«Норм», «Объект22» и «Зачем я это увидел?»: лучшие подкасты для нашего социального пузыря | Salt

«Норм», «Объект22» и «Зачем я это увидел?»: лучшие подкасты для нашего социального пузыря

Образование
Соня Шпильберг
Соня Шпильберг
3 января 2020, 13:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - «Норм», «Объект22» и «Зачем я это увидел?»: лучшие подкасты для нашего социального пузыря
SALT-collage
В мире сейчас вещают 700 тысяч подкастов , которые выпустили 29 млн передач, а аудиореклама стала самой прибыльной на рынке маркетинга. Примером успешного подкастинга служит шведский стартап Acast, чей месячный заработок доходит до $35 миллионов. Наушники и смартфон дают нам доступ к любому аудиофайлу в любое время, и уже не нужно собираться в гостиной всей семьей в указанный час, чтобы узнать продолжение истории. В чем секрет популярности подкастов, как не утонуть в их количестве и что выбрать?

Отцы подкастинга

Предком подкаст-формата принято считать RSS, а отцами — нескольких разработчиков из лабораторий Apple. Однако пальма отцовства в подкастинге принадлежит разработчику и блогеру Дейву Уинеру, который в 2001 году придумал функцию аудиовложения на страничке своего блога Scripting News . Сам термин «подкастинг» был предложен пионером блогосферы и журналистом Беном Хаммерсли в феврале 2004 года, а технология с успехом перешла в iTunes и добавила айподам-динозаврам инновационности. Собственно, приставка «pod» оказалась там не случайно.

Титул «Podfather» однако гордо носит Адам Карри, ведущий MTV и официальный подкастер. Именно он в 1993 году создал портал mtv.com, чтобы вещать от имени музыкального ТВ своим голосом. Разумеется, он оскандалился, удачно продал свое изобретение и переехал в Европу, где основал целую мини-империю подкастинга United Resources, став главным популяризатором формата «пищи для ушей» в рамках своего шоу Daily Source Code .

Адам Карри / Фото: YouTube

Теперь таких «адамов карри» тысячи, и все они пытаются отвоевать себе наш аудиоканал для наушников — главный атрибут эры подкастов.

Наш мозг настроен на бла-бла

Но что по-настоящему сделало подкасты популярными, так это доступность технологий. Как только весь мир обзавелся смартфонами и постоянным доступом к интернету, жизнь обрела новый саундтрек. И здесь включились еще два феномена: интимность восприятия и сторителлинг. Почему формат «это только для тебя» работает? Потому что в мире сенсорной перегрузки все хотят спрятаться туда, где им комфортно, и слышать именно то, что приятно. Выбранный подкаст — это саунд твоего лично пузыря, где всегда уют и защита. В общем — интим предлагать.

Сторителлинг — вообще архаичная опция для нашей социализации, мы с детства постигаем мир через рассказы. Как заметил психолог Джонатан Хайдт: «Человеческий разум — это разговорный процессор историй, а вовсе не логический».

Истории важны для понимания нашего места в мире отчасти и потому, что согласно нейроэкономисту Полу Заку, который посвятил жизнь изучению феномена сторителлинга, наш мозг высвобождает окситоцин — химический элемент сочувствия — когда мы выстраиваем в воображении цепочку событий по чьему-то рассказу.

Олли Манн, блогер и сооснователь комедийного подкаста Answer Me This!, который стал трехкратным победителем конкурса Sony Radio Academy Awards

«То, что всегда отличало радио от телевидения, это близость. А подкаст — это уже интимность, потому что вы выбрали его, и он буквально заполз к вам в уши по приглашению»

Мы запоминаем информацию в 22 раза лучше, если она подана нам в виде рассказа — неудивительно, что у лучших лекторов в университетах всегда успеваемость учеников на высоте. Даже антропологи голосуют за сторителлинг как элемент генетической эволюции: чем убедительнее ты вешаешь лапшу на уши партнеру, тем выше возможность спаривания.

Ко всему прочему мы живем в мире мультизадачности. Это не слишком хорошо, как считают психологи, но тем не менее у нас есть возможность изучать языки или слушать лекции во время пробежки, уборки, за рулем или прогуливаясь. Ведь все мы такие сознательные, и терять время зря — не к лицу.

