Несмотря на то, что эти термины хорошо знакомы любителям искусства, они все еще хранят тайну своих определений: о них спорят эксперты, критики и сами режиссеры.
Разбираемся, что сегодня популярно в театральной среде и чего ожидать от современных спектаклей.
Иммерсивный спектакль
Когда произносят слово «иммерсивный», знатоки английского языка сразу понимают: здесь не обойдется без вовлечения и даже погружения публики в действие спектакля. В таких постановках зрителю часто предоставляется свобода перемещения и выбора точки обзора. Иногда можно трогать предметы и даже общаться с актерами.
Авторы таких постановок стараются просчитать все варианты развития действия в зависимости от действий публики, но прелесть в том, что всегда остается чувство неопределенности: каждый зритель сам конструирует свой сюжет.
Site-specific / сайт-специфический спектакль
Другой популярный жанр — site-specific. Его характерная особенность состоит в том, что авторы делают акцент на пространстве, в котором происходит действие: вокзал, музей, теплоход, квартира. Для сайт-специфического спектакля самое главное — это то, какие отношения выстроятся между зрителями, актерами, реквизитом и конкретной локацией.
«Что это за место и почему оно важно для этой постановки?» — такие вопросы стоит задавать себе, когда приходишь на site-specific спектакль.
Променад-спектакль
Частный случай сайт-специфика, ставший невероятно востребованным в последние годы, — променад-спектакль. Здесь принципиален мотив прогулки, постепенного освоения пространства участниками променада. Двигаясь за проводником, перемещаясь с помощью указаний на карте (в наушниках или в мобильном приложении), зрители проходят уникальный маршрут, заполненный художественными интервенциями, игрой актеров, текстом.
Одна из важных целей таких спектаклей — дать зрителям возможность иначе взглянуть на знакомые улицы, почувствовать себя туристом, осваивающим новый город, запустить процесс активного восприятия действительности — со всеми ее случайностями.
Социальный театр / theatre of social change
Спектакли, выходящие за пределы театральной сцены или по крайней мере за границы привычных жанровых определений, неминуемо оказываются в пространстве социальной реальности.
Здесь работают другие законы: театральная условность сталкивается с реальной жизнью, с этическими и политическими проблемами, с людьми, далекими от искусства. Все это становится частью художественного целого. Проекты, которые включают в поле своих интересов окружающую действительность такой, какая она есть, называют социальным театром.
Авторы таких спектаклей ставят на первое место вопросы коммуникации, социальных преобразований в обществе, снятия табу со сложных и противоречивых тем. Они призывают людей не закрывать глаза на существующие в стране и мире проблемы: дискриминация, насилие, нищета, войны.
Партиципаторное искусство
Если коротко, то это любое искусство, которое приглашает к участию. По сути, партиципаторность — это общий термин для очень многих явлений современного искусства. Партиципаторными являются и иммерсивные, и сайт-специфические спектакли, и променады, и аудиотуры.
Разница заключается в самом способе участия и уровне свободы зрителя в рамках постановки. Но здесь важно отметить, что партиципаторным будет называться только такой проект, для которого зритель — центральный элемент. Именно через его реакции действие получает развитие, и весь художественный процесс направлен на взаимодействие спектакля и зрителя.