В арсенале отечественного бренда Magma шесть сложных ароматов, каждый из которых несет свою историю. Создательница марки Яна говорит, что иногда ее друзья узнают ароматы Magma на незнакомых людях на улице, а судя по активности аудитории в Instagram бренда — он вызывает интерес и пользуется спросом. Мы попросили Яну рассказать о трудностях создания собственного бренда, отношениях с клиентами и о том, каково это — быть парфюмером в России.
О любви к ароматам
Я с детства увлекалась запахами — не ароматами, а именно запахами. У моей бабушки была дача, где летом собиралось довольно мало детей, и я была предоставлена сама себе в окружении природного ландшафта. С этого все и началось: я была буквально одержима цветами, деревьями, кустарниками, травами.
Довольно рано я начала ходить по парфюмерным магазинам, знакомилась с ароматами, запоминала названия брендов, а потом развлекала друзей — угадывала, чем они пользуются. Все были шокированы, но на деле — ничего удивительного. Я росла в Иваново, никакой ниши там не было (по крайней мере, мне так казалось) — все пользовались стандартными ароматами из сетевых магазинов, которые было довольно просто распознать.
О первых попытках
В 2010 году я переехала в Москву, поступив в Высшую школу экономики на факультет социологии. Рядом с корпусом был большой косметический магазин, куда я ходила с одногруппниками и помогала им выбирать ароматы. В те времена я могла потратить всю стипендию на новые флаконы — друзья смеялись, что в итоге у меня не останется ничего, кроме духов.
Девочка с моего потока однажды сказала мне: «Если тебе так нравится парфюмерия, почему ты не начнешь создавать ее сама?» Этот вопрос выбил меня из колеи и заставил задуматься — как же так, это же закрытая кухня, а я простой любитель.
Но она подтолкнула меня к действиям — я начала делать первые шаги, а ей показывала свои работы. Она говорила, что когда я стану знаменитой, то еще вспомню про нее. Знаменитой я, конечно, не стала, но о ней всегда рассказываю.
Первые ароматы создавались в общежитии Вышки в Дубках. Моя соседка съехала из комнаты, и я жила одна. Все приходили ко мне на запах!
Об ароматах и социологии
Моя магистерская диссертация на социологическом факультете была посвящена женщинам и ароматам.
Когда я заявила свою тему, мне сказали: «Ты бы еще лак для волос изучала!»
Вся комиссия состояла из мужчин. Мне пришлось год отвоевывать право работать со своей темой, но в итоге повезло — мой научный руководитель меня очень поддержал. Он отличный преподаватель, которому не все равно.
Моя работа состояла из множества микротем. Например, я пыталась понять, как на женщин влияет реклама парфюмерии, где главным побуждающим к покупке фактором выступает заигрывание с чувственностью: мол, ты пользуешься ароматом, и перед тобой все падают и в штабеля укладываются.
Мне было интересно, действительно ли женщины руководствуются подобным мотивом — но нет, никто из опрошенных не упомянул о чувственности и обольщении при выборе парфюма. Женщины воспринимают ароматы не как отдельный элемент, а как часть себя. Это не аксессуар, а продолжение тела.
О сложностях парфюмерного бренда в России
Люди часто интересуются: «Почему российская парфюмерия стоит так дорого?» В России практически не производят компоненты и душистые вещества, приходится заказывать их из зарубежных магазинов. Но я не завод, я не могу купить целую бочку компонентов, поэтому обращаюсь к перекупщикам. Это очень сильно влияет на стоимость. Одно дело, когда ты покупаешь определенное вещество в большом количестве: при перерасчете стоимость одной единицы получается довольно низкой. Другое дело — покупка маленькой бутылочки, финансовая картина здесь совсем иная.
Я не могу покупать вещества большими партиями. Хочу, но не могу — они просто пропадут. Приходится доставать все окольными путями. Это похоже на игру в змейку: сможешь ты выкрутиться, все найти или нет?
Я всегда в поисках идеальных поставщиков: не только компонентов, но и упаковок, флаконов, семплов. В моей работе случалось немало неприятных ситуаций. Однажды за неделю до выставки выяснилось, что семплы протекают.
Мы потеряли литр парфюма: вернуть деньги за бракованные семплы не удалось, пришлось быстро искать новые варианты, потому что выставляться с такими семплами было невозможно
Раньше мы отправляли ароматы клиентам в картонных тубусах, нам пришла партия из 1000 упаковок — я вручную перебрала каждую из них, и оказалось, что только 70 штук из них не бракованные.
Сейчас мне тяжело заглядывать в будущее и рассуждать о судьбе Magma, потому что с нашим законодательством маленьким брендам довольно сложно существовать. В России собираются ввести чипирование ароматов — все это делается для того, чтобы защитить потребителей от покупки подделок. Но не существует никакой инфраструктуры, чтобы такой производитель, как я, мог самостоятельно чипировать ароматы — все рассчитано на крупных игроков рынка. У меня нет производства или завода, как нет и оборудования для маркировки, а на данный момент даже нет возможности взять его в аренду.
О клиентах
В Magma очень большое внимание уделяется именно клиентскому сервису. Я отношусь к своим клиентам так, как хотела бы, чтобы относились ко мне. Люди это замечают. Показатель достойного сервиса — это когда ты не списываешь ошибку на систему или клиента, а понимаешь, в чем проблема, и самостоятельно ее исправляешь. Важно идти на диалог, признавать ошибки и не бросать покупателей в беде. Я не хочу быть безликим брендом, а хочу быть человеком, который создает что-то важное для тех, кому это нужно.
О русском парфюмере
У русского парфюмера общее культурное поле с людьми, для которых он создает ароматы. Если рассматривать аромат как важный источник получения эмоций, то у меня, русского парфюмера, потенциальный шанс вызвать эти эмоции выше, потому что мы все росли в примерно одинаковом контексте. Сейчас много зарубежных ароматов, посвященных России и ее культуре, но им сложнее попасть в цель, ведь их делают люди с другим менталитетом.