«Девчата»
Советская романтическая комедия, снятая в декорациях суровой уральской природы и соцсоревнования. История любви юной выпускницы Севастопольского кулинарного училища и бригадира-сердцееда тесно переплетается с другой историей. Тоже любви — но к еде: вот Тося Кислицына читает работникам леспромхоза лекцию о многообразии блюд из картошки, вот Илья ест несколько тарелок гречки подряд, чтобы подольше побыть с возлюбленной, вот Тося разрезает батон пополам и мажет его вареньем — не только чтобы наесться, но и чтобы социализироваться в новом коллективе. А ее фразу «Я решила вообще замуж не выходить — одной как-то спокойнее: хочу халву ем, хочу пряники!» вообще можно считать феминистской: даже спустя 58 лет после выхода фильма хочется халвы, пряников, пирожков с картошкой и грибами и свержения патриархата.
«Шоколад»
Обласканная зрителями и кинокритиками картина от шведского гения Лассе Халльстрёма — о том, как важно оставаться собой, даже если вокруг категорически восстают против этого. Героиня Жюльет Бинош Виенн вместе с дочерью приезжает в маленький городок, где все живут по принципу «что скажут соседи», открывает кондитерскую, не ходит в церковь, много смеется, крутит роман с красивым Ру (его играет Джонни Депп) и создает из шоколада терапевтические шедевры — каждому жителю города подбирает особенные конфеты.
Отличный повод поступиться диетой: потому что брауни, например, — это вкусно, вареная куриная грудь — нет, а общепринятые стандарты красоты пусть летят в пропасть.
«Рататуй»
Классический сюжет о том, что мечтать не вредно, а наоборот: если точно знаешь, чего хочешь, добьешься своего. Мышонок Реми, экспериментирующий на кухне, по сюжету вернул ресторану былой престиж, создателям фильма принес «Оскар» за лучший анимационный полнометражный фильм, а кулинарам всего мира — рецепт рататуя «как в мультфильме»: лук, чеснок, кабачки, помидоры и другие овощи, нарезанные не классическими кубиками, а кружочками, и тушеные на подушке из овощного соуса. Отличный фильм для того, чтобы на один вечер смахнуть с себя налет цивилизации и устроиться дома перед телевизором с тарелкой вкусной домашней еды.
«Большая жратва»
Середина нулевых — время расцвета дурацких, но милых молодежных комедий. Райан Рейнольдс, Анна Фэрис, туалетный юмор и попытки найти ответ на вопрос «Быть или не быть?». В данном случае: выбрать ли дурацкую работу, за которую больше платят, или остаться официантом, потому что это тебе действительно нравится? Спойлер — конечно, остаться, все равно вы с 2005 года этот фильм наверняка хоть раз, да видели. Но не грех и пересмотреть — чтобы потом, сидя в ресторане, как следует подумать, стоит ли катить бочку на персонал за слегка остывшую картошку фри (спойлер-2 — да ни в коем случае!).
«Хороший год»
Финансовый воротила с лицом Рассела Кроу едет из Лондона в Прованс, чтобы продать наследство, доставшееся от дяди. Там он видит старый дом, который так любил в детстве, виноградники, уходящие к горизонту, и Марион Котийяр, катящую на велосипеде с корзинкой посреди полей. И все, пропал Калабуховский дом — прощай, Лондонская фондовая биржа, привет, вино, сыр, свежеиспеченный хлеб и жизнь гедониста. Ничего нового режиссер Ридли Скотт в этом фильме не говорит — только то, что иногда бокал ледяного белого и вкусный ужин с друзьями важнее карьерной гонки. Или не иногда.
«Пряности и страсти»
Классическая притча о том, что не стоит забывать свои корни, — еще один фильм Лассе Халльстрема, на этот раз спродюсированный Стивеном Спилбергом и Опрой Уинфри. В центре сюжета — молодой индийский повар, который сначала выбрал амбиции и карьеру в Париже, а затем отказывается от них ради семьи и любви. Блюда индийской, французской и инопланетно-молекулярной кухни, уютные виды провинциальной Франции, Хелен Миррен в роли хозяйки мишленовского ресторана мадам Мэллори и очень красивая Шарлотта Лебон, играющая возлюбленную главного героя.
«Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту»
Биографическая картина нежного режиссера Норы Эфрон, основанная сразу на двух мемуарах: книге Джули Пауэлл — блогера, задавшейся целью приготовить 524 блюда из кулинарной книги Джулии Чайлд (и написавшей потом об этом книгу), и самой Чайлд — «Моя жизнь во Франции». Джули живет в 2000-х, Джулия — в 1940–1950-х, но проблемы у женщин одинаковые — обе хотят добиться своей цели, обеим нужна поддержка. Эфрон показывает, как изменился мир — и женщины в нем — за полвека. Кстати, в роли блогера Джули — Эми Адамс, в роли Джулии Чайлд — Мерил Стрип (получившая «Золотой глобус» за эту роль).