«Я знаю, что ничего не знаю»: почему высокий IQ не гарантирует счастливую жизнь | Salt

«Я знаю, что ничего не знаю»: почему высокий IQ не гарантирует счастливую жизнь

Социалка
Ксения Элзес
Ксения Элзес
15 июля 2020, 13:35
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - «Я знаю, что ничего не знаю»: почему высокий IQ не гарантирует счастливую жизнь
SALT-collage
Цель основной части среднего и высшего образования — развитие научного или, другими словами, академического интеллекта. Быть умным — здорово. Если ты умен, ты можешь легко стать богатым, знаменитым и любимым. Мы ходим на тренинги, читаем книги, делаем упражнения для того, чтобы прокачать мозг и простимулировать умственную деятельность. Известно, что настоящих гениев в мире единицы, но стать ими пытаются многие. А если не получилось у самих, мы пытаемся вырастить гениев из наших детей. Но возникает вопрос: стоит ли? И прав ли был Эрнест Хемингуэй, когда сказал, что «умные люди редко бывают счастливы»? А что по этому поводу считают сами гении? Можно ли добиться успеха, если ваш IQ не выше среднего? Разбираемся.

Эксперимент Льюиса Термена

В 1926 году психолог и профессор Стэнфордского университета Льюис Термен обошел почти все школы Калифорнии и отобрал полторы тысячи учеников с уровнем IQ 140 и выше. Этих детей он назвал «термиты», и их жизни стали объектом исследования психологов и социологов. Большинство «термитов» достигли богатства и славы, но были в группе и те, кто не оправдал ожиданий Термена — они выбирали для себя «простые» профессии: полицейского, моряка или машиниста. Это заставило профессора сделать вывод, что интеллект и достижения никак не связаны напрямую.

В личной жизни «термиты» также не были счастливее других: случаи разводов, алкоголизма и самоубийств в группе были сопоставимы со статистикой в среднем по стране. Так что Термен пришел к еще одному выводу: интеллект не гарантирует не только успеха в карьере, но и счастливой жизни. В лучшем случае высокий интеллект никак не влияет на удовлетворение жизнью, а в худшем — он вообще делает людей несчастными .

Умные не равно успешные

Осознание своих талантов для многих становится настоящим бременем. Когда в девяностые годы почти 80-летних «термитов» попросили вспомнить жизнь, большинство из них признались, что они не довольны своими успехами. Им казалось, что они не оправдали надежд, которые были возложены на них в детстве.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Кто такой Марк Цукерберг? Самые безумные конспирологические теории об основателе Facebook Явление Кто такой Марк Цукерберг? Самые безумные конспирологические теории об основателе Facebook

Это чувство хорошо знакомо многим одаренным детям. Вспомним знаменитую историю британки малазийского происхождения Суфии Юсоф, имя которой попало в заголовки газет еще в 1997 году. Причиной этому послужил возраст девушки — Суфия стала студенткой математического факультета Оксфорда в 13 лет. Но, вопреки ожиданиям успехов в академическом мире, судьба девушки сложилась по другому сценарию: сначала она сбежала из университета, про­учившись там четыре года, а еще через несколько лет поразила тем, что начала работать проституткой. «В работе девушкой по вызову мне, в первую очередь, нравится, что у меня все под контролем. Моим контролем», — заявляла девушка. Но через некоторое время она все-таки сменила сферу деятельности и стала социальным работником. Математикой она так больше никогда и не занималась.

Суфия Юсоф / Wikimedia

«Я слишком быстро повзрослела. Начиная с 11 лет, я только и делала, что занималась математикой. У меня вообще не было друзей. Поэтому у меня нет сожалений, что я ушла из академического мира», — говорит Суфия.

