Донна Фоли Мабри, «Мод. Откровенная история одной семьи»
Американка Донна Фоли Мабри написала книгу о своей бабушке Мод, которая родилась в крохотном городке в Теннеси в 1892, пережила Первую мировую, жуткую эпидемию испанского гриппа, Великую депрессию и Вторую мировую, похоронила первого мужа и четырех из пяти своих детей и скончалась в 1963 в Детройте.
Трагичный контекст первой половины 20 века, на фоне которого проходит жизнь героини, ужасает. Но цепляет в книге именно личная история Мод — как формируется ее характер и убеждения, как она строит свой незамысловатый быт, что думает о своей судьбе, о чем болтает с подружками (о сексе, и там все грустно), как воспринимает свое тело, любит ли детей, терпит ли мужа.
Роман прекрасен тем, что в нем нет никакой очевидной повестки, нет морализаторства, обвинений и поучений. Зато есть удивительная история жизни самой обычной, доброй и невероятно сильной женщины.
Шерил Стрэйд, «Дикая. Опасное путешествие как способ обрести себя»
Автобиография Шерил Стрэйд — это практически хрестоматийная история о преодолении себя. В начале 1990-х писательница за несколько месяцев прошла Маршрут тихоокеанского хребта — сложную тропу в дикой природе, которая протянулась по горам от Мексики до Канады.
До этого дикого во всех смыслах путешествия у Стрэйд не было вообще никакого опыта долгих походов, зато был сложный развод, растущая героиновая зависимость и безграничная скорбь об утрате матери. Чтобы со всем этим разобраться, Шерил прошла 1770 километров практически в одиночку, в неудобных ботинках и с гигантским рюкзаком, который весил, примерно как она сама.
Откровенную книгу про это путешествие Стрэйд написала много лет спустя — мемуары моментально стали бестселлером, права на их экранизацию купила Риз Уизерспун и сама же сыграла Шерил в одноименном фильме. Получилось неплохо, но далеко не так увлекательно и эмоционально, как на бумаге.
Тара Вестовер, «Ученица. Предать, чтобы обрести себя»
За свою романтизированную автобиографию историк Тара Вестовер получила ряд престижных литературных премий и попала в список 100 самых влиятельных людей мира по версии Times 2019.
В книге Тара рассказывает, как она выросла в семье религиозных фанатиков, но смогла поступить в колледж, по стипендии уехала в Кембридж и стала доктором исторических наук.
Детство и отрочество у автора действительно были трудными — она не получала должного образования и медицинского ухода, из-за халатности отца несколько раз чуть не погибла. Но главное, Тара стала жертвой домашнего насилия: ее регулярно бил и унижал старший брат, а родители все видели, но бездействовали. Эта линия — самая сильная в книге. Она наглядно показывает, что происходит с жертвой насилия, почему она обвиняет себя, а не абьюзера, и чего именно ждет, даже требует от своей семьи (спойлер: любви).
«Замок из стекла», Джаннет Уоллс
Мемуары Вестовер российскому читателю могут показаться слишком уж надрывными и слегка зацикленными на личных переживаниях самого автора (справедливости ради, там есть из-за чего переживать). Если хочется чего-то более живого и без мелодрамы, можно взяться за «Замок из стекла» журналистки Джаннет Уоллс.
Она тоже выросла в дисфункциональной семье — не мормонов, но хиппи, которые стремились убежать от цивилизации, вели предельно богемный образ жизни, но вскоре скатились к настоящему бомжеванию. Книга начинается с того, как Уоллс при полном параде едет на очередную модную вечеринку на Манхэттене и вдруг из окна такси видит собственную мать, которая роется в мусоре.
«Замок из стекла» опубликовали еще в 2005-м, книга собрала кучу наград и принесла Уоллс миллионы. А в 2017 вышел голливудский одноименный фильм с Бри Ларсон в главной роли — к сожалению, весьма неудачный.
Кристина Бейкер Клайн, «Картина мира»
Вы наверняка видели картину американского художника Эндрю Уайетта «Мир Кристины» — женщина лежит в необъятном поле, устремившись в сторону своего ветхого дома на горизонте. Может показаться, что на ней изображена юная девушка, но нет. Свой шедевр Уайетт посвятил близкой подруге, 50-летней Кристине Олсен. Она всю жизнь страдала от боли в суставах и к этому возрасту почти не могла ходить — поэтому передвигалась ползком, так как искренне считала, что коляска лишает ее свободы.
Книга современной писательницы Клайн — это фантазия на тему жизни Кристины, ее отношений с художником и предыстории картины. Автор исследовала множество архивов и писем, так что общая канва романа вполне документальна, включая некоторые ситуации и диалоги. Но все-таки это самостоятельное художественное произведение, не претендующее на достоверность рассказанной истории.