«Я стала взрослой, но не повзрослела»: почему мы все еще обожаем фильмы «Бум» и «Бум-2» | Salt

«Я стала взрослой, но не повзрослела»: почему мы все еще обожаем фильмы «Бум» и «Бум-2»

Кино
Анна Родина
Анна Родина
17 ноября 2019, 4:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - «Я стала взрослой, но не повзрослела»: почему мы все еще обожаем фильмы «Бум» и «Бум-2»
Legion-Media / SALT-collage
«Когда я начинала сниматься в кино, я ничего не умела. Я даже домашние задания не делала — приходила из школы и убегала гулять», — так Софи Марсо говорит о себе сорокалетней давности. Тогда 13-летнюю Софи утвердили на роль Вик Берретон в фильме «Бум». Она сыграла девочку, в которой узнали себя миллионы подростков из Франции и других стран — непосредственную, рефлексирующую, веселую, колючую. 17 ноября Софи Марсо исполняется 53 года. Рассказываем, как впервые увидели ее на экране — и навсегда влюбились, конечно.

Фильм о дочери

Кадр из фильма «Бум-2».Courtesy photo

Сценарий фильма «Бум» родился случайно: его автор Даниэль Томпсон, до этого написавший мелодраму «Кузен, кузина» и комедию «Укол зонтиком», решил взяться за «подростковую» тему, наблюдая за дочерью. «Ей тогда было 12 лет, она вовсю переживала переходный возраст, — рассказывал Томпсон. — Я решил сделать что-то вроде американского сериала „Счастливые дни“ — только на французский манер».

Томпсон представлял, что история девочки Вик, которая воюет с родителями за право взрослеть так, как ей хочется, переживает из-за их развода, дружит с эксцентричной и понимающей бабушкой, станет сериалом. Однако в процессе работы сценарист и режиссер, Клод Пиното, поняли, что «из этой истории нужно делать полнометражный фильм».

Афиши фильмов «Бум» и «Бум-2». Courtesy of Gaumont

Слово «Бум» (и «Бум-2» — во втором фильме) в качестве названия выбрали неслучайно: так подростки во Франции называют вечеринки — именно на вечеринке 13-летняя Вик встречает свою первую любовь. Стиль повествования внимательный Пиното, который начинал карьеру в кино в качестве ассистента Клода Лелуша, выбрал легкий — он задает настроение. Фильм переменчив и ершист, как подросток: веселье и наряды, первый поцелуй, бурные ссоры (и такое же примирение), кому довериться, как лучше соврать. Пиното уравнивает подростков со взрослыми, аккуратно показывая, что Вик и ее родители, несмотря на разницу поколений, не так уж непохожи: разбираться со своей жизнью и чувствами непросто в любом возрасте — и в любом возрасте за драмой (будь то размолвка с первой любовью или решение развестись) обязательно выглядывает солнце.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Красота, война и юность: что нужно знать о новой драме «Король» с Тимоти Шаламе Кино Красота, война и юность: что нужно знать о новой драме «Король» с Тимоти Шаламе

Та, кто не играет

Главную героиню искали несколько месяцев. Пиното поставил перед кастинг-директором Франсуаз Менидре сложную задачу: Вик должна была быть обычной французской девчонкой и одновременно — похожей на Изабель Аджани, которой режиссер восхищался после совместной работы над фильмом «Пощечина».

В кастинге участвовали сотни подростков. Были и фаворитки — ближе всех к роли Вик оказались Кристина Реали и Эммануэль Беар. Кандидатуру последней Клод Пиното отверг из-за излишней миловидности — режиссеру показалось, что голубоглазую светловолосую, практически идеальную Беар юным зрительницам будет сложно отождествлять с собой.

Эммануэль Беар в фильме «Манон с источника», 1986. Courtesy photo

«Я на третьем месяце беременности и с камерой Betacam на плече обошла, кажется, все парижские школы, — рассказывала Франсуаз Менидре. — Это теперь бы мне никто такого не позволил, а тогда так можно было сделать. Каждый день я возвращалась домой уставшей — за день передо мной проходило множество детских лиц. Я нашла героев и героинь на второстепенные роли, но никак не могла отыскать Вик».