Еще один пример — американский вундеркинд Уильям Сайдис. Уровень его IQ — от 250 до 300 пунктов. Это наивысший зарегистрированный результат оценки умственных способностей в истории. В возрасте полутора лет он смог прочесть газету The New York Times, на четвертом году жизни прочел Гомера в оригинале, в шесть лет изучил аристотелевскую логику и стал атеистом, а к восьми годам на его счету было уже четыре книги, включая научную публикацию по анатомии, по которой в семь лет он сдал экзамен Гарвардской медицинской школы. Кроме того, в 8 лет Уильям знал восемь языков (а в зрелом возрасте владел уже 40 языками), а в 11 лет поступил в Гарвард, который окончил с отличием в 16. Но несмотря на все свои интеллектуальные достижения, Сайдис испытывал трудности в социальном взаимодействии. Он сменил множество работ: от помощника преподавателя математики до простого бухгалтера, которым он в итоге и проработал всю жизнь. У него никогда не складывались отношения с коллегами, и в одном из интервью журналисту бостонской газеты он рассказал, что хотел бы быть отшельником и что никакие романтические отношения его не интересуют. Именно поэтому некоторые критики используют биографию «самого умного человека в истории» как наиболее яркий пример того, что вундеркинды рискуют не достичь успеха в зрелом возрасте.

Уильям Сайдис / Wikimedia

Получается, что ни одаренность в детстве, ни коэффициент интеллекта не являются гарантией успешности и востребованности человека.

Профессор Джоан Фримэн, президент-основатель Европейского совета по высоким способностям (European Council for High Ability), длительное время наблюдала за талантливыми детьми, о чем рассказывает в своей книге «Одаренная жизнь: что случается с одаренными детьми, когда они вырастают». Фримэн пришла к выводу, что далеко не каждый ребенок, родившийся с теми или иными способностями, будет обладать ими и во взрослой жизни. Из 210 подопытных профессора Фримэн только шестеро развили свои таланты в нечто, что может заслуживать внимания. Остальные же превратились в самых обычных среднестатистических взрослых без каких-либо интеллектуальных особенностей.

Шанс на успех есть у каждого

Существует мнение, что логическое мышление, которое принято оценивать стандартными IQ-тестами, это всего лишь умение выполнять известные алгоритмы (например, найти зеленый треугольник в ряду зеленых квадратов). Само по себе это умение, конечно, ценно, но оно не всегда имеет значение в реальной жизни. Например, исследования Технологического института Карнеги показали, что финансовый успех на 85% зависит от навыков так называемой «социальной инженерии», то есть способности строить диалог, договариваться и руководить.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Навыки будущего: как остаться человеком в эпоху ИИ и что для этого делать Образование Навыки будущего: как остаться человеком в эпоху ИИ и что для этого делать

Развивать мозг полезно для общего здоровья и долголетия (о приложениях, которые могут с этим помочь, мы писали тут ), но зацикливаться на собственном интеллекте и образованности все-таки не стоит. Не менее важным и актуальным для современного человека является развитие так называемого эмоционального интеллекта. Научиться управлять своими эмоциями, принимать на себя ответственность, уметь отвечать за свои поступки, правильно оценивать желания окружающих и демонстрировать эмпатию — вот что важно в современном мире и для построения успешной карьеры, и для личных отношений.

И не забудьте про мотивацию! Пусть это покажется банальным, но наличие мотивации является серьезным фактором достижения успеха.

Профессор психологии в университете Пенсильвании, автор научно-популярных книг Анджела Дакворт провела серию исследований , которые показали, что мотивация очень серьезно влияет даже на результаты классического теста измерения интеллекта — шкалы Векслера. Замотивированные психологами дети справлялись с ним намного лучше, чем те, кто проходил тест в обычных условиях.

Получается, для достижения успеха в жизни совсем не обязательно обладать выдающимися талантами. Даже если вам не повезло родиться Моцартом, который в пять лет уже написал несколько симфоний, или Блезом Паскалем, который в 16 лет сформулировал и доказал одну из важнейших геометрических теорем, стоит помнить, что шансы на успех в профессиональной области у всех равны. Главное — упорство и трудолюбие. Ведь даже сам Эйнштейн говорил: «Я хорошо знаю, что у меня нет особого таланта — исключительно любопытство, навязчивость и упорная выносливость в сочетании с самокритикой привели меня к моим идеям».