Органик
Этим термином можно назвать продукты, которые производятся без использования минеральных или химических удобрений, выращиваются на земле, которая пережила конверсионный период — то есть уже несколько лет не возделывалась традиционным сельскохозяйственным способом, когда для повышения урожайности применяют севооборот (смену посадок на одном и том же участке) — и специальные методы обработки грунта. Также важно, чтобы поблизости не было никаких вредных производств.
По сути, органические продукты — это здоровые продукты, которые не способны внести в ваш организм что-то негативное.
Чаще всего именно такую продукцию производят фермерские хозяйства, потому что они создают ее не в промышленных масштабах, а чаще под заказ, поэтому не добавляют ничего, что, например, повлияет на срок хранения молока; не вкалывают цыплятам гормоны, не обрабатывают продукцию радиацией. Животные в органическом производстве должны получать только органический корм, по большей части — из своего же хозяйства, и не подвергаться воздействию гормональных инъекций и антибиотиков.
Допустимая норма неорганических компонентов в составе — не более 5%. Сами продукты не должны производиться на одной площадке с неорганическими и даже транспортируются в отдельной таре. Принцип органики можно выразить так: без вреда для окружающей среды, животных и человека, с наименьшим (по сравнению с другими способами производства) вмешательством человека в органические процессы и конечный продукт. Однако заявлять официально, что это «органический продукт», производитель имеет право теперь уже только при наличии соответствующих документов.
Био
По большому счету, «био» и «органика» — это одно и то же. Какое-то время назад именно на этом слове маркетологи решили сделать акцент, потому что «био» — это же сама жизнь, как этим не воспользоваться? Покупательский спрос, разумеется, увеличивался, а вместе с ним и цена. Однако есть ГОСТ о «био» в контексте молочной продукции: «БИО — это продукт переработки молока, обогащенный пробиотиками и/или пребиотиками».
Пока на официальном уровне только биопродукты могут улучшить вашу микрофлору, все же прочие варианты — креатив pr-сотрудников. В среде маркетологов есть свое сленговое обозначение для этого явления: greenwashing. Ввиду глобальных экотрендов компании делают упаковку с зелеными листиками или животными, крупно печатают слова «сertified», «100% organic», «recycled», «not tested on animals» и т. п. А вы думаете, что, поедая этот продукт, станете стройнее и здоровее, и платите больше.
Без ГМО
В России на законодательном уровне запрещено выращивать растения с генной модификацией. Поэтому, вероятно, когда на упаковке с продукцией российского производства — картофеле, моркови или гречневой крупе — указано «без ГМО», то это скорее маркетинговая уловка и просто избыточная информация. Но в Европе есть огромный хайп вокруг отслеживаемой цепочки продуктов для, к примеру, общепитов — и тот же Макдоналдс, который придерживается принципа международной стандартизации, мониторит «биографию» всех-всех своих ингредиентов и запрашивает документальное подтверждение по российской пшенице, в том числе и по ГМО. Там проверяется все — от полей, удобрений и элеваторов вплоть до упаковки, несмотря на то, что в России одно из самых экологичных производств сельскохозяйственных культур.
Эко
Сюда попадает все то, что причиняет минимальный вред окружающей среде. Например, молоко может быть «эко», потому что упаковано в биоразлагаемую упаковку. Это здорово, но молоко-то там самое обычное. Маркировка не подтверждает безопасность самого продукта или особенную пользу для человека.
Роскачество недавно предложило урегулировать хаос, царящий в эко-, био-, органик-продукции, и позволить размещать на упаковках подобную информацию лишь для продуктов, производимых без химических компонентов. Маркировке «фермерский» будет дано свое определение, и к ним предъявят свои требования — все это урегулирование существует сейчас только в виде проектов. Термины «натуральный» и «эко» сейчас не фигурируют ни в одном действующем нормативно-правовом акте или техническом документе, определяющем требования к пищевой продукции.
Натур и фермерское
Это такой народный термин — «натуральные продукты». СанПиН и ГОСТ по этому поводу молчат, а вот деревенские жители, напротив, активно агитируют в пользу своего, натурального. Что попадает в эту категорию? Тыква с грядки, яблоко с ветки, свежее молоко, мясо и все то, что можно купить у бабули, которая утром приехала в столицу и привезла на рынок выращенную в огороде зелень или квашеную капусту.
В промышленных производствах не может быть натурального: любой сок делается из концентрата, а кефир — с добавлением сухого молока. Пока что основной способ определения качества и полезности продукта — это изучение состава на упаковке. По крайней мере, все производители официально обязаны указывать ингредиенты с учетом даже пресловутых «следов арахиса» или яиц.
«Фермерское», в первую очередь, — это история происхождения продукта, как следует из названия — произведенного тем или иным хозяйством. Хозяйства в свою очередь уже несут ответственность за то, кто, где, из чего и как сделал этот продукт. Документально это можно подтвердить, только попросив поставщика предоставить документы о том, что он занимается фермерской деятельностью на территории такого-то населенного пункта. Мы, например, за этим следим очень строго. Все документы и сертификаты есть у нас на сайте, а если кому-то нужно больше информации, в социальных сетях мы выкладываем видео, которые записывают наши фермеры, где рассказывают о том, как производят тот или иной продукт.
Можно ли верить маркировке?
Что касается законной маркировки, то для понятий «эко», «натур», «био», «фермерский» стандарты не прописаны, и каждый волен употреблять их по поводу и без. Но это пока. На «органик» маркировка уже имеет ГОСТ, и с 2020 года это понятие будет защищено законом. В Европе «органик» официально маркируется зеленым листком в виде звездочек Евросоюза. Маркировка графическим знаком «органик» для России — в разработке и на продуктах появится в 2020 году. Наносить этот знак на свою продукцию смогут только те производители, которые пройдут сертификацию. Все так затянулось потому, что Россия занимает 0,2% от мирового рынка органических продуктов даже с учетом традиционно экологичного выращивания зерновых. Пока подробности о маркировке можно изучить по Ростесту и руководствоваться собственным разумом: читать список ингредиентов, обращать внимание на производителя и не поддаваться на уловки маркетологов.