Повезло Менидре в модельном агентстве Vogue — там в картотеке оказалось несколько фото 13-летней Софи Мопю. Челка, пухлые губы, яркая улыбка. На кастинг Софи пришла с папой, водителем грузовика, и, казалось, была не против за него спрятаться.

Кадр из фильма «Бум». Courtesy photo

«На ней был надет жилет не по размеру, который полностью скрывал ее фигуру, — рассказывала Менидре. — Я спросила, было бы ей интересно сняться в кино. Она тихо ответила: „Я не знаю“».

Однако на следующей встрече сыграла предложенную сцену так непосредственно и живо, что кастинг-директор решила прекратить поиски. «Софи вообще не старалась произвести на меня впечатление. Она просто жила [в этой сцене]. Так я поняла, что нашла Вик».

Фрагмент фильма «Бум». Courtesy of Gaumont

«Помню, как [после выхода фильма] мы с Клодом и продюсером Аленом Пуаре сидели в ресторане „Фуке“, когда нам сообщили количество зрителей, которые посмотрели фильм в первый день, — рассказывал сценарист Даниэль Томпсон. — Всего-то 2 900 человек. Однако на следующий день, в четверг, фильм посмотрели еще 3 200 человек. А за первый уикенд „Бум“ увидели уже 20 000 человек».

Всего фильм собрал 4,5 миллиона зрителей.


Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Взяли под крыло: чего ожидать от новых «Ангелов Чарли» Кино Взяли под крыло: чего ожидать от новых «Ангелов Чарли»

Женственность, слава и очень крутая бабушка

Этот талант Софи Марсо в фильмах подчеркивают и ее наряды — 13-летняя Вик носит только то, что удобно: джинсовая куртка, рубашка — однотонная или в клетку — кеды, бомбер.

Кадр из фильма «Бум». Courtesy photo

Пиното показывает, как по-разному взрослеют девочки-подростки и как по-разному понимают женственность: подруга Вик Пенелопа готова лежать в ванной, чтобы на ней «как следует» сели джинсы, сама же главная героиня готова расстаться с комфортом только для того, чтобы добиться определенной цели — например, чтобы вызвать ревность Матьё (мальчика, с которым она знакомится на вечеринке в первом «Буме») Вик надевает короткие шорты.

Перед вечеринкой Вик примеряет разные наряды — в ход идут боа, бахрома, лосины, перья.

Фрагмент фильма «Бум». Courtesy of Gaumont

Она ищет собственную индивидуальность — а режиссер показывает, как важно подросткам в этом не мешать: за «показом мод» наблюдает бабушка Пупетт (Дениз Грей). О такой бабушке после выхода фильма стали мечтать миллионы девчонок: ну, кому бы не хотелось в 13 послушать взрослые рассказы о любовных похождениях, получить стоящий совет насчет первого секса, да еще и молчаливое одобрение идеи появиться в футболке The Rolling Stones на концерте классической музыки, где дамам принято краснеть от неправильного сочетания сумочки и туфель?

Кадр из фильма «Бум-2». Courtesy photo

Сама Марсо, по ее собственному признанию, после выхода «Бума» нередко краснела — до съемок у Пиното она жила обычной жизнью, была довольно замкнутым ребенком и к популярности оказалась не готова.

«Я оказалась в центре всеобщего внимания, критики, — рассказывала Марсо в интервью Psychologies. — Для меня это было невыносимо. Помню, маленькой я смотрела на памятники и думала: „Как это, должно быть, ужасно — вот так стоять у всех на виду“. И вот я сама стала живой статуей, предоставленной всем ветрам».

По словам Марсо, работа над «Бумом» и «Бумом-2» заставила ее рано повзрослеть. Актриса говорит, что терпеть не может оглядываться назад и копаться в прошлом — даже в самом недавнем. «Единственное, что я не могу слушать спокойно, так это рассказы людей о своей молодости — том, как они отрывались с друзьями три дня и три ночи, — говорит Софи. — У меня всего этого не было. Я стала взрослой, но не повзрослела. Получается, мое детство было украдено кино». И добавляет, что с некоторыми вещами не разберешься — ведь труднее всего разобраться с тем, чего в твоей жизни не было. Категорично, совсем как подросток. Совсем как все мы — те, кто (не отпирайтесь) в пятнадцатый раз пересматривает фильмы Пиното с Софи Марсо и вспоминает свой «бум», что бы это ни значило.

© Legion-Media