С нами блог. Как мы перестали вести дневники на бумаге | Salt

С нами блог. Как мы перестали вести дневники на бумаге

Явление
Соня Шпильберг
Соня Шпильберг
14 июня 2020, 7:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - С нами блог. Как мы перестали вести дневники на бумаге
SALT-collage
Начиная с 2004 года, 14 июня в мире отмечают Международный день блогера. Рассказываем, откуда появились стримеры, инфлюенсеры, тролли и другие цифровые твари и почему в блогах можно найти все, кроме одного — свободы.

Все есть в блогах

За годы блогосферы люди научились читать и любить слово, а потом — страдать «многозадачностью», укладываться в 140 знаков и просматривать ленту соцсетей за  37 секунд . То есть — разлюбить в пользу котов и завтраков. Каждый день в блогосфере публикуется свыше 2 миллионов постов. Почти 6,7 млн человек ежедневно пишут что-то в соцсетях и микроблогах, а 12 млн блогеров неплохо зарабатывают на своей рефлексии.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - LOL уже не в моде. Как вести себя в Cети, чтобы не потерять работу, друзей и бойфренда Психо LOL уже не в моде. Как вести себя в Cети, чтобы не потерять работу, друзей и бойфренда

В мире блогов хватает всего и с лихвой. Нельзя придумать того, чего бы уже не придумали за тебя, и блогеры, успевшие сделать что-то первыми, работают 24/7, поднимая немалые суммы. Влогеры, к которым пришла популярность вместе с капитуляцией человека перед визуальным контентом и ленью, сделали саморефлексию профессией. Причем аккаунты-миллионники заработали славу не кулинарными мастер-классами и не «сделай сам» лайфхаками, а полным сюром. Например, уж точно в категории weird (долбанутые) выступает влогер  Cyriak с его фирменными страшилками или создатель канала HowToBasic, который даже по случаю 10-миллионного подписчика не раскрыл своего лица, а снова удачно всех прокатил.

© Cyriac

Хайп последних лет — стриминг (прямые трансляции игр и любой другой активности), а его представители живут на донаты, подписки или рекламу. Чемпионом по части заработка можно назвать стримера Ninja, который зарабатывает 5 млн 100 тысяч долларов в год. Большинство дохода, а именно 4 млн долларов, идет с подписок. Конечно, лидеры популярности — геймеры, и в России есть своя звезда — это MakataO, который сделал стриминг профессией множества подростков-игроманов.

Никто, пожалуй, в YouTube не устоит перед утробным очарованием звезды мукбанга* Мин Га-Ин , которая вмещает в себя несметное множество яств — ее видео набирают по 20 млн просмотров. А шепот и шуршание ASMR-тистов? Или дети — мейкап-стримеры? Словом, в сегодняшнем мире блогов, влогов и микроблогинга найдется место чему угодно, и чем оно страннее и weird (см. выше), тем интереснее — ведь все мы, по сути, вуайеристы, которым давно наскучила реальность. И все это изобилие и даже пресыщенность — за 20 лет от полного нуля.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Интим предлагать. Кто такие АСМРтисты и как они доставляют удовольствие Явление Интим предлагать. Кто такие АСМРтисты и как они доставляют удовольствие

С чего это началось

Интернет 2.0, в основе которого лежало создание и потребление контента, дал нам блоги, социальные сети, возможность обмена медиа-контентом, eBay, YouТube, Facebook и все крупные платформы, которые сегодня доминируют в Сети и делают нас полностью зависимыми от них. На заре это пространство было еще свободным, а не захваченным корпорациями, и когда стало понятно, что это место для самовыражения, появились попытки как-то себя в нем запечатлеть. В 1994 году студентом Джастином Холлом был создан прототип блога, который тогда не имел жанрового определения — это был сайт Links.net, куда юноша загружал ссылки на интересные ресурсы, фотки и мог писать онлайн. Точечные попытки самовыразиться породили жанр online-diary или personal page. Только в 1997 году появилось слово, которое объединяло всю эту онлайн-экспрессию — термин «weblog» ввел программист Йорн Баргер, чтобы описать свою интернет-активность.


Троллинг — формат социальной провокации, издевательства, болезненной назойливости и всей той гадости, что приводит к цифровым ссорам и «срачам», но инициаторам негатива, то есть троллям, доставляет неизъяснимое удовольствие. Тролли бывают как публичные — латентные эксгибиционисты — так и анонимные, которые не заинтересованы в эпатаже, но лишь в маниакальном доведении жертвы до исступления. Слово произошло от английского trolling, что означает «ловлю рыбы на блесну», то есть — несчастную жертву на эмоции.


