Не верь глазам. Что значат экомаркировки на продуктах, как это влияет на ценник и кто за этим следит | Salt

Не верь глазам. Что значат экомаркировки на продуктах, как это влияет на ценник и кто за этим следит

Где есть, что пить
Соня Шпильберг
Соня Шпильберг
7 октября, 12:10
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Не верь глазам. Что значат экомаркировки на продуктах, как это влияет на ценник и кто за этим следит
SALT-collage
Недавно сеть швейцарских супермаркетов Migros перешла на блокчейн, как и крупные фуд-моллы за океаном, и теперь можно отследить «трекинг» любого продукта: из чего и кем он сделан, насколько экологично выращен и т. п. В России, к сожалению, пищевой блокчейн не виден даже на горизонте, а урегулирование ситуации с маркировками «био», «органик», «без ГМО» и т. п. — только в проекте. Как разобраться, что действительно натуральное, что фермерское, а что органическое? Рассказывает Илья Елпанов, основатель онлайн-магазина натуральных продуктов «Ешь Деревенское» .

Органик

Этим термином можно назвать продукты, которые производятся без использования минеральных или химических удобрений, выращиваются на земле, которая пережила конверсионный период — то есть уже несколько лет не возделывалась традиционным сельскохозяйственным способом, когда для повышения урожайности применяют севооборот (смену посадок на одном и том же участке) — и специальные методы обработки грунта. Также важно, чтобы поблизости не было никаких вредных производств.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - 14 нестыдных вопросов о рыбе и морепродуктах Где есть, что пить 14 нестыдных вопросов о рыбе и морепродуктах

По сути, органические продукты — это здоровые продукты, которые не способны внести в ваш организм что-то негативное.

Brad Stallcup / Unsplash

Чаще всего именно такую продукцию производят фермерские хозяйства, потому что они создают ее не в промышленных масштабах, а чаще под заказ, поэтому не добавляют ничего, что, например, повлияет на срок хранения молока; не вкалывают цыплятам гормоны, не обрабатывают продукцию радиацией. Животные в органическом производстве должны получать только органический корм, по большей части — из своего же хозяйства, и не подвергаться воздействию гормональных инъекций и антибиотиков.

Допустимая норма неорганических компонентов в составе — не более 5%. Сами продукты не должны производиться на одной площадке с неорганическими и даже транспортируются в отдельной таре. Принцип органики можно выразить так: без вреда для окружающей среды, животных и человека, с наименьшим (по сравнению с другими способами производства) вмешательством человека в органические процессы и конечный продукт. Однако заявлять официально, что это «органический продукт», производитель имеет право теперь уже только при наличии соответствующих документов.

Био

По большому счету, «био» и «органика» — это одно и то же. Какое-то время назад именно на этом слове маркетологи решили сделать акцент, потому что «био» — это же сама жизнь, как этим не воспользоваться? Покупательский спрос, разумеется, увеличивался, а вместе с ним и цена. Однако есть ГОСТ о «био» в контексте молочной продукции: «БИО — это продукт переработки молока, обогащенный пробиотиками и/или пребиотиками».

Amanda Vick / Unsplash

Пока на официальном уровне только биопродукты могут улучшить вашу микрофлору, все же прочие варианты — креатив pr-сотрудников. В среде маркетологов есть свое сленговое обозначение для этого явления: greenwashing. Ввиду глобальных экотрендов компании делают упаковку с зелеными листиками или животными, крупно печатают слова «сertified», «100% organic», «recycled», «not tested on animals» и т. п. А вы думаете, что, поедая этот продукт, станете стройнее и здоровее, и платите больше.

