Танцевальная чума и одержимость тюльпанами: самые известные психические эпидемии в истории | Salt

Танцевальная чума и одержимость тюльпанами: самые известные психические эпидемии в истории

Явление
Евгения Башурина
Евгения Башурина
28 мая 2020, 9:35
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Танцевальная чума и одержимость тюльпанами: самые известные психические эпидемии в истории
SALT-collage
Из-за коронавируса мир вспомнил обо всех крупных эпидемиях последних столетий — чуме, испанке и свином гриппе. Но массовые заболевания не всегда распространяются с помощью бактерий и вирусов. Иногда большое количество людей охватывают мании или внезапные безудержные танцы — все то, что в науке называют психическими эпидемиями.

Пауки и танцы

Танцевальная чума впервые поразила человечество в июле 1518 года в Страсбурге. Люди просто начинали танцевать — об этом свидетельствуют записи врачей и местная хроника, но нигде не указана причина такой одержимости. Несколько сотен человек просто безостановочно танцевали.

Массовым танцам в Страсбурге посвящена одна из глав книги историка Джона Уоллера «Время танцевать, время умирать», где он немного сгущает краски и пишет, что танцующие не могли остановиться и падали замертво. В авторитетных источниках нет подтверждения летальным исходам, но слова о смерти на танцполе действительно звучат эффектно.

Питер Брейгель «Свадебный танец». 1566

Все данные о танцевальной чуме в Страсбурге оставляют много вопросов, и исследователи постоянно выдвигают новые теории ее возникновения. Одна из них — практически история о средневековом рейве. Есть мнение, что все участники танцев заработали пищевое отравление спорыньей — гриба, паразитирующего на злаках. В спорынье содержатся психоактивные алкалоиды, чья структура близка к алкалоидам ЛСД. Эти алкалоиды также провоцируют судороги и мышечные спазмы при отравлении — потому вполне возможно, что в Страсбурге были не совсем обычные танцы.

В 16 веке танцевальная эпидемия, известная как тарантизм, распространилась по югу Италии. Существует несколько версий события. Согласно первой, людей покусали тарантулы, они схватились за руки и начали танцевать, чтобы таким образом избежать смерти. Согласно второй, тарантулы никакого не кусали, но люди боялись пауков и считали, что от них спасет только безудержный танец. Еще одна версия утверждала, что укус паука каким-то образом воздействовал на человеческий организм и провоцировал танцевальную болезнь. Эту теорию опровергли еще в 1693 году, когда некий доктор из Неаполя при свидетелях был укушен двумя тарантулами и не пустился в пляс.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Эффект якоря и еще 7 ловушек сознания, которые серьезно влияют на нашу жизнь Психо Эффект якоря и еще 7 ловушек сознания, которые серьезно влияют на нашу жизнь

Массовые самоубийства и одержимость тюльпанами

В 70-х годах прошлого века американский социолог Дэвид Филлипс выявил так называемый «эффект Вертера» — ситуацию, когда происходят массовые самоубийства, вызванные описанием суицида в прессе, популярной литературе или кино. Явление получило название в честь романа Иоганна Гёте «Страдания юного Вертера». После его публикации в 1774 году в Европе прошла волна самоубийств — молодые люди, подражавшие главному герою романа, сводили счеты с жизнью аналогичным образом.

Вильгельм Амберг «Чтение романа Гёте „Страдания юного Вертера“». 1870

В России подобный эффект вызвала «Бедная Лиза» Николая Карамзина. Менее впечатлительные читатели отправлялись на поиски могилы Лизы, в то время как многие юные девушки, прочитав повесть, повторяли участь главной героини.

