5 ноября исполняется 59 лет со дня высадки Тильды на третью планету от Солнца. Пока Суинтон печет коронный фруктовый торт в своем шотландском особняке, мы разбираемся, чем же она нас так покорила.
Деньги от Нечистой Силы
История Тильды была бы примечательной, даже если бы она избрала себе карьеру менеджера по продажам. Суинтон — леди. Не потому, что даже в гневе называет кошку кошкой или никогда не путается в столовых приборах. Кэтрин Матильда Суинтон родилась в семье сэра Джона Суинтона, седьмого лорда Киммергема, и леди Джудит Бэлфур Киллен.
Род актрисы насчитывает 11 веков, ее предки запросто выпивали с королями и владели изрядным куском Шотландии. Как и все отпрыски знатных британских семейств, в 10 лет Тильда отправилась учиться в закрытую школу для аристократов, где у нее, круглой отличницы, списывала домашку Диана Спенсер, будущая принцесса Уэльская.
Матильда училась блестяще, но школу ненавидела люто.
— Я все могу простить родителям, кроме частной школы, — вспоминала она в разговоре с журналистом Psychologies.
— Там нам не разрешали слушать музыку. Это настоящее насилие над молодежью, особенно — над подростками эпохи панка. Наверное, это делалось, чтобы держать нас подальше от секса, но это был реальный отстой. Я не люблю «Гарри Поттера» за фетишизацию закрытых школ
После школы Суинтон продолжила обучение в престижнейшем колледже Феттс. Но тут что-то сломалось — сразу после колледжа Суинтон сбежала в Африку, где два года работала волонтером в школах и вступила в коммунистическую партию, а вернувшись домой, поступила в театральную труппу «Кембриджские лицедеи». Иначе как скандалом в благородном семействе эту эскападу назвать было нельзя.
— Я ушла в некий абсолютно чуждый моим родителям мир. Вот теперь думаю: в какой мир должны уйти мои дети, чтобы я считала его абсолютно чуждым? — размышляет Суинтон в интервью Psychologies. — Наверное, стать бухгалтерами по профессии и фашистами по убеждениям!
Ситуацию несколько сглаживал тот факт, что мятежная Матильда буквально походя закончила Кембридж со степенью в области социальных и политических наук.
Но театр ей все равно был интереснее политики. Она участвовала в экспериментальных постановках в Лондоне и Эдинбурге, а заработка ради монетизировала свое аристократическое происхождение — воспользовалась прекрасным знанием лошадей и играла на скачках. Вполне успешно — однажды Нечистая Сила принесла ей столько денег, что хватило на год безбедного существования. Да, Нечистая Сила — это кличка лошади, а не то, что вы видели в «Суспирии».
«Оскар» и огурец
— В юности я не высовывалась. Избегала главных и романтических ролей. Мне ужасно хотелось стать сорокалетней. Может, это и к лучшему, что я не светилась на радарах, поскольку не успела всем до смерти надоесть, — признавалась она в интервью Esquire.
Мир увидел эту странную полупрозрачную женщину, как раз когда ей исполнилось 40 — в 2000 году Суинтон сыграла Сэл, авторитарного лидера хипповской коммуны в фильме «Пляж» Дэнни Бойла. Это стало для актрисы пропуском в Голливуд, хотя к моменту премьеры она уже 15 лет играла на сцене и снималась в европейском арт-хаусе — в основном у своего друга Дерека Джармена. В среде LGBT Дерек был легендой, но широкой публике его ленты почти неизвестны. Другое дело — Бойл, Ди Каприо и тайский пляж. Суинтон захотели все.
В 2001 году Кэмерон Кроу позвал Тильду в «Ванильное небо», еще через год вышла «Адаптация» Спайка Джонза, в 2008 — «Загадочная история Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера и «После прочтения сжечь» братьев Коэнов, в 2013 — «Теорема Зеро» Терри Гиллиама. Кажется, Суинтон успела поработать со всеми культовыми режиссерами конца ХХ века. А с Джимом Джармушем и Уэсом Андерсоном у нее даже сложилось долговременное сотрудничество.
В 2008 году Суинтон получила «Оскар» за роль в фильме «Майкл Клейтон». Саму актрису этот факт удивил («Представьте, что вы пришли смотреть теннисный матч в Уимблдоне, а вам вдруг вручили ракетку»), но не более. Какое дело инопланетянам до земных наград?
