И жизнь, и слезы, и попкорн: песни из фильмов, под которые можно поплакать | Salt

И жизнь, и слезы, и попкорн: песни из фильмов, под которые можно поплакать

Музыка
Соня Шпильберг
Соня Шпильберг
15 июля, 13:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - И жизнь, и слезы, и попкорн: песни из фильмов, под которые можно поплакать
Как говорил Шекспир, «рыданья ослабляют горечь мук» — и мы поверим ему больше, чем родному психотерапевту. Плач помогает нам сбросить эмоциональную нагрузку, потому что за ним непременно следует катарсис, а слезы всегда смывают пыль с оптики нашего мировосприятия. Мы предлагаем вам перезагрузить эмоции, а эти мучительно прекрасные песни и фильмы мигом выбьют пробку вашего социального терпения.

Сrash Into Me — Dave Matthews Band

После того, как парень говорит тебе, что он гей, и ты успокаиваешь его, а потом решаешь потерять невинность с девственником, который на самом деле оказывается «не так чист, как хотелось» — самое время слушать Сrash Into Me. Пожалуй, эту песню всегда хорошо иметь под рукой, как пластырь, только наоборот — как триггер эмоций, если вдруг вам нужно изобразить плачь или сделать грустное лицо. Героиня Сирши Ронан в фильме «Леди Берд» легко переживает неудачи и делит их с подругой — нет ничего лучше, чем выплакать все дурное, а потом начать новую жизнь.

Группа Dave Mathews Band — это символ 90-х, а голос вокалиста Дэйва Метьюса свел с ума не одну школьницу. В 1998 году за песню Crash Into Me группа получила «Грэмми», а автор признался, что вдохновенная грусть пришла к нему, когда он в течение нескольких вечеров подсматривал за загадочной и, конечно же, прекрасной девушкой в окне напротив. Режиссер фильма Грета Гервиг — известная любительница стилистики 90-х, поэтому она неслучайно использовала песню Dave Mathews Band. В фильме 2011 года «Девушки в опасности» Грета танцует под хит из 90-х The Real McCoy — Another Night с искренним упоением.

The Buggles — Video Killed the Radio Star

Чем хороша режиссер Сара Полли — так это невероятным чутьем в отношении метаний женской души. Ее героиня в фильме «Любит/ Не любит» в исполнении Мишель Уильямс переживает очередную любовную неудачу и понимает: сколько бы ни было мужчин в ее жизни, отношения никогда не будут совершенными. В финальной сцене она остается с собой наедине, казалось бы, в полной безысходности, но вдруг что-то происходит — и она принимает все как есть. Пусть идет, как идет, ведь никто и никогда не поймет тебя лучше, чем ты сама. Полли тут ставит буквально философский вопрос: есть ли смысл анализировать вечную проблему выбора, или лучше просто за болью и сожалением разглядеть красоту момента?

Песня Video Killed the Radio Star нью-вейв группы The Buggles вышла в 1978 году и была посвящена критике технических инноваций. Несмотря на свои мажорные нотки, она дает неоднозначный нерв переживаниям героини и сообщает особую чувственную канву финалу.

Сара Полли — актриса, режиссер, сценарист

«В детстве мы с братом часто слушали Video Killed The Radio Star — это был большой хит, но когда я стала старше, то восприняла эту песню совсем в другом ключе. Я вслушалась в текст и поняла, что это про боль. Звучит так конфетно и танцевально, но на самом деле это душераздирающе, в этой песне миллион историй, и я думаю, что она отражает именно то, о чем фильм»

Prince — Purple Rain

Фильм «Пурпурный дождь» основан на биографии самого Принса, и трек Purple Rain разрывает сердце оголенной, как провода, интимностью. По сюжету главный герой переживает непростое становление в музыкальном мире, где царят интриги и оголтелая коммерция. Он далеко не совершенство, но у него горячее сердце, он не сдается, несмотря на бесперспективность и конкуренцию. Накануне выступления Малыш (Принс) сжимает волю в кулак и садится писать песню, которая идет прямо из сердца, и посвящает ее отцу. Сдобренная слезами, которые Принс роняет на сцене во время исполнения, песня становится гимном поистине пурпурно-эпической грусти.

В 2016 году песня снова вернулась в чарты и появилась в Billboard Hot 100 на 17 строчке — это было связано с трагической смертью Принса. «Пурпурный дождь — это кровь в небесах. Голубой + красный = пурпур. Это красиво, и это как конец света — когда только любовь к Богу или близкому человеку проведет тебя сквозь пурпурный дождь», — пояснял свою лирику сам Принс. Мотив пурпурного апокалипсиса после сингла Purple Rain еще не раз встречался в поэзии этого эксцентричного и гениального исполнителя.

