20 лет фильму «С широко закрытыми глазами»: респектабельность, разврат и эстетика снов Стенли Кубрика | Salt

20 лет фильму «С широко закрытыми глазами»: респектабельность, разврат и эстетика снов Стенли Кубрика

Кино
Ольга Лысенко
Ольга Лысенко
13 июля, 9:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - 20 лет фильму «С широко закрытыми глазами»: респектабельность, разврат и эстетика снов Стенли Кубрика
Eyes Wide Shut movie anniversary courtesy collage
13 июля 1999 года на экраны вышел «С широко закрытыми глазами» — последний шедевр Стенли Кубрика. Критики до сих пор не могут определиться: одни называют его самой неудачной лентой режиссера, другие считают эту работу гениальной. Но того, что Кубрику удалось создать очень достоверную атмосферу страшного и увлекательного сна, не отрицает никто. И костюмы, а в особенности — маски героев, играют не последнюю роль в этой истории.

Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами». Courtesy photo

Эротический кошмар по Фрейду

«С широко закрытыми глазами» — очень вольная интерпретация рассказа Артура Шницлера «Новелла сна», написанного в 1925 году. Билл (Том Круз), преуспевающий врач, и его жена Элис (Николь Кидман) переживают кризис брака — искра угасла, личную жизнь заменяет светская. Подозревая, что Элис ему изменяет, Билл решает пуститься во все тяжкие и проникнуть на великосветскую оргию — он случайно узнает, что в некоем особняке устраивают тайные вечеринки с на все согласными моделями. Но, пробравшись туда, Билл понимает, что это не свингерские забавы, а собрание какого-то сатанинского культа. «С широко закрытыми глазами» — эротический сон, который скатывается в кошмар. И до самого конца непонятно, реальна ли история похождений доктора по миру темных фантазий.

Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами». Courtesy photo

Кубрика очень интересовала тема неверности и обмана, хотя сам он был примерным и даже скучным семьянином. И на главные роли в фильме об измене он искал именно реальную супружескую пару — он хотел, чтобы их настоящая семейная история переплелась со сценарием. Впрочем, и Кидман, и Круз отрицали, что в какой-то мере играли сами себя.

— Стэнли считал людей натурами противоречивыми, — рассказывала Николь. — Однако он восхищался страстью, преданностью, верностью. Ведь «Широко закрытые глаза» именно об этом, о преданности. Это очень оптимистический фильм. Люди считают его мрачным, но он полон надежд.

Тем не менее в 2017 году Кидман упомянула в интервью , что Кубрик был практически одержим конспирологией и говорил ей, что все дела в мире вершит тайное общество педофилов. Именно об этом и должен был быть его следующий фильм.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Темная лошадка Шарлотта Генсбур: каково лежать в постели с отцом, быть лицом YSL и снимать для себя клипы Звездные истории Темная лошадка Шарлотта Генсбур: каково лежать в постели с отцом, быть лицом YSL и снимать для себя клипы

Маска, я тебя знаю

Над одеждой героев фильма работала Марит Аллен — художница по костюмам, ответственная за наряды в целом ряде других крупных лент: «Мертвеце» Джима Джармуша, «Жизни в розовом цвете» Оливье Даана, оскароносной «Горбатой горе» Энга Ли и других.

Для съемок встречи тайного сатанинского культа Аллен требовалось создать костюмы, которые одновременно напоминали бы о черной мессе и о Венецианском карнавале, во время которого все встает с ног на голову, и люди, скрытые масками, получают возможность выйти за рамки своих привычных ролей. Кубрик сделал маску таким же персонажем фильма, как Элис и Билл Харфорды.

Марит Аллен использовала венецианские маски как метафору масок социальных — за респектабельной внешностью может скрываться все что угодно. А члены тайного оккультного общества, надев маски, получают возможность спустить с поводка свои низменные инстинкты

Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами». Courtesy photo

Реквизит для сцены оргии в особняке Аллен нашла в кэмденском магазинчике Joca Masks. Марит заглянула туда совершенно случайно и немедленно приобрела несколько масок работы венецианской мастерской Kartaruga. Правда, с золотой маской, предназначенной Тому Крузу, вышел конфуз. Через пару месяцев после визита Марит хозяйке магазина, художнице Джози Шеробайяни, позвонил сам Стенли Кубрик — лично.

— Он спросил меня, можно ли как-то увеличить полость для носа в золоченой маске, поскольку Том Круз постоянно жалуется, что она ему жмет. Но изменить форму маски было невозможно — она и так была очень тонкой, — вспоминает художница.

— Я предложила сделать слепок с лица Круза и создать другую маску — в точности похожую на оригинал, но с носом побольше

— Кубрик согласился, еще немного повздыхал насчет привередливых актеров и обещал перезвонить. Говорить с мистером Кубриком было честью для меня, но я с ужасом думала, как буду обмазывать лицо Тома Круза гипсом. И когда через пару недель Стенли позвонил и сказал, что передумал, я испытала огромное облегчение.

Нет ничего странного в том, что маска была неудобной для Круза — моделью для ее создания была девушка, 28-летняя австрийка Габриэль, бывшая девушка хозяина мастерской. Лицо Габи стало основой для многих других масок в фильме — все они были куплены в Kartaruga. Франко Секаморе, художник и хозяин мастерской, сделал их еще в начале 1980-х, за 12–15 лет до начала работы над «С широко закрытыми глазами».

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Чужое тело: Саша Сергеева — о том, как выжить в модельном бизнесе с неизлечимой болезнью Истории Чужое тело: Саша Сергеева — о том, как выжить в модельном бизнесе с неизлечимой болезнью

Респектабельность и разврат

Мрачный, выморочный мир тайного общества резко контрастирует с благополучным миром верхушки среднего класса, к которому принадлежат Билл и Элис. Супруга доктора, появляясь с мужем на вечеринках, должна выглядеть дорого и респектабельно. Ее работа — быть витриной благосостояния своей семьи. Но красота Элис не волнует ее мужа — она зря напрашивается на комплименты, спрашивая его: «Как я выгляжу?» «Ты всегда выглядишь очаровательно», — отвечает Билл, и оба прекрасно понимают, что это — ее долг.

Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами». Courtesy photo

За гардероб Элис отвечала дизайнер Лорен Скотт, которая уже успела поработать с Николь в качестве ее личного стилиста. Для Элис Скотт подобрала платья, в которых, по словам Николь Кидман, «женщина смотрится невероятно сексуально и утонченно». Основой гардероба стали наряды от Cerruti. Строгое и в то же время соблазнительное черное платье, которое Элис сбрасывает в первых же кадрах фильма, рифмуется с черными накидками, которые скрывают наготу секс-рабынь на оргии, — женщина, вне зависимости от ее социального статуса, остается объектом вожделения в туфлях на каблуках.

20 лет спустя эстетика фильма все еще остается актуальной. Костюмы членов тайного общества и маску героя Тома Круза можно купить в тысячах магазинов карнавальных нарядов. А французский Vogue отметил в 2010 году свое 90-летие костюмированной вечеринкой по мотивам фильма.