«Однажды в Голливуде»: что нужно знать о новом (долгожданном) фильме Квентина Тарантино | Salt

«Однажды в Голливуде»: что нужно знать о новом (долгожданном) фильме Квентина Тарантино

Кино
Егор Беликов
Егор Беликов
8 августа 2019, 5:30
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - «Однажды в Голливуде»: что нужно знать о новом (долгожданном) фильме Квентина Тарантино
Наконец-то! В российский прокат выходит долгожданный девятый фильм Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде». К мировой премьере режиссер подготовил подарок для своих поклонников — плейлист из любимых песен: там есть треки, звучавшие в «Джанго освобожденном», «Криминальном чтиве» и других его работах. Послушайте его , а потом прочтите текст кинокритика Егора Беликова — о том, почему новый фильм Тарантино обязательно стоит посмотреть. Никаких спойлеров: только в кино, только хардкор.

Квентин Тарантино вернулся: в мае, спустя десять лет после предыдущей своей премьеры в Пале-де-фестиваль, он привез в Канны один из лучших своих фильмов. «Однажды в Голливуде», девятая по счету лента в карьере Тарантино, — это история переживающего нелегкие времена актера (его играет Леонардо Ди Каприо) и его дублера-каскадера (роль досталась Брэду Питту), которая разворачивается в Голливуде 1969 года. Дух свободы, обаяние вечеринок, хиппи, Брюс Ли, Роман Полански и его жена Шэрон Тейт, маньяк Чарльз Мэнсон — часть персонажей реальны, некоторые события полностью выдуманы. Тарантино взболтал и перемешал их по-своему — и именно поэтому накануне фестивальной премьеры обратился к первым зрителям «Однажды в Голливуде» с просьбой не спойлерить, чтобы не испортить впечатление от фильма тем, кто еще его не видел.

Конец 60-х в Голливуде — одна из самых киногеничных эпох

Неоновые вывески, интерьеры павильонов голливудских студий, Город ангелов, утопающий в цвету — Тарантино показывает это время и с любовью, и с иронией: время было хоть и золотое, но весьма двуличное — герои не видят реального мира и живут в пределах дорогих домов и киношных декораций. В этом мире еще живы Брюс Ли и Шэрон Тейт, еще молод Роман Полански (которому сейчас 85, и в Америку ему из-за обвинений в изнасиловании несовершеннолетней путь заказан).
Открытку эпохе, которую сам Квентин застать никак не мог, он снял на настоящую кинопленку, хотя сегодня это себе мало кто может позволить — слишком дорого, почти все фильмы снимаются на цифровые камеры. И если в России будут показы с пленки (пока что это неизвестно), стоит предпочесть именно их — вы сразу увидите разницу и полюбите пленочную проекцию больше 3D и IMAX: теплые цвета и уютный шум картинки легко создадут фантомную ностальгию по тем временам, по которым скучает и Квентин.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Квентин Тарантино приехал в Москву — Владимир Мединский показал режиссеру Кремль Общество Квентин Тарантино приехал в Москву — Владимир Мединский показал режиссеру Кремль

После этих ролей Брэд Питт и Леонардо Ди Каприо могут смело уходить из кино

В зените славы — настолько талантливо и достоверно у обоих актеров получилось изобразить своих героев. Ди Каприо играет в фильме актера Рика Далтона, который в свою очередь играет другие роли — в том числе злодея в выдуманном вестерне, который Тарантино увлеченно ставит внутри собственного фильма. Этот образ-матрешка — один из лучших в карьере Леонардо, наряду с Кэлвином Кэнди из «Джанго освобожденного».
55-летнему Питту досталась роль Клиффа — одинокого волка и самого крутого парня в Калифорнии. Он то починяет что-то на крыше с голым торсом, то катает по городу девочку-хиппи, которая примерно сразу предлагает ему за это минет. Он выглядит, как настоящий последний киногерой, который, однако, не метит в звезды и всегда остается в тени героя Ди Каприо.
Оба главных актера последних лет двадцати в кадре оказываются очень созвучны, они понимают друг друга (и поэтому, хоть это до финала это почти не подчеркивается, кажутся лучшими друзьями) и с легкостью демонстрируют нравы Голливуда — фабрики грез, которая никогда не меняется: Рик и Клифф — это олицетворенные блеск и нищета индустрии развлечений, где одним достается все, другим — ничего.

