«Мы странно встретились» — если бы этот фильм снимался не в СССР, а в США, то одну из главных ролей точно могла бы сыграть Эми Адамс. А вторую (и тоже главную) — Голливуд. В киноиндустрию, где молодость ценится превыше всего, Адамс попала, когда ей исполнилось 25 — сыграла маленькую роль в черной комедии «Убийственные красотки». Для Фабрики грез стартовать в 25 — это поздно и смело, но вряд ли Эми об этом думала и писала бизнес-план покорения больших экранов.
На кастинг фильма она попала почти случайно: в ее предыдущей жизни предпосылок к большой голливудской карьере точно не было. Родилась в семье мормонов, четвертая из семерых детей, родители постоянно переезжали и не скрывали, что вряд ли смогут обеспечить им поступление в колледж. Эми всегда держала это в голове, поэтому была отличницей, пела в школьном хоре и занималась балетом — в надежде, что последний поможет ей продолжить обучение. Не получилось — позже Адамс говорила, что «не перестает жалеть о том, что не окончила колледж». После школы будущая актриса устроилась в музыкальный театр — после балета он казался ей более раскрепощенным, подрабатывала в магазине Gap и даже три недели была официанткой.
Театр, еда и кино
Потом были Boulder’s Dinner Theatre и Country Dinner Playhouse: «dinner» — потому, что выступления Эми зрители смотрели за ужином, и ей пришлось научиться импровизировать и не бояться того, что тебя встречают молчанием. В 1995 Адамс переехала в Миннесоту, работать в Chanhassen Dinner Theatres. Там она получила травму колена, после которой не смогла больше танцевать — зато смогла поучаствовать в кастинге тех самых невыдающихся «Убийственных красоток».
Эми переехала в Голливуд: по ее собственному признанию, это было похоже на разрыв отношений — труппа театра в Шанхассене успела стать для нее родной, а в Калифорнии среди людей, точно знающих, как себя держать, с кем выстраивать «нетворкинг» и на каких вечеринках светиться, Эми было неуютно. Ей предлагали крохотные роли — в сериале «Зачарованные» (1999), «Тайны Смолвилля» (2001), «Западное крыло» (2002). Отказывали гораздо чаще. Странная история почти превратилась в обычную — актрис, пытавшихся покорить Голливуд, но не покоривших, в Калифорнии сотни.
Но агенту Адамс удалось устроить для нее прослушивание в новый фильм Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь» — и ее утвердили: она сыграла возлюбленную героя Леонардо Ди Каприо. Фильм блестяще прошел в прокате, собрав 300 миллионов долларов чистой прибыли.
Спилберг публично утверждал, что Эми ждет большое будущее, сама же она то говорила в интервью New York Post, что «именно тогда поверила в собственные силы», то признавалась USA Today, что подумывала «переехать в Нью-Йорк и заняться чем-нибудь другим», потому что в следующие три года после премьеры «Поймай меня, если сможешь» не получила ни одного стоящего предложения
2005 год стал для Эми переломным. Ей исполнилось 30 — именно тогда она задумалась о переезде из Калифорнии и смене карьерного вектора — и режиссер Фил Моррисон предложил ей сыграть в малобюджетной арт-хаусной картине «Июньский жук». Она очень тонко воплотила на экране образ женщины, которая, несмотря на бытовые сложности, будто светится изнутри, и этот свет вызывает желание просто постоять с ней рядом. За роль Адамс получила специальный приз жюри за актерское мастерство на «Сандэнсе», еще семь наград на других кинофестивалях, первую номинацию на «Оскар» и самое главное — то, что представители киносообщества наконец-то повернули к ней головы.
