Цветы и руны: как создавались костюмы для фильма «Солнцестояние» | Salt

Цветы и руны: как создавались костюмы для фильма «Солнцестояние»

Тенденции
Евгения Башурина
Евгения Башурина
3 июля 2020, 9:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Цветы и руны: как создавались костюмы для фильма «Солнцестояние»
SALT-collage
Ровно год назад в мировой прокат вышел хоррор Ари Астера «Солнцестояние» — красивая и одновременно пугающая история о группе американских туристов, попавших в шведскую религиозную общину. Фильм не просто утвердил за Астером статус одного из самых самобытных режиссеров современного кинематографа, но и показал невероятную работу костюмеров.

Кадр из фильма «Солнцестояние». Courtesy photo

Венгерский дизайнер и художница по костюмам Андреа Флеш приехала на встречу с режиссером Ари Астером с готовым мудбордом. До знакомства с режиссером ей в руки уже попал сценарий «Солнцестояния» — фильма ужасов о религиозной общине Хорга из шведской провинции Хельсингланде.

Режиссер и художница быстро нашли общий язык. «Мы взяли элементы скандинавских народных костюмов, но создали свой мир» — рассказывает Флеш. Во вселенной «Солнцестояния» каждый наряд имеет свое значение. Так, старейшины-мужчины носят рубашки, похожие на платья, как дань гермафродитному аспекту дикой природы. По мнению художницы , социальные установки и биологический пол внутри общины практически не имеют значения.

Кадр из фильма «Солнцестояние». Courtesy photo

Некоторые костюмы для фильма были предоставлены музеями, но большую часть из них пришлось шить самостоятельно из старинного венгерского льна, купленного Андреа. Она не хотела, чтобы одежда выглядела так, будто сошла с подиумов. Флеш старалась сохранить «ручную» эстетику, чтобы зритель верил — каждый житель общины шьет одежду самостоятельно, и оттого она выглядит неидеально.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Стэнли Кубрик на подиуме: как наследие режиссера влияет на коллекции современных дизайнеров Тенденции Стэнли Кубрик на подиуме: как наследие режиссера влияет на коллекции современных дизайнеров

Важная визуальная часть «Солнцестояния» — руны старшего Футарка*. Они в общине Хорга спрятаны повсюду — на ритуальных камнях, гобеленах, телах убитых и одежде. В рунах зашифрованы основные пасхалки фильма, которые, к тому же, предсказывают ход дальнейшего развития событий. На белом платье верховной жрицы красными нитками вышита руна Ансуз, олицетворяющая знания и защиту, дарованную богами Асами. Однако, в перевернутом виде значение руны меняется на ложь и лицемерие.

Кадр из фильма «Солнцестояние». Courtesy photo

Каждая руна, вышитая командой Андреа Флэш, символизирует личную историю и происхождение персонажей. Героиня Флоренс Пью Дэни, приехавшая в Хоргу из Америки, носит платье с двумя рунами — Дагаз и Райдо. Первая символизирует изменение в жизни, вторая толкуется как невинность.

Кадр из фильма «Солнцестояние». Courtesy photo

Самый запоминающийся наряд появляется в фильме ближе к финалу. После танцевального конкурса Дэни, одурманенную травами и победой, наряжают в цветочное платье с короной и нарекают Королевой Мая. Традиция носить наряды из цветов действительно была распространена в скандинавских странах, но Андреа адаптировала концепцию под «Солнцестояние». Было решено облачить Дэни в цветы с ног до головы — ради этого Флэш вместе с командой вручную пришивали к каркасу платья и короны 10 тысяч искусственных цветов из шелка. Флоренс Пью с трудом двигалась в созданной дизайнерами конструкции, но все старания съемочной группы стоили затраченных сил и времени.

Кадр из фильма «Солнцестояние». Courtesy photo

В мае этого года кинокомпания А24 продала платье с аукциона за $65 тысяч . Его хотели купить Ариана Гранде и Холзи, но в итоге цветочный наряд достался Музею кинематографического искусства Академии.

Влияние

Костюмы из «Солнцестояния» после релиза легко вплелись в современную модную повестку. Глянцевые издания писали , что хоть фильм и не похож на классический хоррор, его можно адаптировать под празднование Хэллоуина — достаточно надеть льняное платье с вышивкой и цветочную корону. В моду головные уборы из цветов вошли несколько лет назад благодаря Лане Дель Рей, но после выходе «Солнцестояния» стали востребованы в своем первоначальном значении, как часть народных костюмов.

В этом году в образе Королевы Мая отпраздновала 27 день рождения Ариана Гранде. Певице не достался оригинальный наряд из фильма, поэтому она сделала собственную цветочную корону и мантию.

Дизайнеры тоже не остались в стороне от тренда — для зимней коллекции Moschino 2020 Джереми Скотт создал платье из искусственных розовых бутонов, которое сразу же окрестили отсылкой к фильму Ари Астера.

Фото: Filippo Fior / Gorunway.com

Обилие цветов появилось весенней коллекции 2020 года Марка Джейкобса — были и простые принты, и цветочные головные уборы, и платья из больших, но практически невесомых лепестков.

В коллекции Marni SS20 цветы были будто нарисованы гуашью, но зрителям больше запомнились икебаны на головах моделей — белая глина вместе с живыми и сухими бутонами.

Шляпы, достойные стать реквизитом «Солнцестояния», создал художник-флорист Азума Макото для показа Noir Kei Ninomiya. Модели носили огромные зеленые конструкции из папоротника, мха и пальмовых листов.


*Старший Футарк — название рунического скандинавского алфавита.