Эволюция парфюмерии: от благовоний до селективов | Salt

Эволюция парфюмерии: от благовоний до селективов

Про ароматы
Мария Каримова
Мария Каримова
29 апреля 2019, 5:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Эволюция парфюмерии: от благовоний до селективов
Жак Герлен, стоявший у истоков современной парфюмерии, называл духи самой концентрированной формой памяти. Габриэль Шанель считала ароматы невидимыми, но непревзойденными аксессуарами. Наш современник Лука Турин — автор книги «100 лучших ароматов» — уверен, что духи — это послание.
Эволюция парфюмерии: от благовоний до селективов

Что и кому мы хотим сказать, выбирая тот или иной аромат? А чего хотели сказать наши дальние предки, втирая в кожу масла и эссенции? Покопаемся в прошлом и попробуем заглянуть в будущее: где и когда зародились первые духи, для чего их использовали, кого считают первым настоящим парфюмером и чего ждать от ароматного мира завтра.

Древний Египет

Родиной парфюма считают Древний Египет, а самой большой ценительницей ароматов — царицу Клеопатру. Там же появились и первые парфюмерные лаборатории: в них древние египтяне научились делать ароматические масла. Ноты для таких парфюмов добывали методом прессования, а в качестве основы использовались оливковое, кунжутное и миндальное масла. В качестве флаконов использовались миниатюрные цилиндрические сосуды из слоновой кости или рога носорога.

Древняя Месопотамия

Следующими новаторами в парфюмерии стали жители древней Месопотамии: именно они освоили процесс паровой дистилляции — метод, который до сих пор используют при создании духов. Они же открывают новые ингредиенты для создания ароматов: мускус, амбра, жасмин и роза.

Древняя Греция

Греческий флакон для духов в форме сирены

Древние греки первыми стали классифицировать запахи и использовать для создания ароматов разные части трав и цветов. Изначально греческое парфюмерное искусство было крепко связано с мифологией — каждый бог ассоциировался с определенным ароматом: Афродита — с розами и фиалками, Гермес — с гиацинтом и майораном. Но поскольку древние греки были буквально помешаны на красоте и гигиене тела, в скором времени ароматы пошли в народ. В городах стали появляться парфюмерные лавки: здесь можно было купить как готовые ароматические масла, так и все ингредиенты для их приготовления. Именно с легкой руки греков появились первые жидкие духи: цветы и травы перетирались в порошок, смешивались с оливковым маслом, после чего конденсировались на водяной бане до получения ароматной эссенции. В качестве флаконов греки использовали сферические сосуды, украшенные античными рисунками.

Древний Рим

Но самыми предприимчивыми в области парфюмерии стали древние римляне. Переняв у сирийцев технику выдувания стекла, римляне первыми стали разливать духи в стеклянные сосуды и поставлять их в Индию, Африку и на Аравийский полуостров, тем самым получив новую статью дохода для государства. Но с упадком империи и зарождением христианства развитие отрасли застопорилось, и пальма первенства снова перешла к арабам.

Благоухающий Восток

Перегонный куб Джабира ибн Хайяна

После падения Древнего Рима преградой на пути развития парфюмерии в Европе стало христианство: духи были объявлены вне закона, как предмет бесполезный и противоречащий истиной вере. В это же время Восток благоухает, продолжая постигать искусство изготовления ароматов: арабы открывают новые цветы и пряности, изобретают перегонный куб, улучшают технику дистилляции и, наконец, получают спирт, необходимый для создания настоящих духов. Главный компонент духов того времени — эфирное масло розы, а центром выращивания роз становится Дамаск (дамасская роза по сей день остается одним из популярных ингредиентов парфюмерии).

Первый опыт дистилляции Авиценны

Авиценна

В начале одиннадцатого века нашей эры ученый и мыслитель Авиценна проводит свой первый опыт дистилляции с розой, результатом которого становится розовая вода. Именно она стала прототипом первых спиртовых духов, ее производят в огромных количествах и используют во всех сферах жизни.

XII век и возвращение парфюмерии в Европу

Торговая ярмарка в средневековой Европе

К XII веку укрепление торговых отношений, развитие алхимии и рост университетов приводят к тому, что религиозный запрет на духи в Европе постепенно сходит на нет. Вместе с этим средневековое общество начинает больше внимания уделять гигиене: людям нравится принимать душистые ванны и ароматизировать одежду. Европа заново открывает для себя парфюмерию.

XIII век и первые помандры для духов

Портрет мужчины с помандром

В XIII веке появляется новый сосуд для хранения ароматических смесей — помандер (от французского pomme d’ambre). Первые помандеры довольно громоздкие и напоминают металлические шары с отверстиями, из которых просачивается запах. Со временем они становятся миниатюрнее и изготавливаются из благородных металлов с использованием эмали и драгоценных камней.