«Вы видите хорошего человека»
За следующие несколько лет Эми доказала, что у ее таланта много граней. Романтическая комедия «Жених напрокат», сериал «Офис», мюзикл «Зачарованная» — пока кинокритики отмечали яркий комический дар Адамс (некоторые из них, правда, ерничали, что Адамс лишь удается добавлять новые ноты к образу «умной дурочки»), она вместе с Эмили Блант сыграла в комедийно-драматическом фильме Кристин Джеффс «Чистка до блеска» — истории двух женщин, начинающих новое дело и пытающихся помочь друг другу.
— Эми обладает этой неуловимой чертой Ингрид Бергман, каким-то внутренним светом, — говорил USA Today Джон Патрик Шенли, режиссер фильма «Сомнение», в котором Адамс сыграла в 2008 году и была снова номинирована на «Оскар». — Глядя на нее, вы видите хорошего человека, сопротивляющегося мерзостям этого сложного мира, и, несмотря на свой острый ум, продолжающего нести в себе эту особую духовную невинность.
В том же 2008 журнал Vanity Fair включил актрису в список «10 новых лиц 2008 года», и с тех пор вряд ли кто-то вспоминал о странном (и позднем) попадании Эми Адамс в обойму голливудских звезд класса «А». Позже она сыграет тихоню Пегги в драме «Мастер» Пола Томаса Андерса, американскую художницу Маргарет Кин в байопике Тима Бертона «Большие глаза», девушку-плечо-поддержки в спортивной драме «Боец» и женщин, проживающих свои травмы в фантастическом «Прибытии» и пронзительном сериале «Острые предметы».
Роль пьющей журналистки, которая возвращается в родной городок, чтобы расследовать серию убийств, а заодно разобраться с матерью, была хорошо принята и зрителями, и критиками. Издание Independent назвало «Острые предметы» «самым безрадостным опытом в карьере Адамс». Сама Эми с этим не согласна: ей переосмысление архетипа женщины-детектива очень понравилось.
— Здорово, что можно взять жанр и превратить его во что-то совершенно уникальное, свое, — говорит актриса.
«Не хочу, чтобы дочь видела, как мне больно или обидно»
— Что меня больше всего раздражает? — задумчиво спрашивает Эми саму себя в интервью американскому GQ. И тут же отвечает рассуждением на рассуждение: оказывается, она терпеть не может грубость. Совсем.
— Дома еще ничего, если дочка начнет оговариваться, — продолжает актриса. — Но в ресторане, например, это неприемлемо. Я не переношу людей, которые грубят официантам.
Однако к людям, которые были грубы или жестоки с ней самой и с которыми Эми за свою карьеру сталкивалась нередко, Адамс была достаточно терпелива. Так, например, во время съемок фильма «Афера по-американски» в 2013 году режиссер Дэвид О. Рассел специально доводил актрис до слез — провоцировал Эми и ее партнершу Дженнифер Лоуренс на «неожиданные реакции», чтобы они сыграли более талантливо. После того, как фильм вышел в прокат, а Лоуренс публично возмутилась тем, что гонорары коллег-актеров в этой картине были существенно выше, чем у них с Адамс, только на том основании, что эти коллеги были мужчинами, Эми лаконично высказалась, что из-за Рассела она «плакала каждый день».
— Мало того, что ты получаешь меньше всех, так с тобой еще и отвратительно обращаются, — рассказала Адамс в октябре 2016 года российскому изданию «7 дней».
Но мы заранее все знали [о манере поведения режиссера]. Так стоит ли жаловаться? И я, и Дженнифер получили номинации на «Оскар» за этот фильм
Кажется, несмотря на публичный статус, Эми так и не удалось отрастить «тефлоновую кожу» — так она говорила о Лоуренс, восхищаясь ее смелостью отстаивать свои права. Она осталась эмоциональной, восприимчивой ко всему, что задевает ее даже по касательной (ну, какое ей, казалось бы, дело до официантов?), но при этом — редкое для Голливуда качество — эмпатичной.
Она пытается понять мотивы, которыми руководствовались люди, выбирая ту или иную манеру поведения, и, если получится, оправдать их. Говорит, что причина этому — 9-летняя Авиана Аллеа, их дочь с актером и художником Дарреном ле Галло.
