Как мужской нейл-дизайн меняет индустрию красоты и разрушает стереотипы | Salt

Как мужской нейл-дизайн меняет индустрию красоты и разрушает стереотипы

Индустрия
Евгения Башурина
Евгения Башурина
18 июля 2020, 9:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Как мужской нейл-дизайн меняет индустрию красоты и разрушает стереотипы
SALT-collage
Последние несколько месяцев в Сети много говорят о мужском нейл-дизайне. С накрашенными ногтями на светских мероприятиях появляются зарубежные знаменитости, а в социальных сетях растет армия их последователей. Рассказываем, как мужчины начали красить ногти и почему эта тенденция разрушает стереотипы о мужественности.

В древности у нейл-арта не было привязки к определенному полу и гендеру. В Китае во времена династии Чжоу (а это эпоха до нашей эры) длинные накрашенные ногти считались символом принадлежности к высокому сословию, а у мужчин — еще и признаком мужественности. Особенно ценились серебряные и золотые покрытия, но позднее они уступили место черным и красным. Если представитель низшего класса позволял себе накрасить ногти цветами, предназначенными для знати, его наказывали.

Уже в 20 веке лак любого оттенка на мужских ногтях считался вызовом — решались на такое чаще всего музыканты: Дэвид Боуи, Оззи Осборн, Стивен Тайлер, Курт Кобейн.

В актерской среде эстафету подхватил Джонни Депп (подсмотрел у друга и кумира Кита Ричардса), а позднее и Брэд Питт. Он появился с нейл-артом на международном фестивале в Палм-Спрингс в 2015 году. Тогда подобный поступок еще вызывал много вопросов, и журналисты строили теории — это дети Брэда накрасили ему ногти, или он таким образом хочет им что-то передать? Думаем, послание Питта, если оно имело место, звучало максимально просто и коротко: не нужно бояться быть собой.

Нейл-арт Бреда Питта в Палм-Спрингс / © Getty Images

Современная индустрия красоты стирает гендерные границы — нанесение макияжа и нейл-арта уже не является исключительно женской прерогативой. На задний план отошли и субкультурные ассоциации. Если в 2007 году ногти красили эмо-мальчики и готы с оглядкой на свои ролевые модели, то теперь лак для ногтей перестал быть символом альтернативной культуры подростков. Мы, конечно, безмерно благодарны Биллу Каулитцу и Вилле Вало за смелость, но все-таки от их черных ногтей всегда веяло юношеским максимализмом и сопротивлением — вы не хотите, чтобы я красил ногти, а я назло всему миру возьму и накрашу.

Силами альтернативной сцены мужской нейл-арт существовал только в подполье, но ближе к 2020 году выбрался за его пределы. Новые кумиры далеки от андеграунда и тяжелой музыки — Гарри Стайлз и ASAP Rocky собирают стадионы и красят ногти в самые разные цвета, рисуют на них смайлики и кусочки фруктов. Возрастные рамки тоже были отменены — Марк Джейкобс весной отметил 57 день рождения, но с удовольствием клеит на ногти стразы. Мужчины-модели на его показах тоже демонстрируют не только одежду, но и труды мастеров нейл-арта.

Courtesy of Marc Jacobs

На Западе нейл-дизайн у мужчин стал нормой и превратился в тренд. Редакция американского GQ  советует своим читателям правильно выбирать оттенки — темные будут идеально сочетаться с любыми костюмами, но яркие ногти тут же внесут их обладателя в списки самых стильных людей планеты и обязательно обратят на себя внимание. New York Post сделали целый репортаж про нью-йоркских миллениалов и их ногти. Один из героев рассказывает, что стал немного одержим нейл-артом: «Моя жена регулярно ходит в салон, а когда я начал красить ногти дома, она позвала меня с собой. Я вижу, что это постоянно делают знаменитости, и мне всегда нравились модные тенденции, которые не были стереотипно мужскими или женскими».

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Новая маскулинность: почему мужчины полюбили розовый Тенденции Новая маскулинность: почему мужчины полюбили розовый

Рынок мужского маникюра тоже растет. Американский бренд мужской косметики Faculty недавно выпустил лак для ногтей в изумрудном оттенке с безопасной веганской формулой. Создатели марки хотят, чтобы представление о мужской красоте и мужественности стало более прогрессивным.

По их мнению, понимание мужественности пережило несколько трансформаций за всю человеческую историю. Эпоха токсичной маскулинности сменилась осознанием того, что мужчины могут открыто говорить о чувствах и ментальных проблемах, отвергая навязанные стереотипы, но при этом уход, макияж и маникюр оставались для них табу.

«Мужчинам не позволяли делать макияж, как женщинам», — рассуждает основатель Faculty Умар. — Из-за этого многим кажется, что заботиться о стиле и внешности — не круто и не мужественно. Сейчас появилась возможность все изменить. Дело не в стремлении к совершенству — мы хотим дать мужчинам уверенность, чтобы они могли исследовать то, что скрыто внутри».