Новые земли — новые ароматы

Процесс дистиляции ароматических масел

Огромное влияние на парфюмерную индустрию оказали путешествия и географические открытия. В XIII веке итальянский купец и путешественник Марко Поло привозит из Азии новые ингредиенты — перец, гвоздику и мускатный орех — которые быстро находят применение в производстве ароматов. Центром парфюмерии становится Венеция, куда везут цветы, травы и пряности из разных стран. Позже Европа начинает выращивать свои ингредиенты, среди которых — анис, базилик и шалфей. Тайны венецианских парфюмеров доходят до французских умельцев, и Франция быстро становится главным косметическим центром Европы. Выращивание цветов и трав для производства ароматов доходит до промышленных масштабов. А столицей парфюмерии становится Грасс — маленький город на юге Франции. Здесь среди многочисленных цветочных полей производят драгоценные ароматы розы, лаванды, жасмина, дикой мимозы и флердоранжа. ! Nota Bene: К званию главной парфюмерной столицы мира Грасс пришел не сразу. Есть версия, что в XII веке этот маленький город был прибежищем кожевенников, скорняков и торговцев кожей. Ремесленники занимались производством перчаток, но дубленая кожа имела довольно резкий неприятный запах. Чтобы хоть как-то его заглушить, в ход пошли ароматические масла. Надушенные перчатки понравились Екатерине Медичи, и она распространила эту моду по всей Франции.

Венгерская вода — прообраз современного одеколона

Святая Елизавета Венгерская

Во второй половине XIV века Европа начинает производить первые «ароматические воды» — жидкие духи на основе спирта и эфирных масел. В большинстве парфюмерных книг фигурирует так называемая «вода венгерской королевы» или «венгерская вода» — первые духи с содержанием спирта. По легенде, в середине XIV века венгерская королева Елизавета получила в подарок ароматную жидкость с чудесным запахом и омолаживающими свойствами. Главным ароматическим компонентом воды был розмарин, а в качестве дополнительных ингредиентов использовали эфирные масла лимона, розы, нероли, мяты и мелиссы. По концентрации Hungarian Queen Water была сродни современным одеколонам — аромат был свежим, нестойким и быстро исчезающим.

XVIII век и изобретение первого одеколона

Eau de Cologne Original 1811

В 1709 году итальянец Иоганн Мария Фарина создает первый одеколон. Названный в честь немецкого Кельна Eau de Cologne Original состоял из смеси цитрусовых масел и чистого спирта. Несмотря на то что Фарина много лет жил в Германии, вдохновением для его ароматов всегда была родная Италия. По сравнению с насыщенными и строгими духами, которыми в то время пахла Европа, композиции Фарины были свежими, чистыми и новаторскими. Что неудивительно: пряным и густым нотам мускуса, корицы и сандала Фарина предпочитал свежие и чистые ноты лайма, апельсина, грейпфрута и бергамота.

Ароматный двор короля Людовика XV

Людовик XV

В эпоху просвещения популярность ароматических вод достигает своего пика. Дворец короля Людовика XV называется не иначе как «ароматный двор»: духи — обязательный аксессуар придворных и вельмож. Ароматические воды наносят не только на тело, но и на предметы обихода — от вееров до мебели. В это же время у ароматических вод появляются конкуренты — туалетные уксусы. Самый популярный — «Уксус четырех воров» — обладал мощными дезинфицирующими свойствами и, по легенде, защищал от свирепствующей в это время в Европе чумы. Рецепт чудо-уксуса получили от мародеров, которые грабили пораженные чумой города и при этом умудрились остаться живыми и здоровыми.

Паскаль Герлен начинает историю дома Guerlain

Пьер Франсуа Паскаль Герлен

В конце XVIII века центром парфюмерии становится Париж. Насыщенные ароматы уходят на второй план, уступая место свежим и легким запахам. В 1828 году химик Пьер Франсуа Паскаль Герлен открывает в Париже маленький аптекарский магазинчик, в подвале которого занимается смешиванием ароматов. Именно здесь будущий основатель империи Guerlain создает Esprit de Fleurs. Необычный для того времени цветочный аромат нравится французским модникам, и магазинчик Паскаля становится популярным. Судьбоносным для парфюмера стал первый мужской одеколон Imperiale, созданный Герленом специально для французского императора Наполеона III. С этого момента Герлен становится не только официальным парфюмером императора, но и создает ароматы для испанских, австрийских и российских монархов.

