Обувь для ящериц и знакомство с Дианой Вриланд
Детство Маноло Бланика прошло на Канарских островах, где его родители владели банановой плантацией в городе Санта-Крус-де-ла-Пальма. По семейной традиции, раз в год они отправлялись в Европу на шопинг. Мать Маноло Мануэла следила за модой, читала глянцевые журналы и предпочитала одеваться у Кристобаля Баленсиаги — ее любимого модельера. Считается, что именно мать повлияла на становление Маноло Бланика как дизайнера обуви. Во времена Второй мировой войны Мануэла не могла купить туфли, поэтому обратилась к карибским ремесленникам, которые научили ее шить каталонские эспадрильи. Сам Маноло в детстве тоже проявлял интерес к обуви, но, правда, пока еще не к человеческой — он ловил ящериц и делал для них ботинки из оберток от конфет Cadbury.
Родители думали, что в будущем Маноло станет дипломатом — мальчика отправили в Женеву, где он прошел стажировку в ООН, а затем поступил в Женевский университет изучать право. Стажировка казалась Бланику смертельной скукой, но это было несравнимо с учебой — однажды он потерял сознание на занятиях по судебной медицине, когда увидел человеческий труп и почувствовал запах формалина. С профессией дипломата было покончено — Маноло отправился изучать искусство и архитектуру в Париж, а оттуда в 1970 году перебрался в Лондон.
Связь Бланика со столицей Великобритании сформировалась, когда он был еще ребенком: мать часто читала ему книги Энид Блайтон, а в библиотеке отца стояла внушительная коллекция речей Уинстона Черчилля. Сам он вспоминает 70-е в Лондоне, как большую вечеринку. «Это было так захватывающе, — рассказывает Маноло в интервью. — Герлинда Костифф каталась на велосипеде в огромной шляпе, каждый вечер устраивались вечеринки, и на улицах ощущалось волнение. Я ходил на ужины к Дэвиду Бэйли, где встречал Сесила Битона и леди Диану Купер. Я находился рядом с этими легендами 20 века, и это было нормально».
В Лондоне Бланик работал в бутике винтажной одежды Zapata, пока не получил предложение от Паломы Пикассо отправиться с ней в Нью-Йорк. Судьбоносным событием этой поездки (и жизни Маноло Бланика) стало знакомство с Дианой Вриланд, которая на тот момент занимала должность главного редактора американского Vogue. О встрече договорилась Палома Пикассо, чтобы Бланик мог показать Вриланд свои эскизы театральных декораций — тогда он мечтал работать в театре. Легендарный редактор, увидев работы, сказала: «О, мой дорогой мальчик, ты должен создавать туфли!» — и со своей протекцией отправила Бланика на стажировку к дизайнеру аксессуаров Генри Бенделю.
Империя Manolo Blahnik
Изначально Маноло планировал делать мужскую обувь, но быстро осознал, что его фантазии будет негде развернуться в дизайне лаконичных и строгих мужских ботинок. Он сосредоточился на обуви для женщин и первым делом вспомнил про каталонские эспадрильи, которые носила его мать и другие жительницы Канарских островов. Бланик создал похожую модель, понял, что не любит массивную обувь, и переключился на каблуки. Тогда в моде был клиновидный каблук, но он решил сделать ставку на шпильки. Выпустив первую коллекцию обуви в 1971 году, Маноло Бланик смог предложить женщинам туфли, которые отличались от актуальных коллекций других дизайнеров.
Шпильки стали основным символом его обуви, а дела пошли в гору — уже в 1973 году Бланик купил бутик Zapyata в лондонском районе Челси и открыл там свой первый магазин. Туда часто заходила за обувью Бьянка Джаггер, которая позднее в туфлях Manolo Blahnik въезжала в нью-йоркский клуб Studio 54 верхом на белом коне.
