осуществил эвтаназию 52-летнего больного, страдавшего болезнью Лу Герига. В тюрьме он провел 8 лет и был отпущен за примерное поведение. Обо всей этой истории в красках рассказано в киноленте «Вы не знаете Джека» 2010 года, где Кеворкяна сыграл Аль Пачино.
Вышла «Матрица»
Хоть «Оскар» за 1999 год получил фильм «Красота по-американски», в поп-культуре рулили «Матрица», «Шестое чувство», «Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил», «Американский пирог» и «Бойцовский клуб». Дети получили в подарок первый опус «Покемона», который не предвещал такой обсессии, которой переболели взрослые в 2016 году, охотясь за покемонами в реале.
«Матрицу», конечно, можно назвать не просто культовым, но эпохальным кино. Это взлом сознания посредством щипцов для колки крабов — в роли них выступили Киану Ривз и Лоренс Фишбёрн. Кстати, Том Круз от роли Нео отказался. Руками, в которые были вложены «щипцы», стали братья — а теперь сестры — Вачовски. Поначалу зрители просто ходили смотреть на спецэффекты, но кое-кто после третьего раза начинал врубаться и рассказывать друзьям о том, что «все не так просто в этом кино».
В фильме содержится целый ряд философских, религиозных и художественных отсылок. Кто бы мог представить Киану, читающего книгу Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция»? Тем не менее благодаря сценаристам, которыми тоже выступили братья Вачовски, Ривз достает из книги спрятанный там диск, сверкнув главой «О нигилизме». Сам Бодрийяр был возмущен и утверждал, что братья полностью извратили смысл его работы. Да и вообще, он открещивался от звания «гуру постмодернизма», хотя постмодерн без него попросту не существует.
Автором литературной основы «Матрицы» считают Уильяма Гибсона и его роман «Нейромант». Там описаны искусственные реалии природы, которые передаются прямо в мозг человека посредством электрических импульсов точно в том же формате «кодов», которые в естественных условиях несут нам информацию. Так создается комбинация импульсов, которая стимулирует визуализацию и чувства во всей полноте — вот вам правдоподобный ментальный мир со всем его богатством вещей, событий и межличностных отношений. Именно в этом романе Гибсон назвал такой мир матрицей.
Странно, что мощный психотронный киноэффект удался каким-то мелкотравчатым сотрудникам агентства комиксов Marvel. Именно там работали (тогда еще братья) Вачовски и до «Матрицы» продали лишь триллер о каннибалах под названием «Плотоядный». Они обожали аниме, восточные единоборства и гонконгские боевики, а когда торговались с продюсером студии Warner Bros. Лоренцо Ди Бонавентуре насчет какого-то проходного боевика, подсунули ему синопсис «Матрицы» — понятно, что блестящие раскадровки, сделанные руками самих авторов идеи, продали бы что угодно.
Идея была визуально так хороша, что братья потребовали себе пару режиссерских кресел — и получили. Правда, им пришлось на пальцах объяснять руководителям студии, о чем фильм — они читали им вслух Платона и Кевина Келли, футуролога и основателя журнала Wired.
Случилась стрельба в школе «Колумбайн»
К сожалению, за 20 лет массовые убийства в школах стали феноменом , и это заставляет задуматься: что-то не так в образовательном мини-социуме. В апреле 1999 года в штате Колорадо, США, двое учеников старших классов, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, пришли в школу с оружием и расстреляли 13 человек, 24 были ранены. С помощью собранных вручную бомб мальчики собирались взорвать столовую, но химию они знали плохо — взрыв не удался, после часа кровавой бойни они покончили с собой, выстрелив в голову. Парни записали прощальное видео для родителей и знакомых, где извинялись за произошедшее.
За пару лет до инцидента Эрик Харрис начал вести блог, где делился искренней ненавистью к окружению, школе, миру. Дилан во всем разделял мировоззрение друга, вместе они начали воровать инструменты и оборудование для изготовления бомб, раздобыли оружие и публиковали в блоге фото, где угрожали «смертью всему миру», за что блог был заблокирован. Но парни не унывали и перешли на бумагу. В итоге их принудительно загнали к психотерапевту и посадили на Золофт (антидепрессант — прим. Salt Mag).
К бойне они подготовились виртуозно: сделали обрезы из ружей, чтобы прятать под одеждой, и около сотни устройств различной степени взрывоопасности. Расстрел начался с обедающих на траве школьников — как говорят очевидцы, после вопроса: «Рэйчел, ты веришь в Бога?» На ответ «да» последовало 4 выстрела из карабина.
Похожая трагедия 2012 года в школе «Сэнди-Хук» отодвинула «Колумбайн» на пятое место по числу жертв, а Сэнди-Хук в 2018-м в свою очередь обошла средняя школа «Марджори Стоунман Дуглас».
Apple выпустила iBook Clamshell
Apple представил портативный компьютер iBook, который отличался вычурным дизайном и поддерживал невиданную доселе функцию — WiFi, тогда еще в формате AirPort. Слоганом нового устройства был «iMac to Go» (по аналогии с «кофе на вынос»), а в рекламном ролике голос Барри Уайта «нейропрограммировал» покупателей «сказать привет Apple». Стоимость такой игрушки составляла 1599$. Хотя PowerBook для профессионалов стоил на 900$ дороже, компания пришла к выводу, что пора заполнить нишу относительно недорогих и простых ноутбуков для студентов, старших школьников и всех, кто мобилен и работает с текстами. Противники Apple тогда часто сравнивали ноутбук с крышкой унитаза — но магия Джобса победила. Самой крутой фичей Clamshell была ручка, взявшись за которую можно было легко носить гаджет в руке.
Эта милая «ракушка» была концом дизайнерских экспериментов с прозрачным пластиком и цветовой вычурностью — впереди годы цвета «графит» и максимальной лаконичности.
Бритни записала первый альбом, а Шер перешла на хеппи-хардкор
В этом году вышел первый альбом Бритни Спирс — …Baby One More Time, Кристина Агилера дебютировала с Genie in the Bottle, Backstreet Boys боролись за популярность с другими мальчиковыми коллективами — N’SYNC и Boyzone, а на танцполах ломались каблуки под Sing It Back, Bring It Back дуэта Moloko. Что касается музыкальных каналов, то все были влюблены в клип Melanie C — Never Be The Same Again, благодаря которому случился бум фитнес-центров.
Пожалуй, ничто так не маркирует 1999 год в поп-музыке, как эффект вокодера (программа, которая превращает голос в робота) — «ломаный» вокал мы слышим в пыточном хите Eiffel 65 — Blue (Da Ba Dee) , популярность которого можно объяснить только помехами от приближающегося миллениума.
Вокодер стал настоящим переключателем в карьере Шер. Именно ее хит Believe, который побил все рекорды популярности, представил публике радикальную перемену в звучании певицы. Авторами затеи стали два лондонских продюсера — Марк Тэйлор и Брайан Роулинг из студии Metro Productions. Первый вариант трека получился в стиле hardcore dance — и его решено было уничтожить, дабы не отпугнуть фанатов Шер. Второй, хотя в нем явно слышатся отголоски хеппи-хардкора, удался — дело спас сэмплер Akai S3000, который позволил собрать перкуссии в удобоваримый бит: танцевально и попсово одновременно. Но самым волнительным моментом была демонстрация вокальной партии, пропущенной через вокодер — Тейлор говорит, что в момент презентации у него дрожали коленки, но Шер сказала: «Это круто, ребята!»
А теперь закройте глаза, выдавите громкость на максимум, и пусть 2019-й идет к черту.