В сентябре этого года в Британии случилось чудо зачатия. Не совсем непорочное, но довольно необычное. Британцы Британи Кларк и ее партнер Джеймс Груевель были убеждены в своей бездетности — врачи сказали им, что из-за сильнейшего эндометриоза Британи беременность не грозит. Как-то 24-летняя Британи почувствовала себя дурно, это не проходило, тогда Джеймс предположил: детка, может быть ты таки беременна? Она не поверила. Но сделала несколько тестов — и, о чудо, это было так. Уже в тот момент пара стала задумываться о божественном вмешательстве, но УЗИ, сделанное на 12 неделе, вызвало у пары настоящий приступ религиозной экзальтации. На снимке над мирно лежащим на спинке ребенком явно просматривалось лицо «ангела» с распростертой к нему рукой. Собрали семейный совет, на котором пришли к выводу: это ангел-хранитель.
Историю нельзя назвать сенсацией — за несколько лет до этого лик Иисуса явил ся сразу на трех пиццах в ресторане Posh Pizza Брисбена. Случайные реликвии пришлось немедленно отправить, а Австралийский католический университет и профессор Патрик МакАрдль сказали: ваша пиццерия вряд ли станет местом паломничества, потому что, ребята, это точно не чудо. Действительно, образ Иисуса и Девы Марии регулярно видится людям на тостах, бананах, тако и рыбных котлетах, не говоря уже об облаках, пятнах и узорах на стенах. Этот феномен называется парейдолия — сенсорная иллюзия, когда глаз невольно вычленяет среди хаотичных узоров или случайных сочетаний предметов образы человеческих лиц. Ну, а Иисус — кому же не хочется верить в чудо или стать пророком, которому явился сам Создатель?
В 2004 году жительница Флориды Дайан Дуйс продала сэндвич с лицом Девы Марии лас-вегасскому казино за $28 тыс. При этом мысль о том, что на хлебе святой лик, пришла ей уже тогда, когда она жевала сочный кусок — факт того, что сэндвич «откушенный», не повлиял на его стоимость. Так что, если уж видеть лица, то святые — это неплохо монетизируется. В популярности с Иисусом и Марией может потягаться только Элвис, а в Twitter и Instagram по хештегу #iseefaces можно найти невообразимое количество подтверждений нашей необычной способности. В Токио даже открыт Музей камней с человеческими лицами , среди которых можно найти камень-Джонни-Депп, камень-Трамп и камень — вы угадали — Элвис Пресли.
Дизайнеры уже давно используют удивительную способность человека себе на пользу — например, все разработчики автомобильного дизайна при участии маркетологов создают «лицо» автомодели, исходя из мнения фокус-групп, определивших наиболее дружелюбное или притягательное «выражение».
Парейдолию нельзя назвать психическим расстройством до той поры, пока это не станет апофенией — болезненной одержимостью усматривать закономерности в хаосе случайных вещей и событий. К тому же парейдолию, будучи психически здоровыми, мы, как правило, сознательно идентифицируем как оптическую иллюзию. Вообще, у человека есть, мягко говоря, склонность антропоморфизировать мир, не говоря уже о его деталях. Нейронные механизмы, которые лежат в основе этой способности, ученые все еще исследуют. Человеческий мозг изящно настроен на восприятие лица — в нем есть целая область, названная веретенообразной извилиной, которая занимается распознаванием черт. Это парная структура, расположенная в височных долях, и работает она согласованно: «лицо или не лицо» — определяет правая часть, а левая собирает и накапливает данные. Нарушение работы этого отдела мозга влияет на нашу социализацию.
В 1971 году британский невролог Оливер Сакс выпустил популярную книгу «Человек, который принял жену за шляпу», где описал интересный случай своего пациента П. Тот был профессором в известном музыкальном колледже и часто путал студентов со шкафами и стульями. Поскольку у профессора П. было и раньше чудное чувство юмора, мало кто обращал внимание на эту странность, покуда один из въедливых окулистов не направил П. к Саксу. По окончании консультации они попрощались, и П. начал искать свою шляпу. «А, так вот же она», — сказал он, схватив свою жену пальцами за шиньон и пытаясь приподнять. Выяснилось, что П. с легкостью различает геометрические формы, тогда как с большим трудом узнает лица — это был печальный результат развития опухоли в районе веретенообразной извилины правого полушария.
Ученые утверждают , что интерпретировать визуальные образы как лица склонны именно женщины. Это может быть связано с большим интересом женщин к социальной информации и их превосходной способностью декодировать эмоции по выражению лица. Парейдолия может усугубляться в случаях усталости и при некоторых неврологических заболеваниях, таких как деменция с тельцами Леви (отложения белка в нервных клетках). Но когда веретенообразная извилина повреждена из-за удара или травмы, наша способность распознавать лица ухудшается. Это редкое заболевание известно как прозопагнозия или «слепота к лицам», хотя в легкой форме таким расстройством страдает около 10% человечества. В тяжелых случаях пациенты с прозопагнозией неспособны идентифицировать свои собственные лица в зеркале, хотя не испытывают затруднений при распознавании предметов.
Способность человека к парейдолии дала вдохновение множеству художников. Этим не раз пользовался сюрреалист Дали, в частности, на парейдолии построена игра со зрителем в его работах «Параноидальное лицо» и «Мадонна из птиц» .
Британский фотограф Джастин Сатклифф в 2017 году сделал проект , основанный только на желании и способности искать образы лиц — в его работах явно и косвенно мы можем увидеть человеческие черты в яичнице, пенке капучино, туалетной бумаге и асфальте, в мерцании ночных окон и в ухмылке диванных подушек. Ну, а изучению творчества блогеров, собирающих парейдолия-каталоги, можно посвятить дни и годы.
Кстати, парейдолия в 2011 году настигла и самих ученых — двое урологов из канадского Научно-исследовательского университета Квинса заявили , что во время УЗИ мошонки, которое они делали пациенту, страдавшему от острой боли в яичках, они узрели лик мужчины, искаженный безмолвным криком.
Способностью распознавать лица/морды обладают не только христиане, урологи и женщины, но и животные. Например, опыты с макаками показали, что те так же, как и мы, могут видеть одушевленное в сочетании случайных предметов или геометрических линий.
Несложно предположить, что наши когнитивные способности тесно связаны с распознаванием лиц: с детства ребенок учится различать, где мать, а где чужая тетя или вообще — неодушевленный предмет. Взрослый благодаря этой способности понимает, кто протягивает ему руку — друг или чужой человек. В сочетании с таинственным желанием человека видеть смыслы в окружающем нас сенсорном хаосе это умение формирует парейдолию. В конце концов, благодаря этому чудесному свойству мозга можно найти себе развлечение, даже не обладая смартфоном, телевизором или какими-то другими подручными средствами: просто смотри вокруг, и тебе никогда не будет скучно. А Лунное лицо, быть может, наконец тебе подмигнет.