Как выжить парфюмерному бренду в России: история создательницы Magma Perfumes | Salt

Как выжить парфюмерному бренду в России: история создательницы Magma Perfumes

Про ароматы
Евгения Башурина
Евгения Башурина
11 сентября 2019, 9:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Как выжить парфюмерному бренду в России: история создательницы Magma Perfumes
SALT-collage
Многие думают, что вся русская парфюмерия базируется на сайте «Ярмарка мастеров», где энтузиасты создают ароматы из подручных средств и разливают в старые флаконы. Конечно, нам пока далеко до парфюмерных домов Франции, но и в России есть свои ольфакторные поводы для гордости.

В арсенале отечественного бренда Magma шесть сложных ароматов, каждый из которых несет свою историю. Создательница марки Яна говорит, что иногда ее друзья узнают ароматы Magma на незнакомых людях на улице, а судя по активности аудитории в Instagram бренда — он вызывает интерес и пользуется спросом. Мы попросили Яну рассказать о трудностях создания собственного бренда, отношениях с клиентами и о том, каково это — быть парфюмером в России.

О любви к ароматам

Я с детства увлекалась запахами — не ароматами, а именно запахами. У моей бабушки была дача, где летом собиралось довольно мало детей, и я была предоставлена сама себе в окружении природного ландшафта. С этого все и началось: я была буквально одержима цветами, деревьями, кустарниками, травами.

Яна. Фото из личного архива

Довольно рано я начала ходить по парфюмерным магазинам, знакомилась с ароматами, запоминала названия брендов, а потом развлекала друзей — угадывала, чем они пользуются. Все были шокированы, но на деле — ничего удивительного. Я росла в Иваново, никакой ниши там не было (по крайней мере, мне так казалось) — все пользовались стандартными ароматами из сетевых магазинов, которые было довольно просто распознать.

О первых попытках

В 2010 году я переехала в Москву, поступив в Высшую школу экономики на факультет социологии. Рядом с корпусом был большой косметический магазин, куда я ходила с одногруппниками и помогала им выбирать ароматы. В те времена я могла потратить всю стипендию на новые флаконы — друзья смеялись, что в итоге у меня не останется ничего, кроме духов.

Девочка с моего потока однажды сказала мне: «Если тебе так нравится парфюмерия, почему ты не начнешь создавать ее сама?» Этот вопрос выбил меня из колеи и заставил задуматься — как же так, это же закрытая кухня, а я простой любитель.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - «Мы постоянно нуждаемся в чем-то новом»: парфюмер Джон Моллой — о новом аромате и будущем индустрии Комьюнити «Мы постоянно нуждаемся в чем-то новом»: парфюмер Джон Моллой — о новом аромате и будущем индустрии

Но она подтолкнула меня к действиям — я начала делать первые шаги, а ей показывала свои работы. Она говорила, что когда я стану знаменитой, то еще вспомню про нее. Знаменитой я, конечно, не стала, но о ней всегда рассказываю.

Первые ароматы создавались в общежитии Вышки в Дубках. Моя соседка съехала из комнаты, и я жила одна. Все приходили ко мне на запах!

Об ароматах и социологии

Моя магистерская диссертация на социологическом факультете была посвящена женщинам и ароматам.

Когда я заявила свою тему, мне сказали: «Ты бы еще лак для волос изучала!»

Вся комиссия состояла из мужчин. Мне пришлось год отвоевывать право работать со своей темой, но в итоге повезло — мой научный руководитель меня очень поддержал. Он отличный преподаватель, которому не все равно.

Моя работа состояла из множества микротем. Например, я пыталась понять, как на женщин влияет реклама парфюмерии, где главным побуждающим к покупке фактором выступает заигрывание с чувственностью: мол, ты пользуешься ароматом, и перед тобой все падают и в штабеля укладываются.

Мне было интересно, действительно ли женщины руководствуются подобным мотивом — но нет, никто из опрошенных не упомянул о чувственности и обольщении при выборе парфюма. Женщины воспринимают ароматы не как отдельный элемент, а как часть себя. Это не аксессуар, а продолжение тела.

Hanna Postova / Unsplash
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Эволюция парфюмерии: от благовоний до селективов Про ароматы Эволюция парфюмерии: от благовоний до селективов

О сложностях парфюмерного бренда в России

Люди часто интересуются: «Почему российская парфюмерия стоит так дорого?» В России практически не производят компоненты и душистые вещества, приходится заказывать их из зарубежных магазинов. Но я не завод, я не могу купить целую бочку компонентов, поэтому обращаюсь к перекупщикам. Это очень сильно влияет на стоимость. Одно дело, когда ты покупаешь определенное вещество в большом количестве: при перерасчете стоимость одной единицы получается довольно низкой. Другое дело — покупка маленькой бутылочки, финансовая картина здесь совсем иная.

Я не могу покупать вещества большими партиями. Хочу, но не могу — они просто пропадут. Приходится доставать все окольными путями. Это похоже на игру в змейку: сможешь ты выкрутиться, все найти или нет?

Я всегда в поисках идеальных поставщиков: не только компонентов, но и упаковок, флаконов, семплов. В моей работе случалось немало неприятных ситуаций. Однажды за неделю до выставки выяснилось, что семплы протекают.

Мы потеряли литр парфюма: вернуть деньги за бракованные семплы не удалось, пришлось быстро искать новые варианты, потому что выставляться с такими семплами было невозможно

Раньше мы отправляли ароматы клиентам в картонных тубусах, нам пришла партия из 1000 упаковок — я вручную перебрала каждую из них, и оказалось, что только 70 штук из них не бракованные.

Сейчас мне тяжело заглядывать в будущее и рассуждать о судьбе Magma, потому что с нашим законодательством маленьким брендам довольно сложно существовать. В России собираются ввести чипирование ароматов — все это делается для того, чтобы защитить потребителей от покупки подделок. Но не существует никакой инфраструктуры, чтобы такой производитель, как я, мог самостоятельно чипировать ароматы — все рассчитано на крупных игроков рынка. У меня нет производства или завода, как нет и оборудования для маркировки, а на данный момент даже нет возможности взять его в аренду.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Бьюти-география: косметика, о которой мы раньше ничего не слышали Комьюнити Бьюти-география: косметика, о которой мы раньше ничего не слышали

О клиентах

В Magma очень большое внимание уделяется именно клиентскому сервису. Я отношусь к своим клиентам так, как хотела бы, чтобы относились ко мне. Люди это замечают. Показатель достойного сервиса — это когда ты не списываешь ошибку на систему или клиента, а понимаешь, в чем проблема, и самостоятельно ее исправляешь. Важно идти на диалог, признавать ошибки и не бросать покупателей в беде. Я не хочу быть безликим брендом, а хочу быть человеком, который создает что-то важное для тех, кому это нужно.

О русском парфюмере

У русского парфюмера общее культурное поле с людьми, для которых он создает ароматы. Если рассматривать аромат как важный источник получения эмоций, то у меня, русского парфюмера, потенциальный шанс вызвать эти эмоции выше, потому что мы все росли в примерно одинаковом контексте. Сейчас много зарубежных ароматов, посвященных России и ее культуре, но им сложнее попасть в цель, ведь их делают люди с другим менталитетом.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Там русский дух, там Русью пахнет: ароматы, посвященные России Про ароматы Там русский дух, там Русью пахнет: ароматы, посвященные России