Неуверенная в себе
Тихий, даже робкий, лишенный женской окраски голос Шарлотты стал ее главным спутником в карьере певицы. С детства Шарлотта не нравилась себе, не любила смотреть на себя на экране. При этом в ее фильмографии на сегодняшний день около 40 фильмов. Она всегда критикует свой собственный голос и с трудом научилась принимать его вне музыкальных работ отца, Сержа Генсбура. А именно он спровоцировал начало ее музыкальной карьеры, записав с ней песню.
Несмотря на отрицание собственных вокальных данных, Шарлотта в 2018 году выпустила уже шестой альбом — «Take 2». Когда ей было шестнадцать, отец назвал ее «орхидеей, прикинувшейся крапивой» и намекнул, что у нее большой зад. Всю жизнь она чувствовала себя этой самой «крапивой», но сумела сделать из несовершенств собственного тела неплохой капитал и создать уникальный образ, который носит очень естественно.
До сих пор Шарлотта не решила, что делать с домом отца на улице Верней, стены которого исписаны граффити с портретами Генсбура и любовными письмами фанатов.
Сделать музей? Нет. Там все абсолютно так же, как было в день его смерти — ни одного зеркала, отец их не любил. Она приходит в эту квартиру, чтобы побыть наедине с отцом и воспоминаниями о нем. На кладбище к нему Шарлотта не ходит — там всегда поклонники. Сейчас Шарлотта живет в районе своего детства, в квартире с гигантской библиотекой, антикварной мебелью и потрескавшейся, но такой парижской лепниной.
Героиня скандалов
Долгое время Шарлотта была в первую очередь дочерью Сержа Генсбура, сделавшего шоу из своей жизни. Шарлотта родилась в тот момент, когда ее родители — Серж Генсбур и Джейн Биркин — находились на пике популярности и вкушали плоды славы. С детства она была под перекрестным огнем публичности, поэтому прекрасно чувствует себя перед камерой — она привыкла к наблюдению за собой. Семья всегда была на прицеле у папарацци, и каждый семейный завтрак сопровождался скрипом закрываемых матерью ставней — за окном всегда были репортеры.
Музыкальный клип «Лимонный инцест», вышедший в 1983 году и ставший дебютом Шарлотты в качестве певицы, спровоцировал громкий скандал. Да и сегодня видео вызывает не слишком приятные чувства, невольно задумываешься: какими же свободными и провокационными были 80-е! Лежать с отцом в одной кровати, демонстрировать нежные родственные поцелуи и петь про инцест?
Семью Биркин/Генсбур любили и боготворили, и даже такая выходка была позволительной. Во многом именно скандал способствовал славе Шарлотты: она стала звездой, причем очень неоднозначной — таковой и остается по сей день. Тремя годами позже «Лимонного инцеста» вышел фильм, в котором Серж Генсбур выступил режиссером, — картина «Шарлотта навсегда», и, конечно, снова про дочернюю любовь и ревность. Как следствие — новый скандал.
«Мы с отцом действительно в этом клипе лежали в постели, но текст песни Lemon Incest был такой нежный, такой невинный, в нем, как и в фильме „Шарлотта навсегда“, говорилось о возвышенной — да-да! — любви между отцом и дочерью»
Шарлотта говорит, что у нее нет чувства стыда, но есть стеснительность. Стыд — это что-то социальное, а ее родители вели публичную жизнь настолько открыто, что Шарлотте стыдиться не приходилось. Даже скандал с инцестом не затронул ее — в это время она училась в школе в Швейцарии, где не было телевизора, и вся шумиха обошла ее стороной. Много позже она узнала об эффекте, который произвело видео, а также о том, какими же эксцентричными были ее родители.
Серж Генсбур был очень самокритичным и застенчивым по природе и боролся с этим радикально, полностью разоблачая себя и свою личную жизнь. Он всегда испытывал границы возможного публично и регулярно позволял себе самые вызывающие жесты и провокации, граничащие с хамством — например, когда в прямом эфире в программе Мишеля Дрюкера ему представили молодую Уитни Хьюстон, он сказал «I said I want to fuck her» (пер.: «Я сказал, что хочу трахнуть ее»).
«Родителям всегда удавалось держать нас в стороне от своих экспериментов. Фильм „Я тебя люблю… Я тебя тоже нет“, который отец снял как режиссер и где сыграла мама, я увидела только в 18 лет, и мне он очень понравился. Внешне это кино про то, как гомосексуалист бросает любовника ради похожей на мальчика барменши и занимается с ней анальным сексом, потому что другого не знает. А на самом деле эта история про то, что не все способны любить»
Муза Триера
После операции на мозге, которую Шарлотта перенесла в 2007 году, согласие сняться в фильме «Антихрист» у Ларса Фон Триера было, по ее словам, «терапией». После слабости и сознания собственной хрупкости ей хотелось сделать что-то важное и значимое, а любая работа с Триером является таковой — это искусство. В юности для Шарлотты было настоящим ужасом раздеться прилюдно, не говоря уж о том, чтобы сделать это на экране. Комплексы она преодолевала всю жизнь, и «Антихрист» был рывком навстречу неуверенности.
«Я знала, какой откровенности сексуальных, точнее, физиологически-плотских сцен Триер хотел добиться. Я вообще знала о его требованиях насчет откровенности — актер должен забыть о себе, о своих комплексах, об имидже, гордыне»
Ей было легко играть свою героиню, потому что она знала, что такое потеря, пустота и черный космос внутри тебя. В 2009 году за роль в «Антихристе» Шарлотта получила приз Каннского кинофестиваля. Потом случилась «Меланхолия» и «Нимфоманка» — и снова скандалы, секс и перверсии.