Генрих Брокар дарит миру «Красную Москву»

В 1864 году с легкой руки французского предпринимателя и парфюмера Генриха Брокара в России открывается первая фабрика по производству мыла и духов «Новая заря». Самым знаменитым детищем француза стали духи «Любимый букет Императрицы», известные сегодня под названием «Красная Москва».

Органическая химия открывает новые ингредиенты в парфюмерии

Развитие химической промышленности в XIX веке выводит производство парфюмерии на принципиально новый уровень. Органическая химия позволила синтезировать запахи, то есть получать их искусственным путем. Первым парфюмером, смешавшим натуральные и синтетические компоненты, стал Франсуа Коти. В это же время появляется новый парфюмерный ингредиент — кумарин. Это синтетическое вещество с ароматом свежескошенной травы ложится в основу нового семейства ароматов: фужерные или папоротниковые.

Альдегиды в парфюмерии и бум на Chanel № 5

В 1921 году парфюмерный мир взрывает новый во всех смыслах слова Chanel № 5. Габриэль Шанель попросила пионера парфюмерии Эрнеста Бо создать «искусственный аромат женщины, которая пахнет женщиной». Как раз в это время Бо исследовал альдегиды (высоко-летучие соединения, благодаря которым цветочные ноты становятся более легкими и воздушными). Результатом трудов стал революционный для своего времени Chanel № 5. Аромат без главных нот базировался на 80 различных ингредиентах, усиленных нотами альдегидов, которые впервые использовались в таких пропорциях. Дизайн флакона был разработан лично Мадемуазель: простой, элегантный и утонченный, он сохранил свой первоначальный вид и в наши дни.

Середина XX века — эпоха ароматов от кутюрье

Юбер де Живанши и Одри Хэпберн

Вслед за Габриэль Шанель свои ароматы начинают выпускать Кристиан Диор, Нина Ричи, Юбер де Живанши и другие. В 1956 выходит легкий и нежный Diorissimo от Dior, годом позже — звездный L’Interdit от Givenchy (результат сотрудничества Юбера де Живанши с Одри Хэпберн). Главный хит 60-х — свежие цветочные ароматы, бестселлерами становятся Fidji от Guy Laroche, Climat от Lancome и Estee от Estee Lauder.

Винтаж 70-х: мода на восточные ароматы

В 70-е парфюмерия будто возвращается к истокам — в моде терпкие восточные ароматы. Первопроходец — Opium от Yves Saint Laurent, вслед за ним выходят Magie Noire от Lancome и Cinnabar от Estee Lauder. Но увлечение Востоком быстро сходит на нет, и к концу 70-х на арене снова чистые цветочные композиции, такие как White Linen от Estee Lauder и Anais Anais от Cacharel.

Модные 80-е: парфюмерия haute couture

80-е по праву можно назвать эпохой парфюмерии haute couture. На первый план выходят чувственные и сексуальные композиции. Главный аромат десятилетия — тяжелый, сладкий и дурманящий Poison от Dior. У аромата столько же поклонников, сколько и ненавистников — таблички в европейских кафе «No smoke, no Poison» были нормой.

Эпоха гранжа и унисекс-ароматы 90-х

В эпоху гранжа бал правит унисекс, не только в моде, но и в парфюмерии. Пионером тренда становится Кельвин Кляйн, выпустивший первый единый аромат для мужчин и женщин Calvin Klein СK One. Задумку дизайнера идеально воплотила андрогинная Кейт Мосс, ставшая лицом парфюма.

Золотой век парфюмерии: ниша и селективы

Новый век вполне можно назвать началом золотой эпохи современной парфюмерии. Удивить потребителя все сложнее: каждый год в мире выпускается около тысячи новых ароматов. На вопрос «Что за аромат» — редко услышишь в ответ название популярного бренда. Нишевая парфюмерия стала мастхэвом, а парфюмеры больше не боятся отходить от классических канонов, потому что знают — на каждый неожиданный и даже откровенно странный аромат найдется свой ценитель.

Взгляд в будущее

Бенуа Вердье

Чего ждать от парфюмерной индустрии в ближайшем будущем? Своими мыслями на этот счет с Salt Mag поделился креативный директор и сооснователь бренда EX NIHILO Бенуа Вердье: «Самая главная тенденция — это строгий контроль ингредиентов (неважно, натуральных или синтетических) на предмет аллергенности и вреда для окружающей среды. Уверен, ученые будут изобретать все новые и новые молекулы, сублимировать живую природу. Отчасти этот прогресс будет связан как раз с жесткими запретами. Нас ждет очень интересное развитие парфюмерных технологий — в этом я уверен на сто процентов!».