15 февраля в петербургском «Экспофоруме» стартует выставка «Понаехали!» , на которой будут представлены работы 300 художников из Африки, Европы, Азии и из 45 городов России. Готовимся к открытию и запоминаем основные термины, без которых разобраться в искусстве невозможно.
Абстракционизм — беспредметное искусство. Направление, возникшее в искусстве в 1910-х годов, полностью отказавшееся от «жизнеподобия» и воспроизведения форм реального видимого мира. Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского, П. Мондриана и К. Малевича.
Акционизм (в переводе с английского action art — «искусство действия») — хэппенинг, перформанс, ивент, искусство процесса, демонстрации и ряд других форм, возникших в авангардистском искусстве 1960-х годов. В соответствии с идеологией акционизма, художник должен заниматься организацией событий и процессов. Акционизм стремится стереть грань между искусством и действительностью.
Ассамбляж — разновидность коллажа, техника визуального искусства, при работе в которой используют различные объемные элементы целиком или частично, размещая композицию на плоском основании. Композиция может быть дополнительно оформлена красками — полностью или местами.
Биеннале (в переводе с итальянского biennale — «двухгодичный») — это выставка или фестиваль, проводимые с периодичностью раз в два года
Видеоарт — направление в изобразительном искусстве последней трети двадцатого века, использующее возможности техники видео. В отличие от телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видеоарт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы в уникальных хэппенингах.
Гиперреализм — это особенное направление в искусстве, характеризуемое маниакальным вниманием к микродеталям и стремлением сделать рисунок реальнее самой реальности. При этом вся поверхность листа покрывается композицией полностью, без пробелов. Картины, выполненные в стиле гиперреализма, являются своего рода копией фотографии, аналогично передавая реальность.
Дискурс (в переводе с латинского discursus — «беседа, разговор») — процесс языковой деятельности, речь, текст в той или иной коммуникативной ситуации; способ говорения, характеризуемый как языковыми отличительными чертами, так и стилистической, социокультурной, психологической спецификой, особенностями тематики и способами рассуждения.
Инсталляция (в переводе с английского installation — «установка, размещение, монтаж») — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и зрительной информации) и являющую собой художественное целое.
Импрессионизм (от французского impression — «впечатление») — одно из крупнейших течений в искусстве, зародившееся во Франции в 1860-х годах и во многом определившее развитие искусства девятнадцатого века. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить впечатление от того, что глаз видит в конкретный момент. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей.
Кинетизм — течение в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся объектов, в основе которого лежит идея движения формы. Под динамикой объекта понимается не просто его физическое перемещение, а любое его изменение, трансформация, словом, любая форма «жизни» произведения в то время, как его созерцает публика
Китч (в переводе с немецкого kitsch — «дешевка, безвкусица, халтура») — направление в искусстве, которое характеризуется использованием образов из массовой культуры, ориентацией на предпочтения потребителя и стремлением к созданию внешнего эффекта без какого-либо внутреннего содержания. Китч является синонимом «псевдоискусства», которое создается с целью заработка или рекламы, а в качестве метода собственной популяризации чаще всего использует паразитирование на популярных образах (знаменитости, идеи, «кошечки и собачки») и создание скандальных ситуаций, вызывающих обсуждение в обществе. Здесь зачастую важен сам факт реакции публики, а не позитивные или негативные оценки потребителя.
Лэнд-арт (в переводе с английского land art — «земляное искусство») — это течение искусства последней трети двадцатого века, выражающее разочарование в технологиях и усложненной городской жизни. Его цель — обратить внимание людей на природу и на взаимоотношения человека с ней. Одним из основных условий этого направления является использование натуральных материалов, таких как песок, земля, камни, листья.
Мимезис (в переводе с древнегреческого mimesis — «воспроизведение, подражание, подобие») — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусству действительности
Модернизм — течение в литературе и искусстве, сложившееся в начале двадцатого века в Европе и России, «порвавшее» с классическими традициями и начавшее поиск новых форм и способов художественного осмысления бытия. Для модернистских течений (авангардизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, абстракционизм, поп-арт) характерно переосмысление места и роли человека в новом индустриальном мире, художественный вызов консервативно-нормативным академическим ценностям.
Музеефикация — превращение предмета или произведения в музейную ценность с целью максимального сохранения и выявления его историко-культурной, научной, художественной ценности.
Объект — предмет, представленный как произведение искусства.
Парадигма (в переводе с греческого paradeigma — «пример, образец») — это шаблон или образец для подражания. Это набор идей, теорий, моделей, которые служат примером для размышлений или действий.
Перформанс — вид современного искусства, в котором вместо кисти и холста художник использует собственное тело (или группу участников) и его действия. Художник заранее выбирает место и время перформанса, прописывает сценарий и предугадывает реакции зрителей — но, конечно, никто не застрахован от того, что что-то пойдет не так
Сюрреализм — течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, провозгласившее источником искусства подсознание (инстинкты, сны, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, которые заменяются свободными ассоциациями. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман: на полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, например, камни растекаются, а вода, наоборот, каменеет.
Финисаж — торжественное закрытие выставки.
Эдишн — тираж произведений искусства — офортов, гравюр и прочего.