Мэрилин Монро от А до Я: жизнь и борьба самой недооцененной актрисы в истории кино
А — Артур Миллер
Публике третий брак Мэрилин Монро с Артуром Миллером казался мезальянсом. Сложно было понять, что объединяло яркую актрису, чье имя стало синонимом сексуальности, с интеллектуалом и драматургом Миллером. Они прожили вместе четыре года, но не всегда были счастливы. Однажды Мэрилин узнала, что спустя несколько недель после свадьбы Артур оставил в своем дневнике запись: «Мне кажется, что она маленький ребенок, я ее ненавижу!».
Б — Белый цвет
Платиновый блонд Мэрилин и ее белые платья стали визитной карточкой актрисы, но не все понимали это правильно. Из-за доминирующего белого цвета в образе многие считали Монро «символом расизма».
В — «В джазе только девушки»
Комедия «В джазе только девушки» — самая узнаваемая работа Мэрилин Монро, вошедшая в историю кинематографа. Но роль легкомысленной Душечки далась актрисе совсем не легко — она страдала от депрессии и переживала кризис в отношениях с Артуром Миллером. Мэрилин часто опаздывала, с трудом запоминала собственный текст и злоупотребляла алкоголем. Миллер лишь ухудшал ситуацию: он часто появлялся на съемочной площадке и устраивал супруге сцены.
Г — Глупая блондинка
С образом «глупой блондинки», навязанным киностудией, Мэрилин боролась большую часть своей карьеры. Ей хотелось драматических ролей, а продюсеры предлагали легкомысленные комедии. Она мечтала, чтобы люди относились к ней серьезно, но они отказывались (и до сих пор отказываются) видеть настоящую Монро за ее кинообразом. «Глупая блондинка была всего лишь ролью. Ради бога, она же актриса!» — говорит в интервью писательница Сара Черчвилл, посвятившая много лет исследованию биографии Мэрилин.
«Мэрилин была далеко не глупой, хотя у нее не было образования, из-за чего она очень переживала. Она была умной и очень стойкой. Она должна была быть такой, чтобы победить голливудскую студийную систему 50-х».
Д — Джо Ди Маджо
Бейсболист Джо Ди Маджо — второй муж Мэрилин. Их брак продлился недолго — Ди Маджо с трудом выдерживал интерес мужчин к своей знаменитой жене, ставшей новым секс-символом Америки и всего мира. Последней каплей стал фильм «Зуд седьмого года» — момент, когда белое платье Мэрилин поднимается от порывов воздуха из вентиляционного люка, окончательно разрушил их семью.
Известно, что Мэрилин и Джо вновь начали близко общаться незадолго до смерти актрисы. Ди Маджо помогал Мэрилин бороться с депрессией, ходили слухи, что они вновь собираются пожениться. Самоубийство Мэрилин нарушило все планы — вместо свадьбы Джо организовывал похороны актрисы, а потом 20 лет подряд каждую неделю отправлял букет роз на ее могилу.
Е — Елизавета II
Мэрилин Монро и королева Елизавета II родились в один год — 1926. Познакомились они в 1956 году, когда Монро посетила премьеру фильма «Битва у Ла-Платы» вместе с Артуром Миллером. В тот вечер в Букингемском дворце будто столкнулись два мира — монархия и голливудский гламур. Больше Елизавета II и Мэрилин не встречались, но, по мнению многих, их знакомство — важный момент человеческой истории.
З — Зависимость
Зависимость Мэрилин не была выдумана журналистами — в последние годы жизни она действительно злоупотребляла веществами и алкоголем. Барбитураты помогали ей уснуть (Монро страдала от бессонницы), водка, по советам врачей, должна была снять боль от менструации. Некоторые психоаналитики актрисы пытались избавить ее от зависимости, но получалось с трудом.
И — Иудаизм
Мэрилин перешла в иудаизм в 1956 году, незадолго до свадьбы с драматургом Артуром Миллером — выходцем из семьи польско-еврейских иммигрантов. Миллер спокойно относился к религии, но Монро хотела стать частью традиций его семьи. Раввин Роберт Голдбург (он готовил актрису к гиюру и сам провел обряд обращения) рассказывал, что Мэрилин восхищалась этическими идеалами иудаизма и концепцией семейной жизни — ей всегда хотелось иметь большую семью и много детей.