Как к мужскому нейл-арту относятся в России

Российское общество старается поддерживать важные разговоры, которые ведутся на Западе. Речь не только о феминизме, критике гомофобии и харассменте, но и о переосмыслении мужественности. Глядя на зарубежных коллег, некоторые отечественные знаменитости тоже рискнули и начали делать нейл-дизайн. Фотографию с накрашенными ногтями опубликовал в своем Instagram-аккаунте Егор Крид — он поинтересовался у подписчиков, нравится им дизайн или нет. Большинство фолловеров выступили с критикой Крида. Кто-то писал, что он в очередной раз скопировал ASAP Rocky, но чаще попадались комментарии в стиле «не мужское это дело — красить ногти» и «оставайся мужиком, братан». Крид никогда не транслировал на публику максимально брутальный и маскулинный образ, но даже на его ногтях дизайн не приняли ни мужчины, ни женщины.

Больше повезло Моргенштерну — его маникюр чаще собирает комплименты, чем критику. Дело в том, что фан-база исполнителя держится на представителях поколения Z — джензеры, несмотря на юный возраст, хорошо осведомлены о предрассудках общества и всегда активно высказываются против дискриминации и стереотипов. Их главная социальная сеть TikTok является рупором разнообразия — встретить там парня с накрашенными ногтями, даже в русском сегменте, очень просто.

И все же нельзя сказать, что разнообразие и свобода самовыражения победили, а в России начали нормально относиться к мужчинам, которые красят ногти. Нейл-мастер Назар Кавинский рассказывает, что мужчины за дизайном к нему приходят нечасто. «Я стараюсь увеличить базу клиентов-парней, готовых к таким экспериментам. Главная проблема — зависимость от мнения общества. Оно почему-то решило, что парень, который красит ногти, — гей. Это такая чушь! Сейчас меняется значимость гендера, появляется много одежды, косметики и парфюмерии унисекс, но парней все равно останавливают стереотипы и страх. Они, даже если хотят накрасить ногти, боятся нарваться на гомофобов. В этом нет их вины, виноват социум».

С другой стороны, нейл-мастер Полина Кияшко заметила, что с ростом тренда увеличивается и количество клиентов-мужчин. «Чаще всего они делают маникюр и покрытие для повседневной жизни, но иногда на спор или по случаю мероприятия, фотосессии». Полина считает, что многие напрасно возлагают ответственность за популярность мужского нейл-дизайна в России на Егора Крида: «Эта тенденция начала развиваться в самоизоляции. Пары оказались на карантине вдвоем, девушки делали маникюр парням из подручных средств, а некоторые заказывали все необходимое из онлайн-магазинов».

Основатель проекта «Математика тела» Анатолий Ковалев впервые сделал нейл-дизайн на свадьбу, а затем начал экспериментировать с лаком регулярно. «Мужской нейл-арт — это часть образа. С ним я езжу в офис и на деловые встречи. Кто-то, безусловно, может таким образом выражать некий социальный протест, но я отношусь к этому проще. Мне так нравится, я считаю нейл-дизайн красивым и эстетически привлекательным».

Полина Кияшко также считает, что мужчины не пытаются выразить какой-либо протест с помощью нейл-арта. «В мужском маникюре нет бунта против стереотипов — они к этому относятся проще. Чаще всего мужчины переносят на ногти свои татуировки, рисунки, любимые изображения. Они творческие личности, которые постоянно что-то создают».

Художник Гриша Тцоч начал красить ногти в 14 лет. «Тогда это было протестом и подражанием Аврил Лавин, Билли Джо и остальным кумирам. Сейчас маникюр для меня — это красота и проявление любви к себе. Мне бы хотелось, чтобы мужской нейл-арт (и мейкап, и уход, и стиль в одежде) перестал так выделяться. У мужчин тоже есть ногти, глаза и губы — и это прекрасно».

К сожалению, мужчины в России нередко сталкиваются с осуждением из-за своего желания красить ногти. Анатолий Ковалев, по его словам, первое время веселился, когда замечал, какую реакцию его ногти вызывают у людей в магазине. «Все реагируют по-разному, знакомые тоже разделились на два лагеря, — рассказывает Анатолий. — Многие девушки восхищались и сетовали, что их мужья никогда не решатся на это. Некоторые просто пожимали плечами, мол, „чем бы дитя ни тешилось“, и только пара человек выразили мнение, что мужчине не пристало красить ногти. Сами мужчины, увидев мои ногти, чаще молчали. Правда, один товарищ из Сибири высказал моей жене: „Я думал, что он настоящий мужик, а он…“. Мой друг, напротив, глядя на меня, тоже стал красить ногти — говорит, что считает это мужественным и красивым».

Назар Кавинский расценивает мужской нейл-дизайн как способ коммуникации с окружающим миром и считает частью образа. «Я постоянно делаю дизайны — начал это делать еще до того, как сам стал нейл-мастером. Для меня это, в первую очередь, украшение. Я просто поддерживаю свой стиль, говорю через нейл-арт с окружающими — так получается сказать намного больше, чем вслух. Это не вызов стереотипам — каждый должен поступать, как ему хочется, и оставаться при этом в безопасности. Моя личная задача — вдохновить парней, чтобы они самовыражались без страха».