Нетворкинг — это новое понятие?
Не совсем. В его основе лежит «теория шести рукопожатий», которую в 1960-х годах разработали социальные психологи Стенли Милгрэм и Джеффри Трэверс. Суть теории — в том, что каждый человек на Земле знаком с любым другим жителем планеты через цепочку знакомых и знакомых знакомых.
Управляющий партнер онлайн-школы английского языка Александр Ларьяновский считает, что нетворкинг существовал всегда. «Мне довелось родиться еще в Советском Союзе, где все делалось по блату, с помощью полезных знакомств. Это тоже было видом нетворкинга, только назывался он по-другому, — говорит Ларьяновский. — Его силу я ощутил, когда работал в Яндексе. Я часто слышал от Воложа (Аркадий Волож — сооснователь и руководитель группы компаний Яндекса. — Прим. Salt Mag), что самое главное в жизни — это сила твоих социальных связей и контактов».
То есть важно больше знакомиться с людьми?
Для того чтобы построить собственную социальную сеть, вам действительно нужно будет много знакомиться и общаться — онлайн и офлайн. Но не рандомно — чтобы нетворкинг принес вам пользу, нужно выстроить круг общения, который будет включать в себя профессионалов из интересующей вас области. «В любой творческой профессии наши контакты — это наши заказы, — говорит владелица архитектурного бюро Atelier Interior Марина Брагинская. — И незаменимый помощник в поиске профессиональных сотрудников. До того, как основать бизнес, я проработала в этой сфере почти восемь лет: на стороне и застройщика, и поставщика, была частным декоратором. Первого архитектора для своего бюро — а позже и остальных коллег, которые остались со мной надолго — я нашла благодаря связям, которыми обзавелась на предыдущих работах. То есть у меня уже был круг людей, объединенных общими интересами».
А если круга общения пока нет, как найти нужных людей?
Определите для себя, кто именно вам нужен, какие компетенции у них должны быть. И чем вы сами можете быть полезны этим людям.
«После первых нескольких месяцев создания школы я понял, что мои связи, что называется, бессистемны, — говорит Александр Ларьяновский. — Они просто есть, потому что примерно к сорока годам своей жизни любой человек обрастает определенным количеством знакомых и приятелей из разных сфер. Я решил их структурировать, понял, что мне нужно познакомиться с другими игроками рынка, и пошел с ними знакомиться. В 2014 году онлайн-школы изучения языков были такими маленькими, что к некоторым приходилось „стучаться“ по полгода. Поначалу они немного побаивались конкурента, но я рассказывал о себе и говорил, что у нас есть и общие цели, и одинаковые проблемы — например, в каждой школе работают учителя, которые потом уводят учеников „в приват“. Предложил сделать „черный список“ таких сотрудников и поделиться им — все с удовольствием согласились».
Как поддерживать нужные контакты?
«Я интроверт, но обязательно посещаю все профессиональные мероприятия, — говорит Марина Брагинская. — Они не способствуют поиску заказчиков, потому что дизайнеры и архитекторы там варятся в своей среде. Но эти мероприятия повышают мою узнаваемость и позволяют мне познакомиться с кем-то, кто в будущем поможет реализовать проект или решить острый вопрос. Например, однажды я столкнулась с ситуацией, когда заказчик отказался платить за работу и пригрозил подать в суд. Я расспросила своих знакомых из профессиональной среды — и выяснила, что не первая, кому этот человек отказывался платить. Нашлась масса людей, которые уже через это прошли — они подсказали, как действовать, дали контакты юристов, которые специализируются именно на нашей теме. Это была бесценная помощь».
Александр Ларьяновский считает, что для нетворкинга очень важен искренний интерес. «Пишите людям не только по профессиональным вопросам — спрашивайте, как у них дела, не нужна ли помощь. Просто так, без дела. Проявляйте проактивость!»
Какую роль соцсети играют в нетворкинге?
Если не ключевую, то точно не маленькую. Перед тем, как пригласить кандидата на собеседование, крупные компании нередко проводят проверку его профилей в социальных сетях. По результатам опроса, проведенного в 2019 году компанией hh.ru, в 72% компаний результатом проверки оказывалось то, что соискателю должность не доставалась.
«С помощью соцсетей можно многое узнать о навыках человека, его вовлеченности и других важных для карьеры вещах, — говорит руководитель отдела подбора и адаптации персонала HeadHunter Олеся Плотникова. — Рекрутеры смотрят на сообщество вокруг кандидата, его интересы, подписки на паблики, геотеги. Плюсом, конечно, являются отметки о посещении деловых мероприятий по рабочему профилю — лекций и мастер-классов».
А популярность в социальных сетях важна? Ведь чем больше подписчиков — тем шире сеть
Зависит от того, какая она — 150 000 подписчиков в блоге, где вы показываете своего смешного кота, не помогут вам получить работу мечты, например, в IT-компании (впрочем, и не помешают).
«Количество друзей в фейсбуке — не всегда залог успеха, — считает Плотникова. — „Накопление“ подписчиков может оказаться совершенно бесполезным. У людей должны быть общие интересы или история взаимоотношений, в том числе по работе. Если раньше рекрутеры обращали внимание на профили топ-менеджеров, IT-специалистов или представителей творческих профессий, то сейчас соцсеть может сыграть роль даже в том случае, если компания хочет нанять механика».
Хорошо быть профи с «прокачанными» соцсетями. А что делать новичкам?
Для начала — максимально подробно рассказать о себе. Заполните профиль: расскажите, где работаете, что любите, подпишитесь на тематические группы и оставьте свои контакты: чем проще человеку с вами связаться, тем быстрее он это сделает — даже если вы пока не знакомы. «Пять лет назад, в самом начале, я опубликовал на сайте Skyeng свой сотовый телефон, — говорит Александр Ларьяновский. — Огромное количество контактов завелось у меня именно тогда: мне звонили люди, что-то предлагали, с кем-то завязывались отношения, которые продолжаются до сих пор. Телефон, кстати, до сих пор есть на сайте — я уверен, что открытость очень важна».