Beck — Everybody’s Gotta Learn Sometimes

В фильме «Вечное сияние чистого разума» сценарист Чарли Кауфман сюрреалистично изобразил самую банальную в мире вещь — утраченную любовь. Клементина (Кейт Уинслет) в буквальном смысле слова стирает воспоминания о ее коротком романе с меланхоликом Джоэлом (Джим Керри), побуждая его сделать то же самое. Но боль и любовь прорастают в подсознании Джоэла вместе с песней Everybody’s Gotta Learn Sometimes, и фильм в итоге становится материальным воплощением депрессии — так что, если вы в неблагоприятной фазе, воздержитесь от просмотра бесспорного шедевра режиссера Мишеля Гондри.

В действительности песня Everybody’s Gotta Learn Sometimes — кавер-версия одноименного хита группы The Korgis из 80-х. Кавер был блестящей идеей гения по созданию рвущих душу саундтреков — Джона Брайона, который продюсирует альбомы Канье Уэста, Руфуса Уайнрайта и Фионы Эппл.

Aimee Mann — Wise Up

Чем действительно уникален саундтрек к лучшему фильму Пола Томаса Андерсона «Магнолия», так это моментом, когда герои начинают петь. «Жизнь слишком длинная, черт бы ее побрал!» — говорит умирающий Эрл герою Филиппа Сеймура Хоффмана, который играет чувствительного санитара. Жизнь — ужасная путаница, и все страдают. Фильм о перипетиях одного дня, где трагически и при этом так обыденно переплелись судьбы различных героев.

В действительности Андерсон решил снимать фильм именно тогда, когда буквально влюбился в музыку американской певицы Эйми Манн. Поэтому «Магнолия» прошита ее музыкой и живыми эмоциями, которые через актерскую игру и интимность происходящего погружают нас в поток фатальной грусти. Собственно, именно благодаря режиссеру об Эйми Манн узнал весь мир, и в 2018 году ее альбом Mental Illness получил «Грэмми» как лучший в категории «фолк».

Jesus and Mary Chain — Just Like Honey

Фильм «Трудности перевода» прекрасен. Чем? Да решительно всем. Стилем, музыкой, Токио, юмором, Мюрреем и Йоханссон, и все это решено мучительно тонко. Когда история заканчивается, чувства остаются нетронутыми и навсегда чистыми — ими герои не воспользовались, чтобы не испортить красоту момента. И вот этот финальный поцелуй дает нам ощутить болезненный потенциал этих чувств.

На самом деле песня Just Like Honey — о кокаиновой зависимости. Но кого это волнует? И если группу  Jesus and Mary Chain считают альтернативным роком, то этот трек звучит совершенным шугейзом (популярный в конце 90-х музыкальный жанр — прим. Salt Mag) и наилучшим образом иллюстрирует токийский шумовой фон. Шумовой — скорее эмоционально. Музыку к самым известным своим фильмам София Коппола выбирала из личной коллекции совершенно субъективно, что закрепило за ней статус «многогранной женщины с чертовски хорошим вкусом» — ее саундтреки неизменно становятся культовыми.

София Коппола — режиссер, продюсер

«Во время работы над фильмом я специально слушала японский дрим-поп и почему-то стала думать о себе 20-летней. Папа любил оперу, а я слушала Jesus and Mary Chain и My Bloody Valentine, мне это всегда напоминает учебу в старшей школе. В песне Just Like Honey есть какая-то сонная меланхолия, одиночество в городской суете, вечный джетлаг, и я решила взять ее в фильм» 

Sigur Rós — The Nothing Song

«Увидимся в следующей жизни, когда мы будем кошками», — говорит светлоликий герой Тома Круза, шагая к краю пропасти под робкие аккорды Sigur Rós. «Ванильное небо» — один из тех фильмов, которые подарили нам волшебную возможность пережить эмоции на экране как праздник, и в этом большая заслуга саундтрека, куда вошли Radiohead, R.E.M, The Chemical Brothers, Afrika Bambaataa и другие культовые группы конца 90-х — начала 2000-х. По сути, режиссер Кэмерон Кроу запихнул в саундтрек все, что слушал за последние шесть месяцев. В фильме несколько болезненно острых моментов — например, готовить жилет для слез можно уже с  R.E.M — Sweetness Follows .

Сладкоголосые исландские построкеры Sigur Rós своего участия в проекте не оценили. Им фильм показался полным «мусором», но они признали, что факт присутствия их композиции в саундтреке, да еще в финальной сцене фильма, положительно сказался на продажах сингла. На самом деле плакать можно почти под любой трек Sigur Rós, особенно если представить, как поутру вокалист Йон Биргиссон берет гитару и смычок (а он действительно превратил электрогитару в смычковый инструмент), садится у окна и заводит свои камлания, глядя на выжженную гейзерами исландскую землю.

А теперь вытрите слезы и идите на работу.