Красота во время чумы: что изменила пандемия и как выбирать косметику в эпоху фейковых новостей | Salt

Красота во время чумы: что изменила пандемия и как выбирать косметику в эпоху фейковых новостей

Индустрия
Евгения Башурина
Евгения Башурина
18 апреля 2020, 7:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Красота во время чумы: что изменила пандемия и как выбирать косметику в эпоху фейковых новостей
Getty Images / SALT-collage
Индустрия красоты меняется под воздействием пандемии коронавируса. Речь не только о производстве санитайзеров и финансовой поддержке медучреждений — согласно порталу Cosmetics Design, из-за вируса меняется отношение к красоте внутри сообщества.

Индустрия красоты далека от совершенства — вопросы здесь если и задают, то довольно редко. Сообщество все еще склонно верить брендам, за которыми стоят известные инфлюнсеры, или материалам в глянце, нахваливающим животворящий крем от популярной марки с многолетней историей.

Конечно, все не настолько печально. Комьюнити красоты, как и любое другое сообщество по интересам, меняется. Нам доступен PubMed с сотнями научных исследований, есть специальные форумы и научные бьюти-блоги, где авторы с профильным образованием (дерматологи, химики, врачи) разбирают составы лосьонов и кремов. Кажется, мир, в котором правит осознанный и взвешенный подход к косметике, уже близок, но будем честны — до его наступления еще слишком далеко. Так называемые скинтеллектуалы — лишь малая часть адептов красоты. Большинство скорее поверит не бьюти-химику Мишель Вонг , а ярким фотографиям известного инфлюенсера, который с густым слоем тонального крема на лице рассказывает о свойствах чудо-сыворотки против акне.

Мишель Вонг / ©labmuffin.com
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Мифы и легенды индустрии красоты: зачем брендам маркетинговые истории Индустрия Мифы и легенды индустрии красоты: зачем брендам маркетинговые истории

Летом 2019 года российская бьюти-сфера сотрясалась от скандала между блогером Катей Конасовой и брендом Fem Fatal’, продающим как раз таки сыворотку от акне. Они избрали самый верный из современных способов продвижения — рассылали сыворотку блогерам, а те расхваливали средство в своих Instagram-аккаунтах. Катя отправила сыворотку на экспертизу, результаты которой показали наличие в формуле изопропилового спирта и антибиотика тетрациклина. Он входит в перечень важнейших лекарственных средств ВОЗ, тетрациклиновую мазь можно купить в аптеке, но согласно российскому законодательству, его запрещено добавлять в косметическую продукцию из-за побочных эффектов для кожи.

После публикации видеорасследования Кати Конасовой некоторые блогеры, рекламирующие сыворотку Fem Fatal’, принесли извинения своим подписчикам. Да, они тоже стали жертвами обмана бренда. Кто-то решил отмолчаться, но тут в деле Fem Fatal’ появилась «аптечный ревизорро» Екатерина Диденко. Напомним , что в марте этого года муж и друзья известного Instagram-эксперта в области аптечных препаратов погибли на вечеринке в честь дня ее рождения. Они отравились углекислым газом — по непонятной причине Диденко и компания решили добавить в бассейн 25 килограммов сухого льда.

Диденко решила восстановить честное имя и репутацию Fem Fatal’, которому своим расследованием нанесла ущерб Катя Конасова. Она провела собственные опыты на кухне и в багажнике машины, чтобы доказать, что лабораторная экспертиза Конасовой — профанация. Согласно анализу Диденко, в сыворотке не нашлось не только антибиотика, но и изопропилового спирта. Чтобы определить в продукте наличие последнего, Екатерина подобрала в подъезде медную проволоку, с помощью которой подожгла на кухне корвалол и сыворотку.