Всего год спустя на официальном новостном сайте The Charlotte Observer был опубликован первый блог, который вел репортер Джонатан Дьюб по случаю урагана Бонни. Позже Дьюб станет первым блогером-журналистом, склонившим The New York Times к «онлайн-журналу» и став его главным редактором. Дьюба можно назвать первым в истории американских онлайн-изданий диджитал-директором и блогером, снискавшим славу и деньги.

ЖЖ и прочие мертвые «живые»

1999-й можно считать официальным годом рождения блогов. Он отмечен появлением сразу нескольких онлайн-платформ в формате «weblog». В этом же году произошло еще одно важное событие — Питер Мерхольц, ныне известный как отец User Experience (UX) (пользовательский опыт взаимодействия с интерфейсом системы, продукта или услуги. — Прим. Salt Mag) — предложил убрать приставку «we» и появился просто «блог». И вот они, первые блоги — Open Diary, Xanga, LiveJournal и Blogger. Xanga стал прототипом MySpace и одним из первых привил пользователям страсть к лайкам — именно он позволял выражать одобрение публикации таким способом.

Blogger довольно скоро был куплен Гуглом, что и сделало блогинг открытым и популярным. Его создатели из Pyra Labs было задумали платформу коммерциализировать, но гигант подоспел вовремя и в 2003 году открыл для всех и вся. Как думаете почему? Да потому что уже тогда аналитики Силиконовой Долины знали, что является главной ценностью в интернете — конечно, data.


Слово blogosphere, то есть «блогосфера», было придумано публицистом Брэдом Грэхэмом 10 сентября 1999 года и преподносилось им как шутка и исковерканное «logosphere». Как термин оно вошло в оборот спустя три года в связи с тем, что официальные СМИ стали часто обращаться за «открытым мнением» соцсетей, чтобы создать некую диалектическую альтернативу традиционной новостной повестке.


ЖЖ — пожалуй, самая популярная онлайн-исповедальня, которая пережила всех своих цифровых собратьев. ЖЖ был основан американским программистом Брэдом Фицпатриком как способ поддерживать связь со своими школьными друзьями. В России ЖЖ приобрел особый флер, этот блог можно вообще назвать явлением и отражением настроений нулевых.

Увольнения за пост — это традиция

Сейчас увольнения на почве постинга в соцсетях — не просто норма, а даже привычка в ряду множества компаний. В 2001 году Блогер Хизер Армстронг была уволена за то, что написала о своих коллегах в личном блоге, который назывался dooce.com. Псевдоним «Дуся» возник по случаю попытки написать слово «чувак» (dude) во время медленных онлайн-чатов со своими друзьями. Армстронг, явно обладавшая недюжинными писательскими способностями, преспокойно вела свой блог и работала консультантом по дизайну, пока коллеги не узнали о ее славе, а заодно и о своей, и весьма неприглядной. В 2004 ситуация повторилась, когда была уволена скандально известная секретарь Конгресса США Джессика Катлер. В своем блоге под ником Washingtonienne Катлер описывала свои интимные связи с влиятельными политиками, называя только их инициалы.

Джессика Катлер © Bill Wadman

Так появился сленговый термин «dooced», то есть уволенный за пост в блоге.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Синглизм как он есть: как извлечь из одиночества пользу и научиться быть с миром тет-а-тет Социалка Синглизм как он есть: как извлечь из одиночества пользу и научиться быть с миром тет-а-тет

В 2006 году у Хизер Армстронг было 8,5 млн посетителей блога в месяц, что в масштабах того времени считалось космической популярностью. Она получала более 100 000 долларов в год только на рекламных баннерах, которые размещала на dooce.com. В 2009 году журнал Forbes внес Армстронг в список «30 самых влиятельных женщин в СМИ», и уже тогда блоги стали выступать как официальный источник новостей, и фактчекеры авторитетных изданий получили право ссылаться на личные блоги. В общем, «Дусю» в 2010 году убили микроблоги и развод, и после нескольких лет на прозаке она возобновила активность в качестве инфлюенсера (лидер мнений, публичная персона, эксперт — человек, который зарабатывает на трансляции своей точки зрения по какому-либо проплаченному поводу. — Прим. Salt Mag).

Граница между СМИ и блогерами стала еще тоньше после запуска интернет-издания Huffington Post в мае 2005 года. Изначально это был политический форум, и Washington Post назвала его «коллективным блогом», но сейчас это один из популярнейших информационных порталов. Сейчас к коллективным блогам можно отнести такие развлекательные ресурсы, как Buzzfeed и 9gag. В Рунете их аналогами являются Pikabu и Joyreactor. Контент на них создает сразу множество пользователей, его оценивают и обсуждают в комментариях.