Что слушать из подкастов

Наш выбор субъективен — ведь разобраться в сотнях русскоязычных подкастов и тысячах англоязычных, это личное дело каждого. Но если наши вкусы совпадут, вы сэкономите время и спасетесь от цунами ненужной информации.

Icons8 team / Unsplash
«Полка»

Это литературный проект журналиста Юрия Сапрыкина, который в 2019 году занял первое место в топе Apple Music. В формате вопросов и ответов он рассказывает о русской литературе — получился такой отечественный формат передач Art and Ideas , которые делает BBC. Интересующимся книгами также будут полезны подкасты «Читатель» , который делает главный редактор Bookmate Павел Грозный, и  «Книжный базар» от Meduza.

«В предыдущих сериях»

Главред «Кинопоиска» Лиза Сурганова и автор канала «Запасаемся попкорном» Иван Филиппов обсуждают главные сериальные новинки и новости кинорынка. «Черное зеркало», «Семейный брак», «Чернобыль» — стоит ли смотреть, чем они хороши, как их снимали. Авторитетные рекомендации помогут избежать потерянного времени.

Лиза Сурганова / Фото: YouTube
«Чтение»

Ведущий радио «Маяк» Евгений Стаховский в рамках своего шоу «Объект22» читает рассказы. И это не просто чтение — это очень хорошее чтение с уютным саундом и искренней любовью к текстам, которые попадают к Стаховскому в руки. Его выбор падает на самых разных писателей, это может быть Кнут Гамсун, Жан-Поль Сартр или Луиджи Пиранделло, но будьте покойны — Пелевина вы там точно не услышите. Кроме того, Стаховский делает удивительно живые передачи на темы литературы и философии, которые можно найти в подкастах «Маяка», такие как «Философия» , «Эффект Стаховского» и  «Литературный Нобель» . А на днях в Телеграме появился канал проекта «Объект22», дабы подписчики не пропускали интересненького.

«Философствующая Ондатра»

Проект «Глаголев FM» — это независимое онлайн-радио от «Батенька, да вы трансформер», онлайн-журнала о безумии современного мира, который делают журналист Егор Мостовщиков и команда выпускников журфака МГУ. «Глаголев» радует слушателя с разных сторон — африканской музыкой, научпопом, современной антропологией и т. д. Одна из передач — это «Философствующая Ондатра», где ведущая Анна Кантианка разбирает современные тенденции и перемены в обществе, занимательно объясняя философию для тех, кто не любит думать.

«Зачем я это увидел?»

Радио Arzamas — просветительский проект, где через форматы лекций и интерактивных материалов легко можно заполнить пробелы в знаниях. Один из подкастов проекта — «Зачем я это увидел» — посвящен теме искусства и выставок. О феноменах искусства и контенте современных галерей занимательно рассказывают редактор «Арзамаса» Кирилл Головастиков и замдиректора Пушкинского музея по научной работе Илья Доронченков.

«Постнаука»

Проект, основанный философом Иваром Максутовым в 2012 году, посвящен популяризации науки в самых разных форматах. На сайте «Постнауки» собрано около 2000 лекций, которые довольно популярным языком начитали для ресурса самые разные ученые. Конечно, у проекта есть и подкаст с лекциями, где можно нагрузить только уши, пока глаза заняты, к примеру, ничем. Среди тем лекций — все, что может интересовать науку: фотоны, гендер, дрожжи, Фридрих Шеллинг, бихевиоризм, бозоны и — упс — Гарри Поттер.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень». Courtesy photo
«Норм»

Это аудиоизобретение шеф-редактора The Bell Дарьи Чекудиновой и редактора Яндекса Насти Курганской. Девушки поднимают разные, но очень близкие всем нам темы и говорят про расставания, дружбу, отношения с вещами и интернетом.

Если вы не боитесь челленджей, то англоязычные подкасты Radiotopia  — в частности «99%Invisible» , «Song Exploder» , «Theory of Everithing»  — послужат не только источником информации, но и эталоном того, каких профессиональных высот могут достигнуть журналисты в аудиосторителлинге. Особенно если у проекта неограниченный бюджет — Radiotopia процветает как ответвление радио PRX исключительно благодаря пожертвованиям слушателей.