Эксперимент Льюиса Термена
В 1926 году психолог и профессор Стэнфордского университета Льюис Термен обошел почти все школы Калифорнии и отобрал полторы тысячи учеников с уровнем IQ 140 и выше. Этих детей он назвал «термиты», и их жизни стали объектом исследования психологов и социологов. Большинство «термитов» достигли богатства и славы, но были в группе и те, кто не оправдал ожиданий Термена — они выбирали для себя «простые» профессии: полицейского, моряка или машиниста. Это заставило профессора сделать вывод, что интеллект и достижения никак не связаны напрямую.
В личной жизни «термиты» также не были счастливее других: случаи разводов, алкоголизма и самоубийств в группе были сопоставимы со статистикой в среднем по стране. Так что Термен пришел к еще одному выводу: интеллект не гарантирует не только успеха в карьере, но и счастливой жизни. В лучшем случае высокий интеллект никак не влияет на удовлетворение жизнью, а в худшем — он вообще делает людей несчастными .
Умные не равно успешные
Осознание своих талантов для многих становится настоящим бременем. Когда в девяностые годы почти 80-летних «термитов» попросили вспомнить жизнь, большинство из них признались, что они не довольны своими успехами. Им казалось, что они не оправдали надежд, которые были возложены на них в детстве.
Это чувство хорошо знакомо многим одаренным детям. Вспомним знаменитую историю британки малазийского происхождения Суфии Юсоф, имя которой попало в заголовки газет еще в 1997 году. Причиной этому послужил возраст девушки — Суфия стала студенткой математического факультета Оксфорда в 13 лет. Но, вопреки ожиданиям успехов в академическом мире, судьба девушки сложилась по другому сценарию: сначала она сбежала из университета, проучившись там четыре года, а еще через несколько лет поразила тем, что начала работать проституткой. «В работе девушкой по вызову мне, в первую очередь, нравится, что у меня все под контролем. Моим контролем», — заявляла девушка. Но через некоторое время она все-таки сменила сферу деятельности и стала социальным работником. Математикой она так больше никогда и не занималась.
«Я слишком быстро повзрослела. Начиная с 11 лет, я только и делала, что занималась математикой. У меня вообще не было друзей. Поэтому у меня нет сожалений, что я ушла из академического мира», — говорит Суфия.
Еще один пример — американский вундеркинд Уильям Сайдис. Уровень его IQ — от 250 до 300 пунктов. Это наивысший зарегистрированный результат оценки умственных способностей в истории. В возрасте полутора лет он смог прочесть газету The New York Times, на четвертом году жизни прочел Гомера в оригинале, в шесть лет изучил аристотелевскую логику и стал атеистом, а к восьми годам на его счету было уже четыре книги, включая научную публикацию по анатомии, по которой в семь лет он сдал экзамен Гарвардской медицинской школы. Кроме того, в 8 лет Уильям знал восемь языков (а в зрелом возрасте владел уже 40 языками), а в 11 лет поступил в Гарвард, который окончил с отличием в 16. Но несмотря на все свои интеллектуальные достижения, Сайдис испытывал трудности в социальном взаимодействии. Он сменил множество работ: от помощника преподавателя математики до простого бухгалтера, которым он в итоге и проработал всю жизнь. У него никогда не складывались отношения с коллегами, и в одном из интервью журналисту бостонской газеты он рассказал, что хотел бы быть отшельником и что никакие романтические отношения его не интересуют. Именно поэтому некоторые критики используют биографию «самого умного человека в истории» как наиболее яркий пример того, что вундеркинды рискуют не достичь успеха в зрелом возрасте.
Получается, что ни одаренность в детстве, ни коэффициент интеллекта не являются гарантией успешности и востребованности человека.
Профессор Джоан Фримэн, президент-основатель Европейского совета по высоким способностям (European Council for High Ability), длительное время наблюдала за талантливыми детьми, о чем рассказывает в своей книге «Одаренная жизнь: что случается с одаренными детьми, когда они вырастают». Фримэн пришла к выводу, что далеко не каждый ребенок, родившийся с теми или иными способностями, будет обладать ими и во взрослой жизни. Из 210 подопытных профессора Фримэн только шестеро развили свои таланты в нечто, что может заслуживать внимания. Остальные же превратились в самых обычных среднестатистических взрослых без каких-либо интеллектуальных особенностей.
Шанс на успех есть у каждого
Существует мнение, что логическое мышление, которое принято оценивать стандартными IQ-тестами, это всего лишь умение выполнять известные алгоритмы (например, найти зеленый треугольник в ряду зеленых квадратов). Само по себе это умение, конечно, ценно, но оно не всегда имеет значение в реальной жизни. Например, исследования Технологического института Карнеги показали, что финансовый успех на 85% зависит от навыков так называемой «социальной инженерии», то есть способности строить диалог, договариваться и руководить.
Развивать мозг полезно для общего здоровья и долголетия (о приложениях, которые могут с этим помочь, мы писали тут ), но зацикливаться на собственном интеллекте и образованности все-таки не стоит. Не менее важным и актуальным для современного человека является развитие так называемого эмоционального интеллекта. Научиться управлять своими эмоциями, принимать на себя ответственность, уметь отвечать за свои поступки, правильно оценивать желания окружающих и демонстрировать эмпатию — вот что важно в современном мире и для построения успешной карьеры, и для личных отношений.
И не забудьте про мотивацию! Пусть это покажется банальным, но наличие мотивации является серьезным фактором достижения успеха.
Профессор психологии в университете Пенсильвании, автор научно-популярных книг Анджела Дакворт провела серию исследований , которые показали, что мотивация очень серьезно влияет даже на результаты классического теста измерения интеллекта — шкалы Векслера. Замотивированные психологами дети справлялись с ним намного лучше, чем те, кто проходил тест в обычных условиях.
Получается, для достижения успеха в жизни совсем не обязательно обладать выдающимися талантами. Даже если вам не повезло родиться Моцартом, который в пять лет уже написал несколько симфоний, или Блезом Паскалем, который в 16 лет сформулировал и доказал одну из важнейших геометрических теорем, стоит помнить, что шансы на успех в профессиональной области у всех равны. Главное — упорство и трудолюбие. Ведь даже сам Эйнштейн говорил: «Я хорошо знаю, что у меня нет особого таланта — исключительно любопытство, навязчивость и упорная выносливость в сочетании с самокритикой привели меня к моим идеям».