В 2016 году британская радиостанция BBC 4 праздновала 70 лет с момента выхода в эфир программы Woman’s Hour (от английского — «Час Женщины»). По такому случаю был опубликован список «7 женщин, которые повлияли на женские жизни», куда вошли Маргарет Тэтчер, Жермен Грир, Бейонсе и Бриджит Джонс. Многие осудили решение радиостанции в выборе героинь — по их мнению, довольно странно помещать бывшую премьер-министра Великобритании в один ряд с вымышленным персонажем. Да и вообще, Бриджит, мягко говоря, не лучшая кандидатура, неправильная героиня. Но создатели Woman’s Hour, а вместе с ними и целое поколение поклонников Джонс придерживались иного мнения.
Бриджит Джонс родилась из колонок писательницы Хелен Филдинг для британского издания The Independent. Филдинг писала о жизни тридцатилетних одиноких жителей Лондона. По правде говоря, она писала о себе, но, оберегая собственную частную жизнь, решила, что лучше сохранять анонимность и для публикаций создать отдельного персонажа.
Так появилась Бриджит Джонс. Пока коллеги Хелен публиковали лонгриды о политике, она рассказывала о калорийности оливок и описывала жизнь лондонского синглтона (одиночки), подписывая статьи именем Бриджит.
Колонки пользовались успехом, а в редакцию часто приходили письма, в которых читатели просили познакомить их с Бриджит и спрашивали, как ее можно найти.
К тому моменту за плечами Хелен был роман «Cause Celeb» и контракт на создание второй книги, но издатели увидели больший потенциал в Бриджит Джонс и предложили Филдинг написать дневник ее героини. Дальнейшие события всем известны — за дебютной книгой последуют продолжения, а в 2001 году и экранизация первого «Дневника», где роль британки Бриджит Джонс достанется уроженке американского штата Техас Рене Зеллвегер. Ради Бриджит Рене набрала лишний вес и обзавелась британским акцентом. «Я играю ее, я люблю ее. Она такая веселая», — говорила Зеллвегер о своей героине.
Бриджит не похожа на остальных героинь романтических комедий. В традиционном ромкоме роль подобного персонажа была определена за много лет до появления Бриджит — неудачливая подружка главной героини попадает в нелепые ситуации, пока та ищет (и обязательно находит) свою любовь. Но это «Дневник Бриджит Джонс», здесь такой персонаж играет ведущую роль и демонстрирует себя во всем многообразии своих недостатков.
Бриджит — представительница нового поколения тридцатилетних. Людей, которым не нужно бросаться в объятия первых встречных и идти на поводу у чужих ожиданий, чтобы построить собственную жизнь. Да, Бриджит — вымышленный персонаж, но она своим примером показала, как выжить в мире счастливых жен и матерей, каждая из которых стремится воткнуть в тебя шпильку и спросить: «Дорогая, почему ты до сих пор не замужем?» Причин для одиночества множество («Наверное, потому, что под одеждой мое тело покрыто чешуей», — думает Бриджит), но никто на него не обречен.
Бриджит Джонс не идеальна, но она умеет смеяться над собой, что помогает ей противостоять культуре совершенства. Хорошо, мы снова согласимся с тем, что она вымышленная героиня, но у нее получилось стать голосом женщин, и этот голос возвестил: будь собой. Ты не можешь бросить курить и зациклена на собственном весе, а все проблемы привыкла решать под бокал шардоне. Ты не умеешь готовить и одеваться, как девушки с обложки. Ты, в конце концов, не замужем и не планируешь завести детей, что вызывает священный ужас у многих.
Ты живешь под перекрестным огнем чужих советов и навязанных мнений, но даже не думай сдаваться. Не стесняйся себя.
Бриджит не суперзвезда в стиле Бейонсе, которая кричит со сцены, что девушки правят миром. Она не отъявленная феминистка, как Жермен Грир. Ее отношение к феминизму вообще довольно простое. «В конце концов, нет ничего более непривлекательного для мужчины, чем радикальный феминизм», — пишет Бриджит в своем дневнике и, естественно, навлекает на себя гнев фем-сообщества, которое и так критиковало ее за одержимость весом и желание найти мужчину. Она действительно скрупулезно подсчитывает калории и хочет найти любовь, но разве это делает ее антифеминисткой? Говоря по правде, у «Дневника Бриджит Джонс» не было задачи стать рупором феминисток, встать в один ряд со «Вторым полом» Симоны де Бовуар и «Своей комнатой» Вирджинии Вулф.
Философия Бриджит Джонс держится на юморе, но так ли далеко мы продвинулись в борьбе за собственные права, если не можем посмеяться над собой? Бриджит — может.