К — Красная помада
Алые губы Мэрилин были основой ее медийного образа — красную помаду носили и ее героини в кино, и сама актриса на фотосъемки и мероприятия. Визажист Алан Снайдер специально для макияжа Монро комбинировал несколько оттенков помады. Самый темный он наносил по краям, светлые — ближе к центру. Такой нехитрый прием создавал эффект пухлых губ — отличительного знака Мэрилин Монро. Сама Мэрилин предпочитала краситься помадой Revlon в оттенке Bachelor’s Carnation. В 2016 году личный тюбик помады Монро выставили на аукцион — на тот момент он стоил 70 тысяч долларов.
Л — Ли Страсберг
В 50-е годы руководство 20th Century Fox с успехом эксплуатировало образ «глупой блондинки» Монро, но она все чаще настаивала на серьезных драматических ролях. Киностудия не верила в ее способности и расторгла контракт с Мэрилин — актриса отправилась в свободное плавание и целый год посвятила изучению актерского ремесла. В 55-м она попала в студию Ли Страсберга — великого наставника многих выдающихся актеров. Он учил мастерству игры бунтарей Марлона Брандо и Джеймса Дина, а также Аль Пачино и Джейн Фонду, но мало с кем был близок так, как с Мэрилин. Ли и его жена Паула стали для Монро семьей — они помогли ей в полной мере осознать свой талант и посоветовали записаться к психоаналитику. Страсберг верил, что настоящий актер должен уметь противостоять своим эмоциональным травмам.
М — Мистер президент
Мистером президентом Мэрилин назвала Джона Кеннеди, когда поздравляла его с днем рождения. В день праздника Монро появилась на сцене Мэдисон-сквер-гарден в свете прожекторов, скинула с себя белую шубу и, оказавшись перед зрителями в облегающем блестящем платье, томно пропела: «С днем рождения, мистер президент». С того дня в прессе появились слухи о романе актрисы и Кеннеди. После ее смерти также возникла теория о том, что президент замешан в гибели Монро.
Н — Норма Джин
«Я никогда не стремилась стать Мэрилин — это просто случилось. Мэрилин — как вуаль, за которой скрывается Норма Джин», — сказала в одном из интервью Монро о своем настоящем имени и сценическом псевдониме. Он появился в 1946 году, когда актриса подписала контракт с 20th Century Fox. Руководитель киностудии Бен Лайон выбрал имя Мэрилин в честь звезды Бродвея Мэрилин Миллер. Монро — девичья фамилия Глэдис, матери Нормы Джин.
О — Обнаженные фотографии
Обнаженные фотографии Мэрилин до сих пор представляют большой интерес для прессы и всех, кто по разным причинам неравнодушен к истории Монро. На старте карьеры она действительно много позировала без одежды, о чем однажды имела неосторожность сказать в интервью. Разразился скандал, журналисты нашли снимки, но Мэрилин смогла все обратить в свою пользу. Она рассказывала, что была вынуждена сниматься подобным образом, находясь в трудной финансовой ситуации — публике такая откровенность понравилась, и интерес к Монро только возрос.
П — Подражатели и последователи
Управленцы 20th Century Fox понимали, что сам бренд «Мэрилин Монро» приносит им много денег, и эксплуатировали ее образ для продвижения других актрис — Шири Норт и Джейн Мэнсфилд. Своих «Мэрилин» создавали и другие студии. Universal Pictures продвигали Мейми Ван Дорен, а британцы Rank Organisation — Диану Дорс.
После смерти Мэрилин ее образ стал каноническим — на него не единожды ссылались Мадонна, Леди Гага и Кристина Агилера. Однажды не устояла и Синди Кроуфорд. В 1996 году модель пришла на Шоу Джея Лено в наряде Мэрилин Монро.
Р — Равноправие
Детство Мэрилин Монро не назовешь счастливым — она росла в бедных приемных семьях, где редко могла найти общий язык с новыми родителями. Хорошие отношения у маленькой Нормы Джин сложились с семейством Боландер — не самыми богатыми представителями американского рабочего класса. Отец семейства, мистер Боландер, работал почтальоном в Уоттсе, в основном в афроамериканском районе. Мэрилин много общалась с представителями национальных меньшинств, что, как считают биографы, сыграло важную роль в формировании ее взглядов — актриса верила в равенство классов и рас.
Пресс-секретарь Мэрилин Патрисия Ньюкомб вспоминала про интервью, которое актриса дала незадолго до смерти. Она безуспешно просила репортера написать о том, что действительно важно для нее.
«То, что действительно нужно миру, — это чувство родства. Все — звезды, рабочие, негры, евреи, арабы — мы все братья. Пожалуйста, не выставляйте меня несерьезной. Закончите интервью тем, во что я верю»
Т — Травля
Травлю Мэрилин Монро впервые открыто начали обсуждать после ее самоубийства. Жан Кокто, комментируя гибель Мэрилин, заметил, что «ее смерть должна стать уроком для всех, чьим главным занятием является шпионаж и травля кинозвезд».