— «Оскар» почти ничего не значил для моих домочадцев, — призналась актриса. — Как будто я пришла домой с огурцом, положила его на стол и сказала: «Смотрите, что у меня есть!»
Быть некрасивой — преимущество
— Я всегда знала, что не красива. Это большое преимущество. Все мои красивые друзья рано или поздно пускали свою внешность в оборот. Они все время помнят, что у них светлые волосы, голубые глаза, пухлые губы, и они должны вести себя соответственно. Это большое давление, которого я была лишена. Меня не воспринимали как девочку, а я себя ей и не считала. Я отключила в себе сексуальность и находила это очень комфортным, — говорила о себе Тильда.
Суинтон — изменчивая, как ртуть — может перевоплотиться в кого угодно: затравленную мать маньяка в «Что-то не так с Кевином», царственную Колдунью в «Хрониках Нарнии», старичка-психотерапевта в «Суспирии», бесполого Старейшину в «Доктор Стрэндж», бессмертного юношу в «Орландо».
— Ко мне то и дело обращаются «сэр» в лифтах или на улице. Наверное, потому, что я длинная и не злоупотребляю губной помадой. Однажды я проходила таможенный контроль в аэропорту, и меня досматривал таможенник-мужчина. Я выгляжу в точности, как мой отец, если побреется. Еще я похожа на Дэвида Боуи. Не только внешне, но и неопределенностью пола.
Та, которая не беспокоится
Необычная внешность Тильды завораживала (и завораживает) дизайнеров разных поколений. Среди ее друзей — множество кутюрье, но сама Суинтон говорит, что ничего не смыслит в моде.
— Я не выношу шопинг. Путешествую с полупустым чемоданом. Если бы не друзья-дизайнеры, которые присылают мне одежду, мне было бы нечего носить. Я — как Золушка, которой нужна фея, наколдовывающая одежду. И с косметикой то же самое. Я страшно далека от модельной жизни и современных представлений о красоте, — отмахивается Суинтон от статуса фэшн-иконы в интервью журналу Elle.
Тем не менее предложения модных домов поступают — и принимаются — регулярно. В 2013 году актриса сотрудничала с Chanel, представляя межсезонную коллекцию, вдохновленную Шотландией. Карл Лагерфельд тогда назвал ее «образцом современной женщины и эталоном элегантности».
В 2014 году Тильда снялась для рекламной кампании новой коллекции макияжа от марки Nars.
А два года назад Тильда Суинтон вместе с корейским брендом Gentle Monster выпустила коллекцию очков.
Для церемонии вручения «Оскара», с которой актриса ушла со статуэткой, Тильда заказала платье у Lanvin с формулировкой «чтобы было удобно, как пижама, и чтобы не привлекать внимания». Фотографию рыжей Тильды в струящемся черном балахоне напечатали во всех изданиях.
Виктория Бекхэм призналась в интервью журналу Vogue, что она «одержима» Суинтон и ее стилем — тем самым, который сама актриса описывает словами «да я просто что-то накинула, выходя из дома»
Вне образа актриса кутается в безразмерные пальто и свитера, а любимой обувью числит резиновые сапоги — в них она часто копается в своем огороде («Я выращиваю морковку, которую постоянно жрет какая-то зеленая тля»).
— Что мне нравится в Тильде — это то, что когда она что-то делает, то не беспокоится — понравится ли это людям или нет, — сказал однажды Хайдер Аккерман, модельер колумбийского происхождения и один из любимых дизайнеров актрисы.
Увы, но никаких оргий
Это касается не только образов на экране и в жизни. В отличие от многих коллег, Тильда спокойно рассказывает о своей личной жизни, нисколько не заботясь о реакции окружающих. В юности она встретила художника Джона Бирна, у пары родились близнецы — Ксавье и Онор.
Но через пять лет Джон и Тильда решили, что их любовь себя изжила. Однако никто не торопился собирать чемодан и хлопать дверью. Они решили не разъезжаться, хотя оба давно нашли счастье с другими людьми. Тильда уже 15 лет встречается с художником Сандро Коппом, а Бирн женился на осветителе Жанин Дэвис.
— Я до сих пор живу с отцом моих детей, но у каждого из нас давно своя личная жизнь, — объясняет Суинтон. — Я не думаю, что это так уж странно.
Говорят, что у нас дома сплошные оргии. Это фантазии. Все очень просто: у пары родились дети, она перестала быть парой, образовала новые связи и воспитывает детей. К сожалению, мы не спим все вместе. Все гораздо скучнее.