К ним едет ревизор
По сюжету, после событий финальной серии шестого сезона прошло полтора года. На дворе 1927-й, в котором обитатели поместья Даунтон чувствуют себя вполне вольготно. До тех пор, пока не получают телеграмму о том, что у них намерены остановиться проездом их королевские величества. Выясняется, что к визиту Георга V (Саймон Джонс) и королевы Марии (Джеральдин Джеймс) в Аббатстве не то чтобы готовы: финансовые дела в плачевном состоянии, миссис Патмор (Лесли Никол) думает, что приготовить монаршей чете, леди Мэри (Мишель Докери) видит, что дворецкий Бэрроу (Роб Джеймс-Колльер) растерян и явно не осилит визит высоких гостей без подмоги. «Чтобы спасти этот день, она протягивает руку своему герою Карсону, — рассказывает Мишель Докери. — Мне нравятся их взаимоотношения — это одна из моих любимых линий в фильме».
Кроме того, в поместье ломается бойлер, на кухню заявляется повар-француз, а вдовствующая графиня Грэнтем (Мэгги Смит) готова вступить в конфронтацию с королевской фрейлиной (Имельда Стонтон, одно из редких новых лиц в фильме) по щекотливому финансовому вопросу — словом, в Аббатстве снова царит суета. Та самая, по которой поклонники сериала тосковали долгих четыре года.
Создатель и сценарист Джулиан Феллоуз объявил о создании полнометражного фильма почти сразу после того, как сериал закончился. «Мы искали центральную историю, которая всех объединит и повлияет на представителей и высшего, и низшего сословия, да и на всю жизнь в деревне», — говорит сценарист в интервью Vanity Fair. Поиски оказались недолгими — Джулиан Феллоуз, сын дипломата и барон Уэстстаффордский, не понаслышке знакомый с нравами аристократии, положил в основу сюжета реальный визит короля Георга V в поместье Венворт Вудхаус в Йоркшире; так что готовый сценарий актеры из основного состава получили уже в 2017 году.
«Аббатство» и политика
По сравнению с сериалом, где герои нет-нет да и склонялись влево, фильм очевидно получился кивком консерваторам (к которым, к слову, относится и сам Феллоуз): даже шофер Том Брэнсон (Аллен Лич), который в первом сезоне был пламенным революционером, в полном метре бросается на защиту монарха.
В интервью актеры старательно обходят политическую составляющую картины, призывают не искать в ней левых и правых и называют новое «Аббатство Даунтон» сказкой.
Джим Картер, который играет Карсона, в разговоре со Sky News упоминает: «The only B-word you’ll hear is Branson» — «Единственным словом на букву „Б“ в фильме будет Брэнсон [а не Брекзит]»
Хью Бонневиль (бессменный граф Грэнтем) считает, что фильм «позволяет уйти от всей той чепухи, которая нас окружает».
Критики, однако, не нашли политическую составляющую «Аббатства» пустячной — британская пресса уже разнесла картину в пух и прах. Руазин О’Коннор из Independent обвинила Джулиана Феллоуза в пропаганде «плохого Брекзита» и в том, что он «превратил свой фильм в кусочек монархического идолопоклонства», а доктор философии Лондонского университета Каллум Александр Скотт написал в The Guardian, что такое кино идеализирует элиту общества и «мифологизирует и искажает историю Великобритании».
Костюмы и история
Но для тех, кто с 25 декабря 2015 года ждал — причем за пределами Великобритании — продолжения «Аббатства Даунтон», главным в этом фильме будет, конечно, не политика, а шутки Вайолет Кроули в исполнении Мэгги Смит и единение семьи. И, разумеется, костюмы. Вопрос «что надеть, когда в гости ожидаются король и королева?» становится одной из сюжетных линий. Художница по костюмам Анна Мэри Скотт Роббинс (в сериале она работала над 18 эпизодами из 52) имела неограниченный доступ к одежде и украшениям в стиле ар-деко, которые не только полностью соответствовали реалиям 1927 года — у некоторых вещей есть даже своя родословная. Роббинс работала над фильмом в паре с легендарным художником Джоном Брайтом из Cosprop — лондонской компании, которая создает, бережно хранит и дает напрокат костюмы для кино, театра и телевидения. Они одели героев сотен фильмов и сериалов — от «Титаника» и «Пиратов Карибского моря» до «Короны» и «Вавилон-Берлин».
«В архивах у Джона было несколько предметов гардероба королевы Марии, на которые мы смогли взглянуть, чтобы проанализировать их конструкцию и детали», — рассказала Анна Роббинс The Entertainment Weekly. Для актрисы Джеральдин Джеймс был создан оригинальный гардероб — но из ткани, которая раньше использовалась для настоящих королевских костюмов.
Мишель Докери и Элизабет Макговерн, играющая мать Мэри, леди Кору, также носят старинные вещи, которые нашли Роббинс и ее команда. Так, например, в сцене бала в Аббатстве Даунтон графиня Кора Кроули предстает в лиловом платье с рукавами из летящего шифона. Анна Роббинс купила этот наряд в парижском винтажном магазине — платье было бирюзового цвета: его пришлось перекрасить и дополнить рукавами. Там же приобрели и бальное платье леди Мэри — роскошное, расшитое бисером. «Бисером мы тщательно дополнили его сами, чтобы получилась нужная длина», — рассказывает художница и раскрывает секрет, что перед съемкой сцены бала низ платья на Мишель Докери надевали в несколько пар рук — таким сложным оказался ее костюм.
Тиара на Мишель Докери сделана из кристаллов Сваровски. А для актрисы и леди Мэгги Смит, вдовствующей графини и «королевы убийственных шуток» «Аббатства Даунтон», нашли тиару от Bentley & Skinner, созданную в XIX веке из платины и бриллиантов в 16,5 карат
«Мы очень соскучились!»
Роббинс называет работу над «Аббатством Даунтон» уникальным опытом. «Я сочетала красивые винтажные вещи 1920-х годов с оригинальными костюмами, — говорит художница. — Так, например, леди Эдит большую часть фильма носит именно оригинальные платья — потому что ее цветовая палитра больше подходит к тому времени. Что касается леди Мэри, то у меня было четкое видение того, как она должна выглядеть, поэтому ее костюмы состоят и из винтажных, и из новых марок».
Палитра оттенков выбранных вещей, по словам Роббинс, играет важную роль в том, чтобы описать эмоциональное состояние героев или придать сцене нужный накал. Так, например, вдовствующая графиня в начале фильма носит темно-синие «военно-морские» цвета с золотом, затем выбирает платья лиловых и дымных оттенков, а на балу появляется в зеленовато-голубом шифоне — нежном и мягком. Сестры Мэри и Эдит Кроули в фильме обмениваются колкостями, и художница по костюмам подчеркивает это. «Между ними часто возникают противоречия, они очень разные, но все равно действуют вместе, — говорит Анна Роббинс. — Так что над каждой сценой я размышляла: как те или иные цвета [нарядов] будут „играть“ друг против друга».
Впрочем, к финальной сцене все герои помирятся и снова, как в финале сериала, будут счастливы — насколько это возможно. «Семья сблизится в правильном направлении, и это будет довольно весело, — говорит Хью Бонневиль. — Получится такой Даунтон против всего мира». А Мишель Докери добавляет, что сближение было не только по сценарию: «Кажется, перерыв [между съемками сериала и полного метра] для всех нас оказался идеальным. Мы делали свое дело. И очень соскучились!».