Фильм рассказывает (в том числе) о реальных событиях 1969 года

Редкий случай, когда лучше заранее почитать, о ком и о чем речь. Так намного понятнее, а в финале — приятнее, потому что Тарантино, конечно, не утруждает себя объяснением всей диспозиции (и его за это хочется только хвалить). Это кино о 1969-м, времени заката Золотого века Голливуда и появления в Лос-Анджелесе секты маньяка Чарльза Мэнсона.
Самого Мэнсона, впрочем, в кадре зрители так и не увидят — что может еще больше запутать тех, кто не знаком с историей его преступлений, в число которых входит убийство жены Романа Полански. Зато появляется герой по имени Роман Полански — совершенно реальная личность, автор «Ребенка Розмари», а по сюжету — сосед героя Ди Каприо, и его молодая жена, тоже реально существовавшая Шэрон Тейт (ее играет идеально красивая Марго Робби). Она в фильме для сентиментального Тарантино — самый главный персонаж, он по ней страшно скучает и изображает как голливудскую святую, блаженную.
До 8 августа, когда «Однажды в Голливуде» выйдет в прокат, советуем также посмотреть последние фильмы Шэрон Тейт («Бал вампиров» Романа Полански, «Долина кукол»).

Марго Робби в роли Шэрон Тейт
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Квентин Тарантино составил плейлист с любимыми песнями из своих фильмов Культура Квентин Тарантино составил плейлист с любимыми песнями из своих фильмов

Старый добрый Тарантино стар и добр

Обладатель «Золотой пальмовой ветви» за «Криминальное чтиво» на голубом глазу снимает вроде бы такое же кино, как все предыдущие. Картина даже собирается из элементов, которые легко заметить в тарантиновской фильмографии: каскадер на первом плане уже был в «Доказательстве смерти», центральный сюжетный поворот — почти как в «Бесславных ублюдках», в одной из сцен загримированный Ди Каприо пародирует самого себя из «Джанго освобожденного», а кульминация живо напоминает о напряженнейших моментах «Криминального чтива».

Чуть коробит, но не удивляет ретроградство Тарантино — самого богатого в мире киноведа, копающегося в вещах, к которым все давно потеряли интерес. Он все еще собирает фильмы из микроотсылок к разнообразным киноартефактам — например, к многочисленным древним и ныне неизвестным сериалам-вестернам, в которых играет герой Ди Каприо, и о которых гипотетический зритель понятия не имеет (и даже Каннские критики мало что распознали, кроме совсем уж классики).
Но чем дальше, тем больше становится понятно, что не с первым и не со вторым, а с девятым фильмом Тарантино легко показывает всем молодым и прогрессивным режиссерам мастер-класс: ну не умеет никто так снимать до сих пор — с чувством, с толком, с расстановкой, за секунду убеждая зрителя в реалистичности собственной сказки (а это, несмотря на отсылки к некоторым реальным событиям, все-таки сказка).

В финале почти трехчасового фильма в зале кричали, смеялись и плакали — по накалу страстей и жестокости последнюю сцену можно считать одной из величайших сцен в новейшей истории кино.

С другой стороны, Тарантино с годами как будто стал проще, вернулся к нам из чертогов разума, где бесконечно пересматривает тысячи фильмов из прошлого. «Однажды в Голливуде» — несложная, хотя и увлекательная история о мужской дружбе, о кино полувековой давности (которое тогда было лучше, а трава — зеленее), о жизни перед камерой и за ней. Ну, и еще немного — о том, что иногда в домашнем хозяйстве может пригодиться огнемет, но для чего конкретно — смотрите в кино с 8 августа.