Дуэт Вачовски редко соглашался на интервью — они дорожили своей анонимностью, прописывая в контрактах, что отказываются от общения с прессой. Кинокомпании настаивали: режиссеры должны часто появляться на публике, это важно для продвижения фильма. Вачовски не собирались идти на уступки — раз выбор стоит между съемками и общением с журналистами, то они готовы не снимать. Продюсерам приходилось соглашаться — они были заинтересованы в сотрудничестве с тогда еще братьями Ларри и Энди.
Фанаты комиксов, компьютерных игр и Хидео Кодзимы, Вачовски в юности еще и штудировали книгу режиссера Роджера Кормана «Как я снял сотню фильмов в Голливуде и не потерял ни гроша» — подробный и финансово выгодный рецепт создания кинолент напрямую от легенды Голливуда. Вооружившись знаниями, они начали сотрудничать с кинокомпаниями в качестве сценаристов, а в 1996 году в прокат вышел их дебютный фильм «Связь» — нуарная лента с насилием, криминалом и множеством лесбийских символов. Главные персонажи ленты — девушки Корки и Вайолет — еще на этапе переговоров не понравились продюсерам будущего фильма. Они предлагали Вачовски заменить одну из героинь мужским персонажем, но братья смогли настоять на своем.
«Связь» возымела успех, Ларри и Энди начали сравнивать с Тарантино и братьями Коэн, а они замахнулись на свой легендарный проект — «Матрицу».
Основной посыл «Матрицы» в том, что наше тело — это оболочка, и лишь разум имеет значение. Высокобюджетный боевик (совсем не такой, как его боевики-современники) рисовал картину будущего, где установленные жесткие ограничения личности разрушаются. Все это, как впоследствии поймут поклонники и кинокритики, сильно перекликается с жизнью дуэта Вачовски.
Им было тяжело сохранять анонимность и оберегать свою личную жизнь. В 2003 году, уже после выхода фильма «Матрица: Перезагрузка», прессу волновал лишь один вопрос: действительно ли Ларри Вачовски собирается изменить свой пол.
Ларри (теперь Лана) совершил публичный каминг-аут и признался в своей трансгендерности в 2012 году. Не сказать, что это далось Лане легко. На тот момент она не выходила в свет и не общалась с репортерами уже около 10 лет. Вопросы своей идентичности обсуждала с психотерапевтом и семьей, но понимала — однажды ей придется все рассказать поклонникам и прессе.
Лане не хотелось делать из этого шоу — посещать телепередачи, где ведущий со слезами на глазах выслушал бы ее историю, а зрители прошли бы через стадию отторжения к принятию ее сущности. Она решилась на каминг-аут вместе с выходом очередного фильма дуэта Вачовски — «Облачный атлас». Тогда ее подтолкнули к непростому решению слова одной из героинь фильма: «Если я буду невидимкой, правда останется скрытой, и я не могу этого позволить».
Трудности с собственной гендерной идентичностью Лана испытывала с самого детства. В младшей школе она носила длинные волосы и любила играть с девочками. Это не доставляло проблем, когда Вачовски училась в обычной муниципальной школе, но досаждало после того, как родители перевели ее в католическую — там Лану попросили отрезать волосы, а во время утреннего построения она должна была стоять рядом с мальчиками. Она больше тяготела к общению с девочками, но, понимая, что это не по правилам, старалась приблизиться к мальчикам, из-за чего испытывала сильное чувство отторжения и ощущала себя чужой. Мать Ланы видела, что с ней что-то происходит, пыталась поговорить, но во время таких разговоров Вачовски испытывала лишь бессилие и ярость.
«Мама просит меня посмотреть на нее, но я не хочу. Я не могу понять: почему, когда я смотрю на нее, она не видит меня».
В старшей школе Лана примкнула к театральному кружку. Отчасти из-за того, что в постановках была задействована ее старшая сестра, но не последнюю роль сыграла костюмерная. Там, среди платьев и туфель, Лана могла долго сидеть в одиночестве, читать и примерять наряды. Она часами рассматривала себя в зеркало — у всех знакомых мальчишек уже появлялась растительность на лице, и Лана боялась однажды увидеть это в своем отражении. Она мало спала, постоянно думала о собственной ущербности, что в итоге переросло в депрессию.
