Babes in Toyland «Fontanelle», 1992 год
Основательница Babes in Toyland Кэт Бьелланд — заклятая подружка Кортни Лав. В 80-е они вместе собрали группу Pagan Babies, откуда Кортни ушла, потому что не хотела играть панк. Потом Лав пыталась примкнуть уже к коллективу Babes in Toyland, но что-то снова не срослось, и отношения между бывшими соратницами окончательно испортились. В интервью для Vanity Fair в 1992 году Лав обвиняла Кэт в плагиате. По ее словам, заимствовано было все, что придумала Кортни: стиль одежды, музыка, тексты песен и поведение на сцене. «Около четверти того, что говорит Кортни, является ложью», — отвечает в свою очередь Кэт. — «Она бредит. Раньше я постоянно прощала ее, но больше не могу. Прошлой ночью мне приснился сон, что я убила Кортни. И я была счастлива».
Понятно, что конфронтация между Кортни и Кэт всегда была для критиков поводом лишний раз сравнить их. Но если Лав оставалась королевой более мягкого, театрального гранжа, то Бьелланд до конца существования Babes in Toyland была агрессивной и честной. Лучший пример — «Fontanelle» — второй альбом и самый успешный релиз группы. По мнению критика Los Angeles Times, не страшно, если революцию не будут транслировать по телевидению, ведь с выходом «Fontanelle» она доступна в форме CD и на кассетах.
L7 «Bricks Are Heavy», 1992 год
«Bricks Are Heavy» был выпущен L7 при помощи Бутча Вига — барабанщика Garbage и известного продюсера, который в ответе за выход многих знаковых альбомов 90-х. В 1991 году Бутч сотрудничал с Куртом Кобейном во время записи «Nevermind», а через год подключился к работе L7 над «Bricks Are Heavy». По мнению критиков, участницы группы были менее скрытны в своих песнях, чем Курт, и их посыл всегда был понятен слушателям. В текстах они насмехаются над кровожадностью правительства США, обличают апатичность американцев и сексизм.
За музыкальную составляющую альбома «Bricks Are Heavy» L7 часто сравнивали с рок-группами 70-х — MC5 и The Stooges Игги Попа, но по итогу все сошлись во мнении , что этот релиз — настоящий хаос, энергия которого заставляет группу двигаться.
Hole «Live Through This», 1994 год
Если бы гранж был ребенком, то его родителями, без сомнения, считали бы Курта Кобейна и Кортни Лав. Для подростков 90-х эти двое стали тем же, чем для панков 70-х годов были Сид Вишес и Нэнси Спанджен. Они познакомились на пике популярности Nirvana — группа уже выпустила дебютный альбом «Bleach», гранж гремел на весь мир, а молодежь переодевалась в рваные джинсы и клетчатые рубашки.
Группа Hole — целиком и полностью остается детищем Кортни Лав. До знакомства с Куртом она пыталась построить карьеру в кино (пробовалась на роль Нэнси Спанджен в фильме «Сид и Нэнси», но получилось сыграть лишь ее подружку), засветилась в шоу Энди Уорхола, но потом целиком переключилась на музыку. Она играла в группе Pagan Babies вместе с остальными будущими представительницами фем-гранжа, пыталась сотрудничать с другими группами, но именно Hole (и отношения с Кобейном) принесли Кортни славу.
«Live Through This» — второй альбом коллектива Кортни. Дебютом стал выпущенный в 1991 году альбом «Pretty on the Inside» — очень шумная работа была хорошо принята критиками, но плохо продавалась и, по мнению Кортни, стала не самой удачной вехой в дискографии Hole. Альбому «Live Through This» была уготована другая судьба. Группа отказалась от грязного звучания, Лав перестала бесперебойно кричать и рычать в микрофон, но сосредоточилась на текстах — в песнях она затрагивает темы материнства и послеродовой депрессии, неуверенности в любви и насилия. Кортни, по сути всегда заинтересованная в успехе, выпустила альбом спустя неделю после смерти Курта — 12 апреля 1994 года, что тоже во многом повлияло на продажи и шумиху вокруг ее работы. Стоит ли тут в очередной раз поднимать тему меркантильности Лав? Мы думаем, что нет — об этом было сказано слишком много. В любом случае «Live Through This» обязателен к прослушиванию.
The Gits «Enter: The Conquering Chicken», 1994 год
«Enter: The Conquering Chicken» — второй и последний альбом The Gits, выпущенный уже после смерти вокалистки Мии Сапаты. Мия была изнасилована и убита в июле 1993 года, когда возвращалась домой после выступления. Преступление расследовали десять лет — лишь в 2003 году убийцу, кубинского эмигранта, приговорили к 36 годам заключения. Смерть Мии положила конец существованию The Gits, но оно не прошло бесследно для гранж-сообщества. После гибели Сапаты участницы группы 7 Year Bitch создали некоммерческую организацию Home Alive, которая занялась обучением девушек базовым техникам самозащиты.
Есть здесь и некий мистический символ: посмертный альбом «Enter: The Conquering Chicken» закрывает песня Мии, в которой она представляет свою смерть от рук незнакомца.
7 Year Bitch «¡Viva Zapata!», 1994 год
Альбом «¡Viva Zapata!» стал реакцией участниц 7 Year Bitch на смерть их близких подруг — Мии Сапаты и бывшей гитаристки группы Стефани Сарджент. Эта группа всегда была где-то между гранжем и панк-движением riot grrrl — с последним ее роднят громкие высказывания о феминизме и насилии над женщинами. Всю свою злобу — а тексты у 7 Year Bitch действительно наполнены праведным гневом — группа вложила в альбом, записанный в честь погибшей от рук насильника Сапаты.
Безусловно, главной песней альбома стала «M.I.A.», в которой вокалистка Селен Виджил обращается к слушательницам со словами: «Общество сделало это с тобой? Есть ли в обществе справедливость для тебя? Хорошо. Если нет, я дам тебе ее».