Боролись с эпидемиями самоубийств по-разному. В некоторых европейских странах запретили «Страдания юного Вертера», а в России решили остановить смерти сарказмом. Согласно одной из теорий, возле Лизиного пруда стали появляться надписи примерно следующего содержания: «Здесь в воду бросилась Эрастова невеста. Топитесь, девушки, в пруду довольно места». Говорят, что сила народного творчества оберегала романтичных барышень от совершения суицида, хотя верится в это с трудом.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Психоактивизм: 13 подкастов и блогов о ментальном здоровье Психо Психоактивизм: 13 подкастов и блогов о ментальном здоровье

Еще в начале 20 века, до возникновения самого названия «эффект Вертера», советский биофизик Александр Чижевский относил подобное влияние художественной литературы к примерам массовой психической заразительности в обществе. В списке Чижевского также присутствуют мании — например, тюльпаномания в Голландии 17 века. В то время голландцы буквально помешались на тюльпанах — известно, что в 1633 году один из жителей города Хорн обменял свой дом на три луковицы цветов. Одержимость тюльпанами привела к спекуляции, экономическому кризису и разладу в обществе. Подобные истории случались и во Франции. В 1838 году в стране началась георгиновая лихорадка — иногда цены на клубни георгинов достигали семидесяти тысяч франков.

Современные финансисты рассматривают тюльпаноманию как пример экономического кризиса и массового безумства. Выступая с критикой криптовалют, бывший глава ЦБ Нидерландов Нут Веллинк выразил мнение, что «биткоины хуже тюльпаномании». «Тогда, по крайней мере, вы могли получить за свои деньги цветы», — считает Веллинк.

Психические эпидемии в России

В Российской империи интерес к психическим эпидемиям начался с кликушества. Кликуши, одержимые неизвестной болезнью, впадали в истерические припадки, кричали, издавали странные звуки или подражали голосам животных. Суеверные крестьяне вместе с представителями церкви считали, что с помощью кликуш с ними говорит демон.

«Иван Букреев показал, что он с ноября 1860 года стал чувствовать в груди и около сердца какое-то давление и боль. Это продолжалось до марта 1861 года. С этого времени он начал впадать в беспамятство и кричать по-птичьи и лаять по-собачьи. Во время припадка он говорил, как люди ему рассказывали: „Я — Сазон-утопленник и хочу погулять в тебе, и кто меня посадил в тебя, не скажу, не скажу“».

Фрагмент картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова». 1884—1887

По мнению церкви, спровоцировать приступ кликушества могли различные святые предметы и явления, которых не терпели бесы. Припадок мог начаться, если одержимый чувствовал запах ладана, видел священника или слышал перезвон колоколов. Такая «боязнь святости» была обусловлена одержимостью бесами, потому церковь считала, что спасать кликуш от недуга следует через экзорцизм. Крестьяне, судя по всему, придерживались другого мнения. Во-первых, во время приступов кликуши выкрикивали имя злодея — колдуна, который навел на них порчу и собирался повторить это с остальными. Во-вторых, односельчане верили, что кликуши видят прошлое и предсказывают будущее. Гадание описывает в своей книге «Русская народно-бытовая медицина» Гавриил Попов — по его словам, как только с кликушей начинался припадок, к ней сбегались со всех сторон.

«Приехали мы, — передает баба, — к крикуше вечером. Народу понаехало — конца нет. Начинает она сначала ржать по-лошадиному, по-собачьему брехать, а как откричит, глаза у ней сделаются все одно, как огонь, и начинает угадывать, кому што будет. Рассказывает, кто испорчен, кому привороты сделали, кому насмешка делается».

По медицинской теории, кликушество — это вид психического расстройства. На его формирование влияли быт и социальная жизнь крестьян вместе с различными народными суевериями. Многие исследователи считают, что появление кликуш связано с социальной необходимостью. Крестьянам нужно было на кого-то свалить неурожай и проблемы внутри общины, потому они искали колдуна — человека, который наводил порчу на все поселение. Кликуша в припадке называла имя главного злодея, а затем его убивали или изгоняли из деревни. В общем, как умели снимали общественное напряжение.

Самое интересное, что после выполнения своей задачи кликуши не излечивались. Истерические припадки продолжались, и тогда события развивались по двум сценариям: кликуш использовали для гаданий или все-таки подвергали экзорцизму.