Без ГМО

В России на законодательном уровне запрещено выращивать растения с генной модификацией. Поэтому, вероятно, когда на упаковке с продукцией российского производства — картофеле, моркови или гречневой крупе — указано «без ГМО», то это скорее маркетинговая уловка и просто избыточная информация. Но в Европе есть огромный хайп вокруг отслеживаемой цепочки продуктов для, к примеру, общепитов — и тот же Макдоналдс, который придерживается принципа международной стандартизации, мониторит «биографию» всех-всех своих ингредиентов и запрашивает документальное подтверждение по российской пшенице, в том числе и по ГМО. Там проверяется все — от полей, удобрений и элеваторов вплоть до упаковки, несмотря на то, что в России одно из самых экологичных производств сельскохозяйственных культур.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Сто рецептов красоты? Чем опасна домашняя косметика Индустрия Сто рецептов красоты? Чем опасна домашняя косметика

Эко

Сюда попадает все то, что причиняет минимальный вред окружающей среде. Например, молоко может быть «эко», потому что упаковано в биоразлагаемую упаковку. Это здорово, но молоко-то там самое обычное. Маркировка не подтверждает безопасность самого продукта или особенную пользу для человека.

Роскачество недавно предложило урегулировать хаос, царящий в эко-, био-, органик-продукции, и позволить размещать на упаковках подобную информацию лишь для продуктов, производимых без химических компонентов. Маркировке «фермерский» будет дано свое определение, и к ним предъявят свои требования — все это урегулирование существует сейчас только в виде проектов. Термины «натуральный» и «эко» сейчас не фигурируют ни в одном действующем нормативно-правовом акте или техническом документе, определяющем требования к пищевой продукции.

Натур и фермерское

Это такой народный термин — «натуральные продукты». СанПиН и ГОСТ по этому поводу молчат, а вот деревенские жители, напротив, активно агитируют в пользу своего, натурального. Что попадает в эту категорию? Тыква с грядки, яблоко с ветки, свежее молоко, мясо и все то, что можно купить у бабули, которая утром приехала в столицу и привезла на рынок выращенную в огороде зелень или квашеную капусту.

В промышленных производствах не может быть натурального: любой сок делается из концентрата, а кефир — с добавлением сухого молока. Пока что основной способ определения качества и полезности продукта — это изучение состава на упаковке. По крайней мере, все производители официально обязаны указывать ингредиенты с учетом даже пресловутых «следов арахиса» или яиц.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Как открыть собственный ресторан и не прогореть — лайфхаки от Оксаны Путан Где есть, что пить Как открыть собственный ресторан и не прогореть — лайфхаки от Оксаны Путан

«Фермерское», в первую очередь, — это история происхождения продукта, как следует из названия — произведенного тем или иным хозяйством. Хозяйства в свою очередь уже несут ответственность за то, кто, где, из чего и как сделал этот продукт. Документально это можно подтвердить, только попросив поставщика предоставить документы о том, что он занимается фермерской деятельностью на территории такого-то населенного пункта. Мы, например, за этим следим очень строго. Все документы и сертификаты есть у нас на сайте, а если кому-то нужно больше информации, в социальных сетях мы выкладываем видео, которые записывают наши фермеры, где рассказывают о том, как производят тот или иной продукт.

Можно ли верить маркировке?

Что касается законной маркировки, то для понятий «эко», «натур», «био», «фермерский» стандарты не прописаны, и каждый волен употреблять их по поводу и без. Но это пока. На «органик» маркировка уже имеет ГОСТ, и с 2020 года это понятие будет защищено законом. В Европе «органик» официально маркируется зеленым листком в виде звездочек Евросоюза. Маркировка графическим знаком «органик» для России — в разработке и на продуктах появится в 2020 году. Наносить этот знак на свою продукцию смогут только те производители, которые пройдут сертификацию. Все так затянулось потому, что Россия занимает 0,2% от мирового рынка органических продуктов даже с учетом традиционно экологичного выращивания зерновых. Пока подробности о маркировке можно изучить по Ростесту и руководствоваться собственным разумом: читать список ингредиентов, обращать внимание на производителя и не поддаваться на уловки маркетологов.