Однажды она пыталась покончить с собой. Отправилась после школы в Burger King, где написала предсмертную записку на четыре страницы, а оттуда — на железнодорожную платформу. Лана знала, что поздним вечером там не будет людей, а один из поездов проедет без остановок. Она была уже готова прыгнуть под локомотив, когда увидела на платформе незнакомого старика — он неотрывно смотрел на Лану.
«Я не знаю, почему он не отводил глаза. Я лишь знаю, что из-за этого я все еще здесь».
Обо всем этом Вачовски рассказывала в своей речи для Кампании за права человека в 2012 году. Первая женщина-трансгендер из всех голливудских режиссеров второй раз в своей жизни выступала с речью на публике. Впервые ее попросил об этом школьный учитель мистер Хендерсон, когда Лана училась в 8 классе. Она хотела отказаться, но учитель настоял, сказав, что «есть вещи, которые ты делаешь для себя, а есть то, что ты делаешь для других».
Лана готовила речь по ночам, сидя в ночнушке, которую украла у старшей сестры. Писала о знаниях, которые обладают материальностью и могут стать ключом доступа к мирам, которые ранее человек не мог вообразить.
«Смутно помню выступление, после которого я закрылась в кабинке туалета, ощущая под костюмом ночнушку, плача и чувствуя себя глупой лгуньей, не способной вообразить мир, в который могла бы вписаться», — рассказывает Лана.
В 2012 году, стоя перед камерами на выступлении для Кампании за права человека, она вновь вспомнила мистера Хендерсона и его слова о том, что иногда мы совершаем вещи, которые важны для других. Она согласилась расстаться со своей анонимностью и признаться в трансгендерности с надеждой, что ее личная жизнь будет принесена в жертву не зря.
На долгом пути Ланы к принятию себя ее всегда поддерживал брат Энди. В том же 2012 году он с сестрой согласился дать интервью по случаю премьеры «Облачного атласа». Корреспондент, что неудивительно, в какой-то момент перестал обсуждать съемки фильма и переключился на недавно совершенный каминг-аут Ланы. Энди, не стерпев подобного, заявил, что если ему не понравится хоть один вопрос в адрес сестры, он возьмет бутылку и разобьет ее об голову журналиста. «Мало слов, которые выражают любовь яснее, чем эти», — шутила Лана, рассказывая об этом случае.
Через несколько лет после каминг-аута Ланы СМИ начали охоту на Энди, обещая выпустить серию материалов, разоблачающих трансгендерность второго участника режиссерского дуэта. В 2016 году в издании Windy City Times появилось открытое письмо Вачовски , которое подтверждало, что Энди — трансгендер, окончательно совершивший переход. Теперь это Лили Вачовски.
Лили, ценящая анонимность не меньше Ланы, не была столь откровенна в своем каминг-ауте. Она не рассказывала о детстве, сложностях в осознании своей идентичности, но поведала о репортерах, которые готовы на все ради эксклюзива. Незадолго до признания в дверь Лили позвонил репортер Daily Mail, который заявил, что Вачовски должна сейчас же рассказать ему историю своего перехода, которая «была бы настолько вдохновляющей». Лили припомнила оскорбительную статью издания об учительнице-трансгендере Люси Медоуз, после публикации которой Люси покончила с собой. «Вот еще один! Давайте выставим его напоказ, чтобы все могли на него посмотреть», — пишет Лили, обвиняя жадных до чужих секретов журналистов, которые готовы ломать людские жизни.
Она решила действовать на опережение и призналась во всем самостоятельно — сначала в письме, а затем появившись на церемонии вручения премии GLAAD Media в платье.
«Быть трансгендером непросто. Мы живем в бинарном мире. Если вы трансгендер, вам придется столкнуться с суровой реальностью и свыкнуться с враждебным отношением общества. Я — одна из немногих счастливчиков. У меня есть поддержка семьи и деньги, чтобы позволить себе хирургов и терапевтов. Но далеко не всем трансгендерам повезло так же. Но я хочу быть оптимистом и подставить свое плечо тем, кто участвует в общей борьбе за прогресс. И надеюсь, что сама буду примером того, что другой мир возможен».