У — Уорхол
В 1962 году, незадолго после смерти Мэрилин Монро, Энди Уорхол открыл для себя метод шелкографии и решил таким образом навеки запечатлеть красоту актрисы. Он любил Мэрилин, но в то же время своим «Диптихом Мэрилин» обращался к обществу, которое часто делает из живого человека продукт.
Ф — Феминизм
«Мэрилин Монро: протофеминистка?» — под таким заголовком в 2012 году была опубликована статья об актрисе в издании The Guardian. Писательница и историк Лоис Баннер пришла к выводу, что Мэрилин действительно стояла у истоков современного феминизма. Дело не только в карьере, понятии self-made women и ее вечной борьбе с боссами кинокомпаний. Мэрилин первая открыто заявила о перенесенном в детстве сексуальном насилии — говорить о таком было не принято, но она не побоялась.
Х — Харассмент
В 1953 году в журнале Motion Picture and Television Magazine появилась статья «Волки, которых я знала» — о токсичных для женщин условиях Голливуда, которым правят мужчины. Ее автором стала Мэрилин Монро — она рассказала о типах мужчин, которых повстречала на американской Фабрике звезд. «Волками» Мэрилин называла тех, кто совершал сексуальные домогательства и склонял актрис к интимной связи, обещая продвижение и выгодные роли. С такими мужчинами Монро боролась всю жизнь. К концу сороковых годов она была готова подписать контракт с Columbia Pictures, когда получила предложение от президента кинокомпании Гарри Кона провести с ним вечер на яхте. Мэрилин ответила, что с удовольствием приедет, если компанию им составит жена Кона. Контракт с актрисой тут же разорвали.
Ч — Чтение
Личная библиотека Мэрилин насчитывает около 400 книг . Она читала Чехова и Достоевского, Фрейда и Пруста, автобиографию Вуди Гатри и «Корни американского коммунизма» политика и историка Теодора Дрейпера.
В 1955 году фотограф Ева Арнольд сделала снимок Монро на детской площадке. Сидя в полосатом купальнике на качелях, Мэрилин сосредоточенно читает роман Джеймса Джойса «Улисс» — самое сложное произведение литературы модерна, над загадками которого до сих пор ломают голову исследователи. Монро рассказала Арнольд, что читает «Улисса», когда появляется свободная минута, и всюду возит книгу с собой.
Ш — «Шанель № 5»
Мэрилин не была лицом модного дома Chanel, но любила «пятерку», о чем однажды рассказала в интервью. Слова о том, что перед сном она «надевает» лишь несколько капель Chanel № 5 сделали аромату лучшую рекламу — после публикации интервью в журнале Marie Claire продажи духов выросли еще больше.
Э — Эндометриоз
Эндометриоз — распространенное женское гинекологические заболевание, которое часто становится причиной бесплодия. Мэрилин страдала от него большую часть жизни. В интервью она говорила, что «отчаянно хочет стать матерью», но из-за проблем со здоровьем ей однажды пришлось прервать беременность, и несколько раз у актрисы был выкидыш. Сейчас в мире широко обсуждается проблема эндометриоза — эксперты, врачи и знаменитости стараются говорить об этом чаще, чтобы повысить уровень осведомленности женщин о заболевании.
Ю — Ювелирные украшения
«Бриллианты — лучшие друзья девушек», — пропела Мэрилин в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок», и, кажется, навсегда связала свое имя с драгоценностями. Союз американских ювелирных брендов даже вручил ей медаль с выгравированной надписью «Мэрилин Монро, лучшему другу бриллиантов», но по иронии в личной шкатулке актрисы лежало всего два украшения: платиновое кольцо, подаренное Джо Ди Маджо, и жемчужные бусы. На съемках, где Мэрилин позировала в мехах и алмазах, она часто носила обычную бижутерию, для больших мероприятий брала украшения на прокат. С кольцом от Ди Маджо актриса не расставалась до самой смерти, а жемчуг упаковала в неприметный бумажный пакет и подарила жене Ли Страсберга Пауле.
Я — «Я никогда никого не обманывала»
«Я никогда никого не обманывала. Но я позволяла людям обманываться. Они не очень старались узнать, кто я на самом деле. Зато легко придумывали меня. И я готова поспорить с ними. Они любят меня такую, какой я никогда не была. А когда они обнаружат это, то обвинят меня в обмане».