Микроблогинг и его папы

В 2007 году уже насчитывалось около 111 сервисов микроблогов, среди которых были Twitter и Tumblr. Поначалу они назывались «tumblelogs», но минимализм такого рода блогов и возможность написать сообщение лишь в 140 символов, как в Твиттере, способствовали приставке «микро». По сути это были те же блоги, только облегченные и максимально упрощенные в связи с растущей популярностью смартфона — то есть любое движение мысли или случайную фотку можно было тут же и без раздумий запостить. Автором Твиттера стал айтишник Джек Дорси, который решил «усушить» ЖЖ до формата онлайн-чата для коротких месседжей. Инвестором Твиттера выступил разработчик Blogger Эван Уильямс.

Но если Дорси похоронил эстетику в угоду немедленного юзабилити, то создатель Tumblr Дэвид Карп создал платформу максимального самовыражения. Все помнят, как музыка возникала ниоткуда, и невозможно было понять, какую вкладку вырубить, что бы ад прекратился. Так вот — спасибо Карпу. Он соединил в Tumblr зрительную и звуковую эстетику, чтобы о твоем «Я» узнали сразу и с помощью двойного воздействия. На дворе был 2006 год.


В 2000 году певец и комик Адам Контрас загрузил в свой блог видео о том, как путешествует из Огайо в Калифорнию, и по пути пытался найти работу. Попытки он снимал на видео — так, его родные и друзья были в курсе бесконечных провалов, которые радовали и смешили, несмотря ни на что. Его вирусные видео стали популярными и принесли ему работу на CBS. Именно Контрасу принадлежит слово «влог», которое теперь объединяет видеоконтент сайта YouTube, который был запущен в 2005 году как — внимание — сайт знакомств.


В ульях микроблогов кипела жизнь со всеми вытекающими последствиями, а значит — скандалами, оскорблениями и травлей. Этот факт заставил Тима О’Райли, одного из главных идеологов Web 2.0, создать «Кодекс блогера» , дабы успокоить свою близкую подругу, затравленную до изнеможения. Кодекс гласил: «игнорируйте троллей», «делайте замечания хамам», «имейте совесть не писать анонимные оскорбления», «пишите только то, что смогли бы сказать человеку в лицо» и все в таком духе.

Что было в Рунете

В 1999 году появился один из первых автономных блогов Рунета — Tynu4ok Goblina , принадлежащий Дмитрию Пучкову, он же — Goblin. По сути, это просто сайт одного человека, который самовыражается в этом пространстве, как ему вздумается, без «кодексов» и других ограничений.

Дмитрий Golblin Пучков. Фото: YouTube

ЖЖ стал излюбленной платформой российских графоманов: там можно писать много, активно ругаться и рассказывать о своей жизни, котах, еде и политике. Первым русскоязычным пользователем ЖЖ считается linker, а самыми популярными авторами стали представительницы движения «мамы-блогеры», которое переживало расцвет в 2010 году. Ну, может быть, с ними может посоревноваться в популярности только «Проститутка Кэт» — петербуржская покорительница столиц, которая приехала на заработки из села и впоследствии выпустила весьма поучительный опус о своем «профессиональном становлении» под названием «Записки prostitutki Ket».

Сейчас от легенд русскоязычной блогосферы остались только соцсети, а пальму первенства по популярности честно завоевал Telegram. Но в целом — все те же политика, проститутки, мамы, еда и немного кино и даже книг.

Куда дальше

У рога изобилия блогосферы сейчас только одна проблема: Web 2.0, сеть, которая находится под контролем технологических гигантов «большой пятерки» — Microsoft, Google, Facebook, Apple и Amazon. Еще Тим Бернерс-Ли, изобретатель протокола HTTP, призывал опасаться захвата Сети, но сейчас ясно, что к его призывам не прислушались.

Вроде как мир воюет за демократию, а между тем интернет-пространство является полностью тоталитарным. Как мы такое допустили? И почему изначально изобретение «для человека» стало инструментом тотального контроля? Сила блокчейна, помоги.


*Мукбанг, мок-бэнг, мокбан или мокбэнг (буквально «трансляция приема пищи») — это форма видеоблогинга, представляющая собой трансляцию в реальном времени того, как человек перед камерой поглощает большое количество еды, общаясь в текстовом чате со зрителями.