Как Нео вышел из пещеры. И вышел ли?
Пока одни ждали сову из Хогвартса, другие — появления белого кролика на спине Тринити, за которым стоит следовать. А не дождавшись, вновь перечитывали «Гарри Поттера» и пересматривали «Матрицу», ведь там есть ответ, почему нам не нужна ни сова, ни кролик.
У каждого из нас наступал момент, когда жизнь становилась до зубовного скрежета упорядоченной, а люди вокруг — похожими на агентов Смиттов, наглухо упакованных в скучные деловые костюмы с туго завязанными черными галстуками. Когда, пробираясь через толпу, снова и снова заглядываешься на очередную блондинку в красном платье, начинаешь осознавать, что повторяешь один и тот же, словно кем-то написанный сценарий. Кажется, с проторенной дорожки уже не сойти — во всяком случае, самостоятельно. И тут приходит он — Морфеус — и предлагает выбор-мечту. Ну, что, Нео, синяя или красная? Продолжишь жить в иллюзии или рискнешь окунуться в правдивую, но жестокую реальность?
Разумеется, Нео выбирает красную. Будучи Томасом Андерсоном, он встраивался в систему, став Нео, начал бороться с ней, а в финале он плюет на систему, и именно это осознание помогает ему управлять ею. Для него появляется кое-что поважнее, вокруг чего тут же выстраивается его жизнь, — любовь.
«Матрица» — история взросления и становления человека, который потерял ориентиры в жизни. Вспомните, кто по специальности Томас Андерсон? Программист! Он с самого начала мог управлять своей жизнью, однако ему понадобилось дойти до Архитектора, который навязывал ему предопределенность, чтобы понять это. В этом гениальность «Матрицы»: каждый из нас ждет, что появится Пифия и объявит Избранным, хотя на самом деле мы можем сделать это сами, ведь жизнь — это выбор, и лишь от нас зависит, какой она будет. Откладывая выбор, откладываем жизнь. Решить, слушать ли Архитектора, верить в его существование или стать вершителем своей судьбы, можно самому. Пифия, Морфеус, белый кролик или Нео для этого не нужны.
В 1999 году режиссеры Вачовски создали уникальный рецепт культового фильма: тут и экшн, и love-story, и философия, отсылающая к Библии, пещере Платона и Фрейду.
Какой еще вы знаете фильм, сюжет которого на протяжении 20 лет обсуждали бы лучшие умы мира? Знаменитый французский социолог Жан Бодрийяр, на которого ссылаются герои фильма, комментировал его.
Американский писатель-фантаст, основатель стиля кибер-панк Уильям Гибсон назвал Нео любимым героем: «Такого восхищения я не испытывал очень давно. Нео теперь мой самый любимый герой в фантастике, навсегда»
Джосс Уидон, подаривший нам «Мстителей», назвал его фильмом номер один. Славой Жижек уверен, что успех «Матрицы» строится на противоречиях, которые не разрешаются. Это и дает вариативность — сама история о выборе дает выбор.
Наследие Нео
Первая часть фильма собрала в мировом прокате рекордные 460 миллионов долларов, получила четыре технических «Оскара» (за монтаж, звук, монтаж звука и визуальные эффекты) и навсегда пустила корни в общественном сознании. Неплохо для бывших строителей, не так ли? (До работы в кино у Ланы и Лилли был собственный, далекий от шоу, бизнес. — Прим. Salt Mag)
Красный или синий?
Эти цвета и раньше использовались для подчеркивания противоположности, но «Матрица» их канонизировала. Отсылки к сцене с таблетками можно найти в различных компьютерных играх и фильмах — например, в «Невероятной жизни Уолтера Митти».
Иконы стиля
Длинный черный тренч, который у Нео на самом деле не кожаный, а шерстяной, армейские ботинки и узкие солнцезащитные очки — все это прочно вошло в моду. Матричный стиль легко узнать в нарядах семейства Кардашьян, шведская модель и «ангел» Victoria’s Secret Эльза Хоск неплохо его модернизировала — дополнила просторными черными брюками и кэжуал-топом, и превратила в стрит-стайл образ. Работу австралийской художницы по костюмам Ким Барретт увековечили не только Вачовски (образы, подобранные для героев, так впечатлили режиссеров, что они оставили в фильме послание для коллеги — в одной из сцен в лифте на стене можно заметить надпись KYM), но и другие дизайнеры. За 20 лет мода сделала круг, и 2019 году вариации на тему образов Нео и Тринити можно найти в осенне-зимней коллекции практически любого дизайнера: от Alexander McQueen и Fendi до Mango и Asos Design.
Bullet time
Вы замечали, что не все старые блокбастеры хочется пересматривать? Но только не «Матрицу». Визуальные эффекты, которые там использованы, не устарели. До сих пор замирает сердце, когда Нео уклоняется от пуль или прыгает по крышам небоскребов. Вачовски не открыли миру Bullet Time («заморозка» времени) и Slow Mo (замедленная съемка), но научили ими пользоваться и закрепили за собой. Сейчас эти приемы настолько затерты в кино («Эквилибриум», «Меняющие реальность», «Начало», «Особо опасен» и т. д.), что уже считаются моветоном.
Техно Нео: почему франшиза до сих пор актуальна
ХХI век подкрался незаметно. Нейросети пишут новости, Инстаграм предлагает рекламу сумки, которую еще вчера обсуждали с подругой в мессенджере, пылесос сам пылесосит, а смартфон оказывается в разы умнее своего хозяина. Все это не может не пугать. Хочется воскликнуть: горшочек, не вари!
Технологии все больше усложняются, их все труднее понять пользователям и объяснить разработчикам. Пропасть между одними и другими увеличивается. А как проще всего что-то объяснить? С помощью художественных образов. Поэтому «Матрица» сегодня по-прежнему актуальна.
Если опустить все домыслы, слухи, альтернативные версии о том, что Зион — это тоже часть Матрицы, то формально это история о победе человека над технологиями. Не правда ли, сам факт, что где-то в вымышленной вселенной есть человек, который сумел одолеть армию машин, успокаивает? Вачовски чувствуют тектонические сдвиги в перегруженном информацией пространстве, поэтому и заявили о сиквеле и приквеле с Киану Ривзом и Кэрри-Энн Мосс, которые не будут ребутом.