В составе корвалола более 50% этилового спирта. Он, как и изопропиловой спирт, который искала Диденко в сыворотке, хорошо горит. Екатерина обнаружила, что корвалол загорелся, а сыворотка нет — следовательно, никакого спирта в формуле Fem Fatal’ не содержится, а значит Катя Конасова и исследовательская лаборатория врут.

На самом деле основной компонент сыворотки — вода, а спирт туда добавлен в минимальных количествах. Науке еще неизвестны случаи возгорания воды, но Диденко было не остановить. Она объявила, что расследование Конасовой — заказная PR-акция другого бренда, конкурента Fem Fatal’. По мнению Диденко, сывороткой можно пользоваться без опасений, и многие ей поверили.

В Сети такие, как Диденко, поджидают нас тысячами. «Аптечный ревизорро» вынуждает верить ей — она ведь эксперт с высшим фармобразованием. Другие инфлюенсеры могут и не обладать красными дипломами, а просто приводить в пример непроверенные исследования и псевдонаучные статьи. Им, как лидерам мнений, доверяют и покупают неэффективные, а иногда и опасные косметические продукты.

Мы живем в цифровом мире, где соблюдение диджитал-этикета не менее важно, чем поведение в реальности. Ежедневно мы поглощаем огромное количество информации, которая часто вводит нас в заблуждение. Пандемия коронавируса лишь усилила наше присутствие в Сети — мы «ходим» на Zoom-вечеринки, онлайн посещаем психотерапевта и безостановочно листаем новости. С одной стороны, «матрица» помогает нам отвлечься от происходящего за ее пределами, с другой — поток новостей формирует страх перед вирусом и неопределенностью будущего. Именно в этот момент, когда тягостные мысли о судьбе человечества мешают нам заснуть, в ленте появляется очередная новость, которая гласит, что вируса не существует — это все проделки правительства (тайной масонской ложи или инопланетян). Такие новости могут выглядеть очень убедительно — авторы приводят сотни примеров, дают ссылки на «авторитетные» источники и иллюстрируют все таблицами и графиками. Всегда найдутся люди, которые поверят в подобные заявления.

В сфере красоты и здоровья тоже воспользовались паникой на фоне пандемии. Пока одни бренды продавали маски и санитайзеры по неоправданно высоким ценам, другие предлагали купить эфирные масла и обещали, что они защитят (а если что, и излечат) от коронавируса. И им тоже верили!

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Косметика с микробами и последствия пандемии: как изменится уход за кожей в 2020 году Индустрия Косметика с микробами и последствия пандемии: как изменится уход за кожей в 2020 году

Конечно, брендам важно продать свой продукт, но что делать покупателям, которые в итоге оказываются дезинформированы? По  мнению Cosmetics Design , грядет новая тенденция — «осознанная красота», которая подразумевает, что бьюти-сообщество, пройдя через эпоху фейковых новостей о коронавирусе, научится, наконец, ориентироваться в бесконечном информационном потоке. По большому счету, все останется по-прежнему — составы безопасными и чистыми, тестирования и производства этичными. Основной упор «осознанная красота» сделает именно на доступность информации — бренды начнут больше рассказывать о своих исследованиях и формулах, а покупатели будут тщательнее проверять компоненты и изучать составы. Уже сейчас существует множество марок, которые придерживаются политики прозрачности — это, в первую очередь, The Ordinary и другие представители нового поколения брендов. Для покупателей тоже созданы все условия — приложения, которые позволяют проверять на безопасность компоненты сывороток, и доступ к базам научных исследований. От нас не скрывают информацию, просто мы не всегда готовы изучать вопрос глубже, ведь проще довериться мнению известного блогера.

Хочется верить, что стремление к подобному осознанному рациональному подходу станет в сообществе не менее популярным, чем повальное увлечение натуральной косметикой. Тогда мы, наконец, перестанем верить инфлюенсерам и скупать кремы, которые не работают, а продаются только за счет красивой истории создания (чья правдивость, к слову, тоже вызывает вопросы).