«39 ступеней»
Случайная знакомая просит главного героя о защите, тот ей не верит — и зря: ночью девушку (которая оказывается секретным агентом) убивают, а на героя открывают охоту и бандиты, и полиция. Сам же он пытается раскрыть тайну 39 ступеней, которую перед гибелью успела рассказать ему девушка.
Чтобы создать нервозную атмосферу, Хичкок использовал в фильме динамичную смену кадров — для 1930-х это был новаторский прием. «Это усилило напряженность действия, — рассказывал позже Хичкок. — Создать такой эффект стоит немалого труда, но он окупается».
«Ребекка»
Триллер-экранизация одноименного романа Дафны Дюморье о девушке в беде. Вдовец Максимилиан де Винтер (Лоуренс Оливье) после смерти жены Ребекки приезжает в Монте-Карло, где знакомится с юной и застенчивой девушкой (ее играет Джоан Фонтейн, в фильме у нее нет имени) и вскоре женится на ней. Здесь сказка заканчивается и начинается саспенс: де Винтер привозит новую супругу в свое поместье, где выясняется, что экономка слишком предана прежней хозяйке — и новой жене аристократа от этой преданности ничего хорошего ждать не приходится.
Фильм получил девять номинаций на «Оскар», в двух из них — победил: «Ребекке» достались статуэтки за лучший фильм и операторскую работу.
«Подозрение»
Один из самых спорных фильмов Хичкока. В первоначальной версии героиня Джоан Фонтейн Лина выходит замуж за харизматичного молодого человека, переезжает в Лондон и обнаруживает, что совы не то, чем кажутся — муж хочет ее убить.
«Герой Кэри Гранта несет жене стакан отравленного молока — как раз в тот момент, когда она заканчивает письмо матери: „Дорогая мамочка, я отчаянно люблю его, но не хочу жить с убийцей. Пусть сама я умру, но общество следует оградить“, — рассказывал Хичкок о снятом им финале. — Тут входит Грант с роковым стаканом, и Джоан Фонтейн произносит: „Не отправишь ли это письмо маме, дорогой?“ Она выпивает молоко и умирает».
Продюсеры, увидев развязку, пришли в ужас — Кэри Грант с его героическим амплуа не мог стать убийцей! Придумали альтернативный финал — хеппи-энд. Хичкок был в ярости и позже называл концовку «Подозрения» «слишком надуманной», критики же, напротив, называли финал логичным.
«Психо»
Фильм, любимый не только зрителями, но и самим мастером — перед премьерой Хичкок постарался скупить как можно больше экземпляров романа «Психопат» Роберта Блоха (он лег в основу сценария), чтобы у зрителей не было возможности заранее узнать концовку истории о Нормане Бейтсе.
Последний черно-белый фильм Хичкока стал эталоном триллера — саспенс в нем сплетается с откровенно жуткими сценами, от которых невозможно не вздрагивать, даже если пересматриваешь фильм в шестой раз, а имя Нормана Бейтса давно стало нарицательным.
«Дурная слава»
Детектив о дочери человека, обвиненного в измене родине, которая вынуждена заниматься довольно рискованным делом — по заданию ФБР следить за богатыми немцами, живущими в Бразилии после падения Третьего рейха (и строящими там планы по созданию ядерной бомбы).
Процесс разработки ядерного оружия интересовал и самого Хичкока — во время работы над фильмом он консультировался с американским физиком и Нобелевским лауреатом Робертом Милликеном, из-за чего сам попал под наблюдение ФБР (что, впрочем, никак его не задело). Динамичный и характерный фильм мастера с Ингрид Бергман и Кэри Грантом в главных ролях.
«Птицы»
За 55 лет карьеры в кино Альфреда Хичкока обвиняли в «неправдоподобности повествования» десятки раз. Режиссер открыто заявлял, что правдоподобие — это то, что волнует его меньше всего (лукавил, конечно). «Фанатичной приверженности правдоподобию и достоверности не выдержит ни один мало-мальски художественный сценарий; тогда уж лучше заняться честной документалистикой», — говорил он Фрасуа Трюффо.
В «Птицах» режиссеру было гораздо важнее провести аналогию между птицами и людьми. В начале фильма птиц держат в клетках, в конце — сами люди вынуждены спасаться и прятаться в домах и машинах от внезапно организованного птицами апокалипсиса. Актуальная для сегодняшнего дня метафора.
«Головокружение»
Триллер о доверии, борьбе с собственными страхами и силе любви — именно она помогает сыщику с агорафобией победить боязнь высоты и расследовать дело о самоубийстве (которое, конечно, оказывается убийством).
Как это часто бывает с культовыми фильмами, «Головокружение» сначала провалился в прокате. Хичкока обвинили в намеренном затягивании детективной истории и отсутствии полноценной развязки: режиссер, по сути, лишил фильм финала и оставил за кадром, что стало с главным героем и главным злодеем. Но со временем именно медлительность повествования и детали, которыми режиссер нашпиговал картину — смена освещения, отражения в зеркалах — сделали «Головокружение» любимым фильмом поклонников.
«Леди исчезает»
Важный фильм Хичкока о том, что все (или как минимум многие) людские беды происходят от людского же эгоизма и нежелания воспринимать всерьез проблемы и чувства других. Айрис (Маргарет Локвуд) утверждает, что познакомилась в отеле, а позже ехала в поезде вместе с пожилой мисс Фрой (Мэй Уитти), но все считают, что девушке это приснилось. Майкл Редгрейв, сыгравший единственного человека, поверившего Айрис, и гудок поезда, пронизывающий весь фильм, как пронзительный женский крик, обеспечили этой работе мастера статус культовой.
«Веревка»
Картина, которая стала для Хичкока экспериментом: первый цветной фильм, первая попытка обойтись практически без монтажа. В «Веревке» всего десять монтажных склеек: с помощью раздвижных декораций была создана видимость непрерывного действия, что одновременно олицетворяет метафору связи действия и последствий — по сюжету, двое главных героев убивают своего сокурсника с помощью веревки, прячут тело, а затем устраивают вечеринку, куда приглашают отца, невесту и преподавателя убитого. Ничем хорошим это, естественно, не заканчивается. Критика разгромила фильм Хичкока, обвинив режиссера в том, что он слишком заигрался с экспериментами и забыл о главном — то есть о саспенсе.
«Исступление»
По сюжету, в Лондоне орудует маньяк-душитель, полиция сначала идет по ложному следу, невиновные — страдают, виновному какое-то время все сходит с рук. Адаптировать роман Артура Ла Берна «До свиданья, Пикадилли, прощай, Лестер-сквер» Хичкок сначала предложил Владимиру Набокову — писатель и режиссер испытывали друг к другу взаимное восхищение. Однако Набоков отказался и предложил взамен снять фильм о космонавте и его жене, которая после после его возвращения на Землю не узнает его. Реализовать эту идею они не успели — в 1977 году Набоков умер.
А сценарий «Исступления» в итоге написал Энтони Шаффер. Фильм считается одним из самых жестких в карьере Хичкока: во время проката картине присвоили рейтинг «Х», то есть посмотреть ее могли только люди старше 18 лет.