Любовь к искусству
История модного дома Versace — учебник мировой культуры и искусства. Джанни Версаче рос в итальянском регионе Калабрия — до III века эта территория принадлежала древней Греции и сохранила античные памятники до наших дней. В юности дизайнер учил древнегреческий язык и любил мифы — не зря логотипом своего бренда он сделал изображение мифического чудовища — Медузы. По канону, каждый, кто смотрел на нее, не мог отвести взгляд. Так и сложилось с Versace — однажды полюбив золотые цепи и анималистичные принты платьев, им хранят верность навеки.
«Если вы родились в Калабрии, то не можете не испытывать влияния классического искусства прошлого», — говорил Джанни. При всем этом он пристально следил за современными тенденциями — прилетая в Нью-Йорк, обязательно шел в галерею или музей, знакомился с художниками и посещал их студии.
Однажды Джанни ужинал с Мадонной, Тупаком Шакуром, Элтоном Джоном и художником Филипом Тааффе — мастером абстрактной живописи. Версаче мог поехать в клуб с Элтоном или Мадонной, но вместо этого отправился в мастерскую Тааффе, чтобы посмотреть на его работы — тяга к искусству и его создателям была сильнее, чем желание весело провести время.
Версаче, вооружившись знаниями и опытом, научился сочетать античность и барокко с современной культурой. Поп-арт, кубизм и панковский протест, культ знаменитостей и кожаные аксессуары БДСМ-формации — XX век в коллекциях Versace жил в симбиозе с прошлым.
Культ супермоделей и дружба со звездами
Отдельной страстью Джанни всегда были знаменитости — он, подобно Энди Уорхолу, восхищался самим феноменом славы. Версаче, как говорила Анна Винтур, первым осознал силу знаменитостей, сидящих в первом ряду. Он действительно приглашал звезд на показы, наряжал в свои лучшие творения и снимал в рекламных кампаниях. Именно в синем платье Versace впервые появилась на публике после развода принцесса Диана, а Лиз Хёрли вписала в историю черное платье с золотыми булавками , надев его на премьеру фильма «Четыре свадьбы и одни похороны». Кортни Лав избрала Versace для своего перехода от гранжа к старому голливудскому гламуру — в 1997 году она сменила рваные колготки и платья с барахолки на белоснежную шелковую комбинацию от Джанни.
Такой формат отношений был выгоден для обеих сторон, но Версаче обладал и другими умениями — он помогал обрести популярность и сохранить ее.
Благодаря Джанни Версаче в 90-е годы возник культ супермоделей. За приставкой «супер» он видел возможность проявления индивидуальности — на его показах девушки перестали вести себя отстраненно и холодно, выступая лишь в качестве манекенов для одежды. На шоу Джанни 1990 года великая четверка, в которую входили Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон и Синди Кроуфорд, веселилась на подиуме и вела себя максимально непринужденно. Версаче возвел в ранг супермоделей Кейт Мосс, Клаудию Шиффер и Карлу Бруни. Модный показ превратился в эффектное шоу, а его участницы — в звезд. Если раньше подиумом правили платья, то теперь всем были интересны девушки, которые их носили. Все хотели знать, чем завтракает Синди, с кем коротает вечера Наоми и почему Линда не поднимается из постели меньше, чем за $10 тысяч.
Семья Versace
Но слава довольно зыбкая вещь, и Джанни это отлично понимал. Он, как истинный итальянец с душой нараспашку, всегда был готов пригреть опальных знаменитостей — принцессу Диану после развода с принцем Чарльзом, Вуди Аллена, замешанного в сексуальном скандале, Майка Тайсона, откусившего кусок уха у противника на ринге. Когда от них отвернулись поклонники и друзья, они могли рассчитывать на клан Версаче — на неподдельное радушие, поддержку и обязательное место в первом ряду на показе новой коллекции. Их могли игнорировать другие модные дома, но только не Versace. Используя дружбу со звездами для продвижения модного дома, Джанни руководствовался не только меркантильными интересами — он действительно стремился окружить себя сплоченной семьей из друзей, знакомых и работников модного дома. «Вы должны доверять своим подчиненным», — говорил Версаче. — Вы можете спорить с ними, чтобы потом снова полюбить. В Versace мы можем поругаться в 6 часов вечера, а уже в 8 отлично поужинать вместе».
Семья, звездная и не очень, помогла Джанни Версаче завоевать модную индустрию — и она же провожала дизайнера в последний путь, рыдая на его похоронах. С их помощью он обрел славу, но в ответ дал нечто большее — гламур, глитч и тот самый незабвенный стиль дома Versace.
После гибели Джанни бразды правления семейным бизнесом взяла на себя его сестра Донателла, представляющая собой олицетворение женщины Versace. «I’m blonde, I’m skinny, I’m rich, and I’m a little bit of a bitch», — как пела Леди Гага в песне «Donatella». Госпожа Версаче вывела бренд из кризиса после смерти брата и стоически пережила обрушившуюся критику — в свой адрес и, естественно, в адрес собственных коллекций. На должности креативного директора она продолжает дело брата, не нарушая ДНК модного дома. Донателла часто обращается за вдохновением к архивам Versace и так же дружит со знаменитостями и супермоделями. В 2017-м, в годовщину смерти Джанни, она посвятила коллекцию брату. Новое поколение супермоделей разделило подиум с легендами 90-х годов. В тот вечер Донателла появилась перед публикой, с ног до головы одетая в черное, а сопровождали ее Клаудия Шиффер, Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд и Хелена Кристенсен в золотых платьях. Думаем, что спустя двадцать лет такое шоу смог бы устроить и сам Джанни Версаче.