История
Переодевание мужчин в женщин встречалось во многих культурах. Например, в Японии в начале 17 века появился театр кабуки. Сюжетами для спектаклей служили комические случаи из повседневной жизни, и поначалу все роли в них исполняли женщины. Но через некоторое время, а именно в 1629 году, сегунат решил, что нужно сохранять общественную нравственность, и так как многие из актрис по совместительству были куртизанками, им запретили выступать на сцене. С тех пор их место заняли мужчины — они играли и мужские, и женские роли.
Примерно в это же время похожая ситуация наблюдалась и в Англии. В 1599 году в Лондоне был построен один из старейших театров страны — «Глобус», за основанием которого стоял сам Уильям Шекспир. В то время появление женщин на сцене оскорбляло чувства церкви, а актрис приравнивали к проституткам, поэтому все женские роли из шекспировских пьес — Джульетту, Клеопатру и леди Макбет — играли исключительно мужчины. Изменилось это только спустя два столетия.
В императорской России перевоплощения мужчин в женщин тоже имели место — особенно при Елизавете Петровне и Екатерине Великой. Царицы обожали устраивать балы с переодеванием, на которых кавалеры танцевали в платьях, я девушки — в камзолах. Такие маскарады проходили регулярно, а осенью-зимой 1744 года устраивались каждый вторник при дворе в Москве. Тогда Елизавета сама составляла список приглашенных и строго-настрого запрещала являться без костюмов — если мужчины не приходили в женских нарядах, на бал их просто не пускали. Исключений не делали ни для кого.
В конце 18 века огромную популярность в Америке получил водевиль — жанр, сочетающий в себе элементы комедии, музыкального спектакля, танцев и бурлеска. Главные роли в представлениях принадлежали примадоннам — так называли мужчин, которые переодевались в женщин. Именно благодаря водевилю появилась первая в мире дрэг-квин — Джулиан Элтиндж (1881 — 1941).
Считается, что само понятие «дрэг» пришло как раз из театрального мира. Когда мужчины переодевались в длинные женские наряды, те «тащились» по полу — от английского глагола to drag. Хотя не все согласны с этой версией: некоторые считают, что «дрэг» — акроним выражения dressed resembling a girl, которое переводится как «одетый, как девушка».
Дрэг и ЛГБТ
Период расцвета дрэг-культуры пришелся на середину прошлого века и совпал с развитием ЛГБТ-сообществ. В послевоенное время геям в США приходилось скрываться точно так же, как и мужчинам, переодевавшимся в женщин — их арестовывали и преследовали по закону. Это стало причиной создания подпольных клубов по всей стране, на которые периодически совершались полицейские рейды. Но все изменилось в 1969 году, когда в нью-йоркском клубе Stonewall Inn, принадлежавшем мафии, произошла знаменитая стычка дрэг-артистов и трансгендеров с полицией. Тогда представители ЛГБТ впервые смогли дать отпор властям, и с того момента в Нью-Йорке начали появляться организации для поддержки сексуальных меньшинств.
В 1980-е годы в США началась массовая популяризация дрэг-движения. По всей стране проводились вечеринки (из называли балы), на которых выступали дрэг-артисты — уже без полицейских рейдов. Этому периоду посвящен драматический сериал Райана Мёрфи «Поза», который вышел два года назад. «Поза» рассказывает, чем жило квир- и ЛГБТ-сообщество в андеграундном Нью-Йорке в середине 80-х, а именно — о ball culture.
В то время многим стало известно имя Харви Милка — политического деятеля и первого открытого гея, избранного на государственный пост.
Еще одной звездой той эпохи был политический активист Хосе Саррия, который выступал в известном баре «Черная кошка» в Сан-Франциско и основал первую организацию для дрэг-квин. С тех пор мир узнал десятки новых имен, обладатели которых быстро были возведены в ранг знаменитостей — Дивайн (Харрис Гленн Милстед), Безупречная Сабрина, Пеппер Ла Бейджа, Леди Банни и, конечно, Ру Пол — главная королева 1990-х.
Ру Пол
Уже почти тридцать лет Ру Пол продолжает играть одну из важнейших ролей в популяризации дрэг-движения. У Ру Пола непростая судьба: родители развелись, когда ему не было и семи лет, после этого мать замкнулась в себе, практически не выходила из дома и стала употреблять наркотики. Ру Полу и его трем младшим сестрам приходилось учиться выживать. В подростковом возрасте Пол прошел через многое — жизнь на улице, воровство, наркотики. Но однажды вдруг резко, как говорит сам Ру Пол в интервью, к нему пришло осознание того, что это не его жизнь. Из родного Сан-Диего он отправился в Атланту изучать актерское мастерство, а после переехал в Нью-Йорк, где начал выступать в ночных клубах и стал настоящей дрэг-квин. В 1989 году он снялся в клипе группы The B-52s на песню «Love Shack», через три года спел с Элтоном Джоном песню «Don’t Go Breaking My Heart», а в 1993 выпустил дебютный альбом Supermodel of the World.
В 1995 году Ру Пол стал (или стала — сам артист говорит, что его можно называть и «он», и «она») лицом бренда M.A.C — за шесть лет сотрудничества этот контракт принес ему 22 миллиона долларов.
В 2009 году Ру Пол основал ТВ-программу «Королевские Гонки Ру Пола» (RuPaul’s Drag Race). Здесь он выбирал «следующую дрэг-квин Америки» и без стеснения пародировал другое популярное реалити-шоу — «Топ-модель по-американски». Ру часто одевался на манер ведущей Тайры Бэнкс, а участники соревновались в дефиле и модных показах. Шоу все еще идет и пользуется огромной популярностью не только в США, но и во всем мире: недавно оно было продлено на 13 сезон и получило адаптацию в Великобритании. Еще каких-то 30 лет назад подобный успех казался невозможным, но, к счастью, на дворе 2020-й.