Какие симптомы характерны для генерализованного тревожного расстройства?
Давайте разберем на примере. Михаил, 39 лет, работает менеджером в крупной компании (случай вымышленный).
Михаил был достаточно тревожным с детства, но последние три года его тревога стала особенно сильной. Его беспокоят разные вещи: а вдруг он или кто-то из его близких тяжело заболеют? Вдруг его уволят и ему будет не на что содержать семью? Когда жена переписывается с кем-то по телефону, он думает: «А что будет, если она мне изменит?»
Последнее время Михаил стал хуже спать — ему трудно заснуть от беспокоящих его мыслей, он не высыпается. На работе ему трудно сосредоточиться, он чувствует себя на взводе и иногда срывается на сослуживцев и домашних. Михаила начал беспокоить кишечник, он ходил уже к двум врачам, ему диагностировали синдром раздраженного кишечника, но облегчения своего состояния от назначенного лечения он не испытал. Второй врач порекомендовал ему обратиться за помощью к психотерапевту.
Иногда у Михаила сильно бьется сердце. Он переживает, что это может быть какое-то сердечно-сосудистое заболевание, которое закончится катастрофой — инфарктом, инсультом или остановкой сердца. Естественно, Михаил посетил нескольких кардиологов, но все они высказывали разные предположения и предписывали соблюдать здоровый образ жизни для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
У Михаила наблюдаются практически все симптомы генерализованного тревожного расстройства (далее — ГТР), перечисленные в международной классификации болезней.
Основные выраженные симптомы тревоги сопровождаются:
— общими опасениями, которые не ограничиваются какой-либо одной конкретной ситуацией (т.е. «свободно плавающая тревога»);
— или беспокойством (тревожными предчувствиями), касающимся нежелательных событий, которые происходят в нескольких разных сферах повседневной жизни (работа, финансы, здоровье, семья).
Тревога, общие опасения или беспокойство также сопровождаются дополнительными симптомами:
— мышечное напряжение или двигательное беспокойство;
— гиперактивность симпатической вегетативной нервной системы, которая проявляется частыми гастроэнтерологическими симптомами: тошнотой, дискомфортом в желудке, сердцебиением, потливостью, тремором, сухостью во рту;
— субъективное ощущение нервозности, неусидчивости, взвинченности;
— трудности с концентрацией внимания;
— раздражительность;
— нарушения сна: трудности при засыпании или пробуждении, беспокойный, не приносящий удовлетворения сон.
Симптомы не являются проходящими и сохраняются, по крайней мере, на протяжении 6 месяцев.
Как понять, что тревога вышла за пределы нормы и преобразовалась в генерализованное тревожное расстройство?
С точностью определить наличие расстройства может только врач-психиатр после личной консультации.
В целом, тревога — это нормальная эмоция, которая помогает нам сконцентрироваться на проблеме, направить усилия на ее решение и сохранить бдительность. Нормальные тревога и беспокойство обычно поддаются контролю, не нарушают повседневное функционирование и не вызывают выраженный дистресс. То есть мы можем продолжать работать, учиться, общаться с близкими и не чувствовать длительного сильного дискомфорта от своей тревожности.
Если возникает какая-то критическая ситуация, тревога возрастает, запускается физиологическая реакция на стресс, которая и помогает нам мобилизоваться. Дальше ситуация каким-либо образом разрешается или мы к ней адаптируемся, а затем наступает стадия восстановления. Человеческий организм хорошо приспособлен к таким циклам, и это не наносит ему никакого вреда.
При ГТР тревога и беспокойство значительно выражены большую часть времени и продолжаются долго, больше 6 месяцев. Как мы видим на примере Михаила, тревога и беспокойство негативно влияют на основные сферы его жизни — ему труднее работать, у него ухудшились отношения с близкими.
Также при диагнозе ГТР большую роль играют соматические симптомы. Хроническая тревожность приводит к активации системы, отвечающей за стресс. Как вы уже поняли, в норме наша реакция на стресс не длится очень долго, после нее наступает стадия восстановления. При ГТР стадия восстановления не наступает, и организм начинает истощаться. В результате возникают проблемы со сном, напряжение в мышцах, дискомфорт в желудке и кишечнике и другие признаки гиперактивности симпатической нервной системы, отвечающей за активацию организма во время стресса.
Что может спровоцировать генерализованное тревожное расстройство?
Большинство психических расстройств возникают при стечении нескольких обстоятельств. Не бывает такого, чтобы одно изолированное событие спровоцировало расстройство.
