Жизнь после «Колумбайн»: как трагедия изменила наш взгляд на мир | Salt

Жизнь после «Колумбайн»: как трагедия изменила наш взгляд на мир

Социалка
Ольга Лысенко
Ольга Лысенко
20 апреля 2019, 13:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Жизнь после «Колумбайн»: как трагедия изменила наш взгляд на мир
Ровно 20 лет назад подростки Эрик Харрис и Дилан Клиболд расстреляли 13 своих одноклассников и учителей, ранили еще 24 человека и покончили с собой. Трагедия в школе «Колумбайн» была не первым инцидентом такого рода – теракты в учебных заведениях случались и раньше. Но впервые организаторами стрельбы стали обыкновенные школьники. Трагедия в штате Колорадо всколыхнула не только Америку, но и весь мир, дав старт важной общественной дискуссии о доступности оружия, безопасности и контроле за тем, что происходит в среде тинейджеров. События в «Колумбайн» повлияли на целое поколение и не могли не найти отражения в культуре: музыке, литературе и кино.

Музыка

«The Nobodies», Marilyn Manson
В 1999 году пресса попыталась обвинить в происшедшей трагедии Мэрилина Мэнсона. Ни один из стрелков не был фанатом Мэнсона, но музыкант давно вызывал у общественности опасения – жуткий имидж, антирелигиозные тексты и псевдоним, в котором фигурирует фамилия серийного убийцы Чарльза Мэнсона. В первых сюжетах после трагедии журналист Fox News сказал, что они раскрасили лица, имитируя грим певца – но это было неправдой. Мэрилин ответил на эти обвинения, записав трек The Nobodies, в котором раскритиковал пуританское и лицемерное американское общество, которое любит кровавые новости не меньше, чем осуждение пропаганды насилия.

Когда Мэнсона спросили, что бы он сказал Эрику и Дилану, музыкант ответил: «Я бы не сказал им ни слова. Я бы выслушал, что они сами хотят сказать, а этого не сделал никто».

Литература

«Эй, Нострадамус!», Дуглас Коупленд

В своем романе Дуглас Коупленд, автор «Поколения Икс» и «Рабов Майкрософта», обращается к чувствам и мыслям тех, кто вышел из школьной перестрелки живым и пытается найти смысл в том ужасе, через который пришлось пройти. Действие происходит в вымышленной школе в Ванкувере, но угадать в ней аллюзию на «Колумбайн» нетрудно.

Документалистика

«Боулинг для Коломбины» (2002), реж. Майкл Мур

Через три года после трагедии режиссер, журналист и политический активист Майкл Мур попытался докопаться до корней проблемы насилия среди подростков. В фильме Мур педантично перебирает всех «главных подозреваемых»: жестокие видеоигры, субкультуры, музыку, боевики — и оправдывает их все. Основным увлечением Харриса и Клиболда были не кровавые «стрелялки» и не тусовка готов, а мирный и безобидный боулинг. Основная причина, по мнению Мура, — атмосфера всеобщего недоверия, оружейное лобби, благодаря которому боеприпасы продаются в супермаркетах (именно там Харрис и Клиболд купили их) и привычка американского общества закрывать глаза на социальные проблемы. Двухчасовой «Боулинг для Коломбины» получил «Оскара» в номинации «Лучший документальный фильм», а также премию «Сезар» и «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

Кино

«Слон» (2003), реж. Гас Ван Сент

Изначально Ван Сент тоже хотел сделать фильм о событиях в «Колумбайн» документальным. Но к тому моменту, когда нашлись деньги на воплощение этого замысла, режиссер передумал и решил снять художественную картину, сюжет которой в общих чертах повторяет историю теракта. Сценария не было: Ван Сент просто набросал примерную фабулу и предложил не профессиональным актерам, а обычным старшеклассникам из Портленда, сымпровизировать все диалоги. Никаких объяснений произошедшего режиссер не дал — как и в жизни, мотивы главных героев остались туманными. Ван Сент стал лауреатом Каннского фестиваля в том же 2003 году, что и Мур: «Слон» взял «Золотую пальмовую ветвь» и приз за лучшую режиссуру.


«Вся жизнь перед глазами» (2007), реж. Вадим Перельман

Фильм с Умой Турман в главной роли снят по одноименной книге Лоры Касишке. Безумный подросток с ружьем направляет ствол на двух подруг, разбитную Диану и серую мышку Морин, предлагая им самим выбрать, кого убить. Выбор — каким бы он ни был — наложит отпечаток на всю дальнейшую жизнь выжившей. Расстрел одноклассников здесь – всего лишь сюжетная рамка. Эта история — не о немотивированом насилии, а о том, во что обращаются мечты юности, и какой может быть жизнь, которая обещала так много, а выполнила так мало.


«Вокс Люкс» (2018), реж. Брейди Корбет

Тихоня Селеста (Натали Портман), которой чудом удалось выжить в школьной перестрелке, пытается справиться с посттравматическим синдромом при помощи музыки и становится суперзвездой – не столько из-за таланта, сколько из-за интереса публики к трагедии в школе. Через 20 лет Селеста – невыносимая, эгоцентричная и никчемная дива – чувствует, что ее популярность угасла, и совершенно слетает с катушек. «Вокс Люкс» стал попыткой Корбета отрефлексировать собственные воспоминания о рубеже девяностых-нулевых, однако «истории поколения» (так самоуверенно режиссер называет свою картину в финале) не получилось – критики восприняли работу неоднозначно, а зрители – плохо: на Rotten Tomatoes рейтинг фильма составляет всего 44%.

Общество

В США, где патроны до сих пор лежат на полках магазинов рядом со стиральным порошком, а во многих штатах купить винтовку проще, чем антибиотики, вопрос безопасности стоит особенно остро. Год назад, после массового расстрела в школе Паркланда, когда 19-летний Николас Круз убил 17 детей, школьники вышли на митинг с девизом «Защищайте детей, а не оружие!». Стихийные акции протеста начались во Флориде во время прощания с жертвами, а на следующий день тысячи детей и их родителей устроили митинг в Вашингтоне, прямо у Белого Дома. Люди требовали запрета на свободную продажу оружия.
«Ни один ребенок не должен подвергаться опасности в американской школе» – сказал на это Дональд Трамп. Впрочем, уже через месяц он заявил, что не позволит усилить контроль за оборотом оружия, а для обеспечения безопасности нужно лучше вооружить охрану в школах и присматривать за неуравновешенными подростками.