Дальше — больше. Наступили гламурные нулевые, и пресловутые бренды взяли в оборот даже тех, кто далек от модных веяний и чаяний. С одной стороны наступали масс-маркет и концепция fast fashion, манящие своей доступностью и позволяющие обновлять гардероб не то что раз в сезон — раз в неделю. Шопинг из изматывающей гонки за дефицитом превратился в вид легкого досуга — пройтись по магазинам после тяжелого рабочего дня для многих стало привычкой. Мелочь, а приятно — кто из нас не говорил себе так хотя бы однажды, оставляя на кассе тысячу рублей за откровенно дурацкое платье, которое не наденешь даже на хеллоуинскую вечеринку? Пусть будет — вдруг пригодится (смех в зале).
В другом углу ринга изящным пальчиком, увенчанным кольцом-гвоздем от Cartier, грозила высокая мода, отношения с которой напоминали игру в горячую картошку. Не поймал тренд, не успел купить Самые Модные Туфли Лета — милости просим на выход, в стройные ряды it-girls тебе уже не попасть. Масла в огонь подливала и массовая культура, особенно телевидение — героини западных реалити-шоу и беспечная Кэрри Брэдшоу, спускающая зарплату на Manolo Blahnik, стали иконами поколения. Несоответствие возможностей потребностям мало кого волновало — или у тебя есть эти самые Туфли Лета, или все, что тебе остается, — уныло проводить жизнь на распродажах прошлогодних коллекций масс-маркета.
Но спустя несколько лет гламур приказал долго жить, а во второй половине 2010-х все фэшиониста настолько пресытились ассортиментом и растянули гардеробные, что мода из быстрой начала превращаться в медленную.
Покупать меньше, носить дольше — примерно так можно вкратце объяснить суть явления slow fashion.
При этом тенденцию с энтузиазмом восприняли не только рядовые покупатели, но и звезды. Герцогиня Кэмбриджская Кэтрин регулярно появляется на официальных мероприятиях в «старых» нарядах, а в марте 2018-го медиа наперебой цитировали актрису Тиффани Хэддиш. В ответ на каверзный вопрос журналиста, почему она уже третий раз за год выходит на красную дорожку в одном и том же платье, девушка заявила, что ее наряд стоит $4000 и она планирует надеть его еще не раз, по крайней мере, пока не отобьет каждый потраченный на него доллар.
Разумное потребление с каждым днем становится все более заметной и влиятельной тенденцией, игнорировать которую сегодня не вышло бы даже у безумной героини «Шопоголика». Вчера мы приносили с распродаж пакеты, наполненные «одноразовыми» вещами, большую часть которых не наденем даже в страшном сне. Сегодня же многие из нас идут в конкретный магазин за конкретной вещью, неважно — платьем-футляром или джинсами-трубами, с ней же возвращаются домой и затем носят. Каждый день и несколько сезонов подряд. И это больше не зазорно.
«Быстрая мода вынуждает людей много покупать и избавляться от одежды раньше, чем она придет в негодность. Формат изготовления вещей быстрой моды устарел, поскольку для такого производства требуется огромное количество ресурсов, а последствия имеют негативное
влияние на окружающую среду и здоровье работников фабрик. Зачастую такую одежду опасно носить из-за большого количества ядов в составе. На фоне грядущего кризиса сырья, recycling и upsycling являются оптимальными концепциями для решения проблемы. Мы начинаем понимать, что одежда имеет влияние на экологическую ситуацию на нашей планете, и вопрос трендов отходит на второй план. Привлечение внимания общественности к вопросам экологии, уменьшение количества мусора и воспитание культуры ответственного потребления — приведут нас к выбору простых эргономичных форм и базовых вещей».
Конечно же, никто не говорит о том, что нужно занашивать вещи до дыр — важна именно осознанность. Не шопинг ради шопинга или в качестве времяпровождения, а покупка действительно нужной тебе вещи, которая не ляжет очередным мертвым грузом на полке в шкафу, а будет выходить из дома (и не раз в год). Но перестроиться с «быстрой» моды на «медленную» не так просто, как может показаться, особенно в России, где имели место быть реалии, описанные в первом абзаце. Впрочем, мы знаем, с чего начать: с расставания с токсичной и несовременной установкой родом из нашего детства о том, что нельзя ходить в одной и той же одежде. Можно и нужно. При условии должного качестве вещей и грамотного ухода за ними. Последнее, к слову, тоже история про осознанность.
Сегодня в павильоне «Космос» на ВДНХ стартовала персональная выставка дизайнера Анны Халиулиной, победительницы конкурса по направлению «Мода» всероссийского проекта в области современной культуры «ВЗЛЕТ». Специально к выставке организаторами была разработана образовательная программа с участием российских экспертов в области моды. Лекции будут особенно полезны молодым дизайнерам, а также тем, кто только делает первые шаги в этой профессии.