К концу 70-х Маноло сумел открыть бутик в Нью-Йорке, и о его успехе в Америке свидетельствуют дневники Энди Уорхола. Уорхол писал: «Проснулся и бродил по округе, раздавал журнал Interview. Пошел в новый обувной магазин Маноло Бланика. Действительно красивая и единственная в своем роде обувь». Отдельно, вместе с затратами на такси, Энди часто перечислял повстречавшихся ему друзей и знакомых в обуви Manolo Blahnik.
Открывая бутики в крупных городах по всему миру, Маноло много сотрудничал с дизайнерами, брендами и знаменитостями. Он разработал модель туфель для Анны Винтур, которой она не изменяет уже больше 20 лет; работал с Джоном Гальяно и Calvin Klein; выпустил обувь, созданную в коллаборации с Рианной, и создал туфли для фильма «Мария-Антуанетта» Софии Копполы.
И, конечно, невозможно не упомянуть, что бренд Manolo Blahnik стал пятым главным персонажем сериала «Секс в большом городе» после четырех героинь. Те, кто видел сериал, помнят, как Кэрри Брэдшоу умоляла грабителя забрать у нее что угодно, но только не ее «маноло».
Или легендарную пару голубых лодочек Hangisi с пряжкой украшенной кристаллами, в которых Кэрри вышла замуж за Мистера Бига. Сейчас модель Hangisi является самыми узнаваемыми туфлями Manolo Blahnik.
Современность
Сейчас 77-летний Маноло Бланик продолжает управлять своей империей вместе с сестрой Эванджелиной и племянницей Кристиной. Он самостоятельно рисует эскизы и создает первый прототип будущей пары Manolo Blahnik. В работе для него очень важны люди, поэтому Бланик предпочитает оригинальный способ изготовления обуви — по его мнению, машины никогда не смогут заменить людей.
Он приезжает на производство рано утром, и при этом он всегда тщательно одет, выбрит и причесан. Такая аккуратность досталась ему от матери. Даже в возрасте 97 лет уже страдавшая от катаракты Мануэла, просматривая новости по телевизору, смогла заметить, что у бывшего премьер-министра Великобритании Гордона Брауна грязные ногти. «Разве никто в Англии не может сказать этому человеку сделать маникюр?» — воскликнула она.
Дизайнер не любит предаваться ностальгии, но иногда грустит из-за вещей, которые безвозвратно ушли. Например, по прежнему зданию старинной лондонской аптеки Bell & Croyden. По словам Бланика, лучший образец архитектуры эдвардианской эпохи после ремонта в 2015 году превратили в бездушный супермаркет. «Это то, из-за чего я расстроен и взбешен. Почему нужно менять то, что было идеально?» — говорит Бланик, но при этом продолжает любить Англию. Он уже давно живет в графстве Сомерсет, а бутик в Челси стал флагманским магазином бренда. Раньше здесь покупала туфли Бьянка Джаггер, а теперь Маноло Бланик сам выходит пообщаться с новыми клиентками.
«Эти женщины вполне могли бы быть моими внучками. Они едут по несколько часов на первом поезде, может быть, из Уэльса, чтобы купить туфли. Я люблю этих женщин».
Несмотря на ажиотаж вокруг созданных им туфель, Маноло не придает обуви социального значения. По его мнению, сандалии — всего лишь признак того, что вы собираетесь на отдых в жаркую страну, а обувь — это не повод демонстрировать свой статус или богатство. Когда в моду вошли огромные кроссовки Balenciaga, Бланик упорно не понимал ажиотажа вокруг них. «Я не хочу быть грубым, но 1000 фунтов стерлингов за кусок резины? Однажды я видел женщину в Париже, прекрасную женщину, но у нее на ногах были эти огромные уродливые кроссовки. Я заговорил с ней и сказал: „У вас очень красивые ноги, но, моя дорогая, снимите эту ужасную обувь!“ Я был очень возмущен».
Маноло Бланик никогда не следовал тенденциям, потому что не видел смысла в том, чтобы все выглядели одинаково. Он всегда ценил независимость и считает, что одежду и обувь нужно покупать, лишь исходя из собственных желаний — найти свой стиль и придерживаться его. И возможно, именно туфли от Маноло Бланика станут частью этого стиля, потому что живут вне времени.