Она с шокирующей интимностью демонстрирует свое тело в фильмах Триера и открывает свою сокровенную сущность в сексуальных сценах. Такой человек, как Шарлотта — умный, тонкий, естественный — смог найти общий язык со скандалистом и эгоцентристом Триером. Во всем поддерживая режиссера, она до сих пор не может прийти в себя от его выходки на пресс-конференции в Каннах перед показом «Меланхолии», когда Триера выдворили с фестиваля за неудачную шутку про Гитлера. Как ни странно, именно Триер посоветовал Шарлотте взять в руки камеру — так появились клипы к альбому «Rest», которые Шарлотта придумала и сняла сама, открыв в себе еще и талант кинематографиста.
Хранительница семейных ценностей
С детства Шарлотта привыкла к любви и признанию публики. Бабушка — актриса Джуди Кэмпбелл, мама — певица и актриса Джейн Биркин, ну и папа — шансонье с русскими корнями Серж Генсбур. Ее успеху в кино поспособствовал дядя — Эндрю Биркин, который снял фильм «Цементный сад» с Шарлоттой в главной роли. Эта семейная драма с элементами инцеста — а этот лейтмотив сопровождал Шарлотту до 19 лет, пока не умер Серж — сделала ее знаменитой: фильм стал победителем Берлинского кинофестиваля 1993 года.
И сейчас семейные ценности Шарлотты на виду. Свой успех она разделяет с мужем — это известный актер и режиссер Иван Атталь, с которым она живет с 20 лет. У них трое детей, и дочь Алиса уже пробует себя как модель. В 2001 Генсбур сыграла в комедийной мелодраме мужа Ивана Атталя «Моя жена — актриса», буквально перенеся на экран их собственную жизнь. При этом Иван категорически против того, чтобы их дети снимались в кино. «Он не потерпит в семье еще одну звезду», — признается Шарлотта.
Певица без голоса
Уникальный почерк Шарлотты — ее шепот. Она никогда не блистала вокальными данными, и в этом бесцветном тембре, как ни странно, ее конек. Да и возможно ли затмить родителей? Она выросла на записях Боба Дилана и песнях отца и матери, которых искренне боготворила. Пронзительный альбом «Rest» 2017 года стал исповедью, где певица заговорила о своих переживаниях, впервые выступив автором всех текстов песен. Альбом был записан совместно с участником проекта Daft Punk и Полом Маккартни, а продюсированием пластинки занимался SebastiAn.
Две предыдущие пластинки полностью написали и спродюсировали участники проекта Air и американский музыкант Beck, хотя вдохновение для альбома «IRM» Шарлотта почерпнула в кабине МРТ (прим.: магнитно-резонансная томография, собственно, аббревиатура IRM и есть МРТ), когда у нее обнаружили кровоизлияние в мозг.
Свои переживания по поводу утраты сестры (Кейт Барри покончила с собой в 2013 году) Шарлотта выразила в своем клипе Les Oxalis — это черно-белое видео, плач по ушедшим родным, где неслучайно в кадре появляется парижское кладбище Монпарнас.
Икона стиля
Природная харизма, хрупкость и удивительный дар выглядеть модно в любой одежде сопутствуют Шарлотте еще со времен выхода фильма «Дерзкая девчонка» Клода Миллера. Ей было 14 лет, она носила тельняшку, белую мужскую сорочку, простые синие джинсы и выглядела сногсшибательно.
Это и есть легендарный, простой и бесполый «Генсбур лук».
Незаметный мейкап, естественность во всем, простота и вещи с мужского плеча — вот стиль интеллектуальной парижанки, которая может блистать, надев простую белую футболку. Собственно, футболка — главный предмет гардероба Шарлотты и то, что мы так любим в ее образе.
Сестра Шарлотты Кейт Барри была профессиональным фотографом и научила ее позировать и раскрепощаться. Шарлотта научилась жить в своем теле, приняла себя такой, какая есть. Ей нравится, когда на нее смотрят, нравится быть перед камерой. Но смотреть на себя — ни в коем случае.
Она прячется за ролью, которая дает ей почувствовать свободу и позволяет делать то, что она бы никогда не сделала в жизни. Патриотическую любовь к Сен-Лорану в ней воспитала мать Джейн, но ее первое прикосновение к индустрии моды произошло в 1997 году, когда Шарлотта приняла участие в дебютном шоу Николя Гескьера для Balenciaga. Она продолжила работать с брендом и снималась для различных кампаний, а потом Гескьер переманил ее в Louis Vuitton, куда перешел сам в 2013 году. С 2017 года Шарлотта — лицо Yves Saint Laurent.
Шарлотта регулярно украшает собой Vogue, в начале 2000-х выступила редактором одного из номеров, а с 2014 года даже выпускает коллекции денима — ну, конечно, денима! — для лос-анджелесского бренда Current/Elliott.
Шарлотта — любительница экстремального мини на красных ковровых дорожках. Ее мальчишеская фигура позволяет ей носить наряды вне гендерных отсылок и гордиться отсутствием «женских изгибов». Она может себе позволить прилететь в Канны в обычных джинсах, кожаной куртке, черной футболке и без грамма косметики. Собственно, в 2019 году в Каннах была представлена последняя киноработа Шарлотты — фильм Гаспара Ноэ « Вечный свет », появившийся из коммерческого заказа для Yves Saint Laurent. Ролик вырос до полнометражного фильма — потрясающей красоты триптиха, где одна из частей сыграна Шарлоттой в мини-платье от YSL.
С нетерпением мы ждем выхода фильма на экраны, а пока — растворимся в харизме живой, впервые приехавшей к нам с выступлением Шарлотты Генсбур.