Дать Земле шанс: как изменится экоактивизм в 2020 году | Salt

Дать Земле шанс: как изменится экоактивизм в 2020 году

Социалка
Евгения Башурина
Евгения Башурина
5 июня 2020, 9:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Дать Земле шанс: как изменится экоактивизм в 2020 году
Getty Images / SALT-collage
5 июня мир празднует Всемирный день окружающей среды. Раньше он был поводом напомнить людям о проблемах экологии, но сегодня мы говорим об этом ежедневно и чаще задумываемся о пластиковом загрязнении, изменении климата и угрозах для экосистем. Общество стало ответственнее, и каждая его часть стремится сделать свой вклад в сохранение планеты. Рассказываем, на что компании и экоактивисты берут курс в 2020 году, как повлиял на окружающую среду коронавирус и что точно не поможет восстановить экологию.

Углеродная нейтральность

Углеродную нейтральность можно назвать основным эконаправлением, по которому будут двигаться компании по всему миру. Смысл инициативы в том, чтобы сократить выброс углекислого газа в атмосферу при производстве товаров и тем самым остановить наступление глобального потепления. Ответственные бьюти-бренды ищут более безопасные способы изготовления упаковки, при которых получится значительно сократить количество вырабатываемого диоксида углерода. Многие начинают сотрудничать с проектами по защите климата, чья деятельность напрямую связана с сокращением выбросов в атмосферу.

Изменения затронули и модную индустрию. Conde Nast планирует достичь полной углеродной нейтральности к 2020 году, дизайнеры и представители фэшн-сообщества подписываются под открытым письмом , где призывают реорганизовать Недели моды — так производство станет более экологичным. Устойчивый бренд обуви Allbirds возложил на себя углеродный налог . Компания посчитала, сколько углекислого газа производит при создании одной пары кроссовок. Узнали даже, сколько углерода вырабатывается автобусом, на котором их сотрудник добирается до работы. Полученные 10 кг углекислого газа они стараются компенсировать вкладами в Углеродный фонд, инвестирующий в посадку деревьев, очищение воздуха и проекты в области чистой энергии.

В глобальном масштабе началась борьба с цементом, при производстве которого вырабатывается наибольшее количество углекислого газа. На данный момент компании ищут альтернативы в технологиях и сырье, чтобы найти формулу более экологичного материала.

Переработка мусора

Продукция из отсортированных и переработанных отходов — не минутная прихоть компаний и брендов, а новая реальность. Рециркуляция мусора сокращает выброс парниковых газов, уменьшает потребность в использовании нового сырья из природных ресурсов и экономит энергию. В 2017 году было доказано , что ресайклинг положительно влияет на экономику и создает новые рабочие места.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Полезная привычка: как научиться сортировать мусор Социалка Полезная привычка: как научиться сортировать мусор

IKEA принимает и вторично использует собственные изделия для создания новых. Nike выпускает экоколлекции из переработанного полиэстера и органического хлопка. Модельер Марин Серр выпускает коллекции, которые на 50% состоят из переработанных материалов. Отечественные бренды тоже не отстают — в 2019 году появился русский экобренд одежды Lethed . Все материалы для худи и футболок изготавливают из текстильных остатков производства, прошедших сертификацию качества.

Растительная еда

Вегетарианцы спасали экологию задолго до того, как это превратилось в тенденцию. Сейчас на растительную еду переходят все те, кто задумывается о будущем планеты — это не обязательно радикальный веганизм, но и вегетарианство и его различные подвиды. Животноводство является одним из крупнейших источников загрязнения окружающей среды, которое к тому же требует большого количества пресной воды.

Некоторые компании (например, Impossible Foods ) нашли способ повторить текстуру, цвет и вкус мяса в производстве продуктов, используя при этом только овощи. Никто, в принципе, не призывает отказаться от мяса и продуктов животного происхождения полностью, но их продажи падают — люди самостоятельно выбирают растительные альтернативы.

Последствия пандемии

Шутки о том, что природа из-за коронавируса настолько очистилась, что в Венецию вернулись дельфины, в Польшу — ведьмаки, а в Лиссабон — динозавры, в действительности очень далеки от правды. И не только по причине фантастичности некоторых мемов. Из-за пандемии значительно возрос уровень пластикового загрязнения — всему виной массовое использование одноразовых масок и перчаток. Долгое время из-за карантина не функционировали пункты сбора мусора, а многие кофейни отказались принимать многоразовые кружки посетителей и использовали только одноразовые стаканы для кофе.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Красота во время чумы: что изменила пандемия и как выбирать косметику в эпоху фейковых новостей Индустрия Красота во время чумы: что изменила пандемия и как выбирать косметику в эпоху фейковых новостей

В опасности также оказались экосистемы, которые до пандемии находились под охраной проектов по защите окружающей среды. Национальные парки, сухопутные и морские заповедники на некоторое время остались без присмотра, что привело к незаконной рыбалке , охоте и вырубке лесов.

Впрочем, мировая самоизоляция оставила и положительный след. Во-первых, значительно сократился выброс углекислого газа и повысилось качество воздуха — это впервые обнаружили в Китае, где карантин начался еще в январе.

Экошейминг не сработает

С ростом тенденции на устойчивый образ жизни общество непроизвольно разделилось на три группы. Первая, самая ответственная, сортирует отходы и пропагандирует растительную диету. Участники второй менее погружены в тему, но носят шоперы и отказываются от пластиковых пакетов. Третья группа не делает ничего. На это влияет не только отсутствие желания или жизнь в информационном вакууме — многие не могут разделить стремление к устойчивости из-за финансовых или физических ограничений. На последних чаще всего направлен экошейминг. Их высмеивают или откровенно травят за образ жизни.

Такой метод позитивно сработал в случае с Гретой Тунберг, когда на саммите ООН она пристыдила глав государств за их безразличие к проблеме изменения климата. Это породило стихийную волну забастовок и значительно вдохновило экодвижение на дальнейшую борьбу.

Часто экошейминг, особенно в социальных сетях, направлен на одного человека, который, по мнению активистов, ведет неправильный образ жизни. Экологии от этого лучше не становится — жертва травли не может в одиночку сократить выброс углекислого газа в атмосферу или очистить мировой океан от пластика. Окружающая среда продолжит страдать, как и психика жертвы экошейминга. Для сохранения планеты мы должны объединиться и защищать ее общими усилиями.