— Материнство открыло для меня новый уровень сочувствия, — говорит актриса. — Я имею в виду выражение собственных переживаний — особенно при ребенке. Очень легко поддаться эмоциям, но когда ты мать (я говорю сейчас о своем личном опыте), ты не хочешь, чтобы дочь видела, как тебе больно или обидно. Я говорю: все чудесно, а потом иду в кладовку, чтобы как следует выплакаться. В глазах ребенка надо быть сильной.
«Я копирую тебя»
Эта эмпатичность помогает Эми и в профессиональной деятельности. В злой, мрачной, страшной и восхитительно красивой мелодраме Тома Форда о мести «Ночные животные» (буквальный перевод названия фильма — Nocturnal animals — гораздо точнее странной российской адаптации «Под покровом ночи») Адамс сыграла хозяйку галереи современного искусства в Лос-Анджелесе Сьюзен, которая получает от давнего бывшего посылку с его новым романом.
— Я согласилась на роль сразу же, — рассказывала Адамс уже после того, как фильм Форда взял гран-при Венецианского фестиваля. — Она как раз привлекла меня своей сложностью. Моя героиня словно носит маску, маску внешнего лоска, которая проявляется в ее особенном макияже. Мне это очень понравилось.
Платья с декольте, юбка-карандаш, крупные украшения — образы, придуманные в художественных мастерских Форда, по словам актрисы, были настолько далеки от нее самой, насколько это вообще возможно.
— Я привыкла носить футболки и треники, — говорила Эми. — И была в восторге от образа, который он для меня создал. Я подумала: насколько сложно было бы поддерживать этот образ в жизни? Выдержала два дня и сдалась. Одна помада чего стоит! У меня все зубы [были] в помаде, и вообще все вокруг в помаде. Моя дочка не давалась целоваться.
А на съемочной площадке удивила и восхитила Форда: она почувствовала связь режиссера с ее персонажем — Сьюзан, которая за внешним благополучием прячет свою внутреннюю жизнь: болючую, странную, полную обид, оглядок на прошлое и сожалений, словом, совсем не похожую на ту, какую ждут от успешной галеристки (или звездного дизайнера). И скопировала его.
— На съемочной площадке Том спрашивал: «Почему Эми постоянно жестикулирует?» Я отвечала: «Правда? Ты не знаешь, почему я это делаю? Да я же копирую тебя».
«Хочу дождаться момента, когда женщинам не надо будет носить водолазки»
В обычной жизни Эми носит черные легинсы, футболку с надписью «Better in real life», огромную сумку-шопер — «Извините, но я мать-ботаник» — мажет веснушчатое лицо санскрином.
— Есть люди, которые входят — и их сразу все замечают, говорит Адамс. — Вот Дженнифер Лоуренс, например. Не думаю, что это желание внимания, скорее — ее сущность. Это есть в ней. А я могу очень-очень быстро стать незаметной в комнате.
Незаметной? Ну, почти.
На кинопремии «Оскар» в 2019 году Эми появилась в темно-синем платье Atelier Versace. V-образный вырез до пояса вызвал шквал критики по обе стороны океана. Его сочли «слишком откровенным», и Адамс (которая для всех публичных выходов выбирает яркие наряды) такая оценка сильно расстроила.
— Знаете, как бы мне хотелось дождаться момента, когда женщинам не нужно будет носить водолазки, — сказала она в интервью The Guardian. — Надеюсь, что мы сможем дойти до того, что женщина сможет носить платье с глубоким вырезом и все же иметь какое-то значение. У меня растет дочь, так что мне вдвойне печально, что мы все еще в этой точке. Помню, я говорила мужу: ты можешь представить, что женщина говорит о мужчине: «Ну, вы видели, как сидят его штаны, — вы могли ясно видеть все изгибы! И я не должен трогать это? Да ладно!»