Объясню на примере Михаила: он был достаточно тревожным с детства, дольше плакал при расставании с матерью и острее реагировал на незнакомцев, чем другие дети. И его родители были достаточно тревожными людьми. Мама опекала его — провожала до школы дольше, чем другие мамы провожали своих детей, сильно волновалась, если он задерживался с прогулки, часто измеряла ему температуру и спрашивала, как он себя чувствует. Отец больше переживал о внешних опасностях. Михаил часто слышал, как родители обсуждали последние новости и говорили, что в мире много опасностей. Три года назад у Михаила начались проблемы на работе и заболела онкологическим заболеванием его мама.
Таким образом, для развития ГТР должны сложиться три фактора: врожденная предрасположенность (особенности темперамента), пример тревожных родителей в детстве или опыт реально пережитых травматических ситуаций и стресс во взрослой жизни, который ляжет на предрасположенность и детский опыт, как зерно — в хорошо удобренную почву. Соотношение этих трех факторов может быть разным, но никогда нельзя сказать, что расстройство было вызвано чем-то одним.
Можно ли спутать генерализованное тревожное расстройство с другим заболеванием со схожей симптоматикой?
Спутать можно запросто. ГТР может быть похоже на расстройство тревоги о здоровье, на депрессию, на расстройство адаптации на другие тревожные расстройства.
При депрессии человек больше переживает чувство собственной ничтожности, нежели угрозу от событий в будущем, хотя соматические симптомы могут быть очень похожи. При тревоге о здоровье больного будут также беспокоить разные телесные ощущения и страх, что он может тяжело заболеть, и это будет основной темой его беспокойства. При расстройстве адаптации человек будет сильно переживать из-за какого-либо события, но его тревога будет связана только с этим событием. При ГТР таких тем много, и тревога плавает от одной к другой.
Отделение одного диагноза от другого называется дифференциальной диагностикой, и этим также должен заниматься врач-психиатр. Еще может быть вариант так называемой коморбидности — присутствия у человека нескольких расстройств одновременно — например, ГТР и депрессии. На практике коморбидность встречается гораздо чаще, чем изолированные расстройства.
Как с генерализованным тревожным расстройством работают психотерапевты?
В зависимости от тяжести состояния пациенту могут быть назначены психотерапия или психотерапия в сочетании с фармакотерапией. Медикаментозное лечение назначает врач-психиатр. Психотерапию проводит клинический психолог или врач-психиатр, прошедший последипломную подготовку по психотерапии.
Психотерапевты работают с факторами, которые поддерживают расстройство. Основная мишень при работе с ГТР — беспокойство. В современной психологии беспокойство понимается как мысленное поведение, направленное на поиск и предотвращение угроз в будущем.
На сеансах психотерапии мы разбираем основные факторы, которые поддерживают расстройство здесь и сейчас. Это позитивные убеждения о беспокойстве — вера в то, что беспокойство мне реально помогает и делает меня хорошим человеком. Также негативные убеждения о беспокойстве — идеи о том, что беспокойство вредно для здоровья и может привести к катастрофе.
Мы учим пациентов отделять гипотетические опасности от реальных проблем. К гипотетическим опасностям применяется техника переключения внимания, к реальным проблемам — техника решения проблем.
Одна из основных составляющих терапии — экспозиция в воображении к наихудшему исходу. Согласно одному из первых исследователей ГТР Тому Борковеку, цель беспокойства — избегание тревоги, связанной с пугающими образами. Мы думаем о том, что может произойти и как это предотвратить, чтобы не сталкиваться с пугающими образами. При экспозиции в воображении пациент с помощью терапевта сталкивается с образами, которых он избегал, и проживает вызванную ими тревогу. Это сильно повышает тревогу в короткой перспективе, но радикально снижает ее проявления в долгосрочной.
Еще один немаловажный компонент — работа с непереносимостью неопределенности. Люди с ГТР очень плохо переносят малейшую неопределенность и любой ценой стараются ее избежать. Поскольку сделать это в принципе невозможно, неопределенность в жизни продолжает ввергать их в тревогу и беспокойство. В терапии мы учим клиентов лучше выдерживать неопределенность.
На втором этапе терапии, если он требуется, мы обращаемся к факторам, вызвавшим расстройство, — детскому опыту.
Как человек с подобным диагнозом может помочь себе самостоятельно?
Если бы можно было дать пару советов человеку с диагнозом и они бы помогли, то у человека бы не было диагноза. Лучшее, что можно сделать в качестве самопомощи, — изучить руководства для пациентов и заниматься по ним. На русском языке недавно вышла книга Роберта Лихи «Лекарство от нервов», целиком посвященная беспокойству. Также есть перевод хорошей книги Дэвида Кларка и Аарона Бека «Тревога и беспокойство».