Он не дает вам высказаться
Если вы рассказываете о своей проблеме, а психолог обрывает вас на полуслове фразой: «Да, я вас понял», — это повод задуматься. Задача психолога — не дать вам готовое решение, а подвести вас к его принятию. Отбирать у клиента возможность говорить о своей проблеме столько, сколько хочется (и тем самым выводить его из зоны комфорта) — непрофессиональный шаг.
Нарушает конфиденциальность
Примеры из жизни других клиентов иногда помогают продвинуться в решении проблемы: например, если во время сессии вы услышите, что кому-то удалось справиться с тревогой — вы почувствуете поддержку. В данном случае важно то, как именно психолог рассказывает о других клиентах. Если специалист раскрывает вам детали, указывающие на конкретного человека — он нарушает конфиденциальность, а это недопустимо.
Отвлекается на другие дела
Вы вправе рассчитывать на то, что во время сессии внимание психолога будет отдано только вам. Он не должен отвечать на звонки или просматривать сообщения — это нарушение профессиональной этики. Для клиента сессия со специалистом, не включенным в проблему, окажется просто бесполезной.
Осуждает вас и ваши действия
Не имеет значения, оценивает ли он ваши поступки или поведение тех людей, о которых вы рассказываете. «Конечно, так делать не стоило, но…», «Не представляю, как ваша мама могла так поступить»: такие фразы — тревожный сигнал. Психолог должен узнать ваше отношение к проблеме, понять ваши чувства и помочь вам разобраться с ними — с помощью наводящих вопросов, просьбы проговорить ту или иную ситуацию еще раз. Но без выставления оценок.
После сеанса вам не лучше, а хуже
Во время сессии вы можете почувствовать дискомфорт. Можете даже заплакать — это нормально: вы прорабатываете проблему, и этот процесс не всегда приятный. Но хороший психолог отличается от плохого тем, что может не только открыть старую рану, но и залечить ее. Вам должно стать хотя бы немного легче.
Вы не видите прогресса
С чем бы вы ни пришли к психологу — с желанием разобраться с детскими травмами или отношениями с родителями, с необходимостью справиться с горем или с другой проблемой — через какое-то время вы должны увидеть результат. Если его нет, а психолог утверждает, что дело в вас — «Вы не стараетесь!» — не стоит этому верить. Сессии — командная работа, над проблемой вы работаете в паре, и в силах специалиста показать вам, как правильно стараться (если вы вдруг делаете это неправильно).
Вы не можете закончить терапию
Не важно, по какой причине вы хотите прекратить работать именно с этим психологом — вы почувствовали улучшение или дискомфорт, а может быть у вас закончились деньги. Объяснять причину или не делать этого (многим объяснения даются нелегко), а просто не записываться на следующую сессию — право клиента. Профессиональный психолог не будет звонить или писать, чтобы выяснить, почему вы больше не хотите с ним работать, или — что хуже, но тоже встречается — рассказывать вам, сколько у вас проблем и что с вами случится, если вы откажетесь от терапии.
Психолог — это специалист, исследующий проблемы психического здоровья и поведения людей. Он работает с разными методами терапии (например, когнитивно-поведенческой или гештальт-терапией), но не ставит диагноз и не проводит медикаментозного лечения. Однако психолог может направить клиента к психотерапевту или психиатру.