All that jazz: 7 легендарных джазовых альбомов, которые стоит послушать | Salt

All that jazz: 7 легендарных джазовых альбомов, которые стоит послушать

Музыка
Ксения Элзес
Ксения Элзес
4 августа 2020, 13:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - All that jazz: 7 легендарных джазовых альбомов, которые стоит послушать
SALT-collage
4 августа 1901 родился Луи Армстронг — великий музыкант, который внес огромный вклад в развитие джазовой музыки. В день рождения Армстронга составили подборку из наших любимых джазовых альбомов — от творения Бенни Гудмена до пластинки Херби Хэнкока, которые помогут влюбиться в джаз раз и навсегда.

The Famous 1938 Carnegie Hall Jazz Concert (1950)
Бенни Гудмен

Музыканта Бенни Гудмена называют «королем свинга». Он был не только ярким кларнетистом и талантливым руководителем оркестра, но и одним из первых популяризаторов джазовой музыки — выступления его оркестра часто транслировали по радио. Также Гудмен стал первым руководителем ансамбля, в котором на сцене вместе выступали и белые, и черные музыканты.

Альбом The Famous 1938 Carnegie Hall Jazz Concert — это запись исторического концерта, который фактически ознаменовал собой успех джаза в так называемом большом свете: музыканты выступали в Карнеги-холле, легендарном концертном зале в Нью-Йорке. Эта площадка до сих пор считается одной из самых престижных в мире для исполнения классической музыки. Тогда джазовый оркестр впервые в истории сыграл на этой сцене. По этому альбому можно получить представление о джазе того времени — с его быстрыми темпами, стреляющими акцентами ударных, вихреобразными унисонами духовых и остроумными соло. Эта музыка до сих пор пользуется огромной популярностью на тематических джазовых танцевальных вечеринках по всему миру.

Afro (1954)
Диззи Гиллеспи

Пианист и руководитель одного из знаменитых джазовых оркестров Каунт Бейси говорил: «Гиллеспи создал 75% современного джаза». И многие с этим согласятся. В детстве Гиллепси освоил игру на нескольких музыкальных инструментах, но особенно полюбил только один — трубу. В 18 лет талантливый музыкант начал выступать в клубах Филадельфии, а в 20 познакомился с саксофонистом Чарли Паркером, вместе с которым они в итоге создали абсолютно новое направление в джазе — бибоп.

Гиллеспи любил эксперименты и обладал абсолютно уникальной манерой исполнения на трубе, используя собственную технику дыхания, при которой щеки приобретали внушительный объем, а звучание становилось мощным и насыщенным. Альбом Аfro относится к тому периоду его творчества, когда он решил сделать акцент на афроамериканских корнях джаза (такую музыку называли афрокубинским джазом), благодаря чему создал абсолютно новое направление — латин-джаз. Аранжировки для альбома Afro сделал кубинский композитор Чико О’Фаррилл. В итоге перед нами лучшие образцы афрокубинской музыки — сочные, яркие и красочные.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - От Ареты Франклин до Адель: 10 великих соул-певиц, чьи альбомы стоит послушать Музыка От Ареты Франклин до Адель: 10 великих соул-певиц, чьи альбомы стоит послушать

Kind of Blue (1959)
Майлс Дэвис

С этого альбома можно смело начинать знакомство с джазовой музыкой. Многие музыкальные критики расценивают Kind of Blue как величайшую джазовую пластинку, абсолютный шедевр в дискографии легендарного трубача Майлса Дэвиса и один из лучших альбомов в истории музыки. В прошлом году пластинка стала пятикратно платиновой — количество проданных копий достигло по меньшей мере пяти миллионов. Джаз часто ассоциируется с чем-то бодрым, виртуозным, стремительным, а на Kind of Blue мы слышим музыку неторопливую, задумчивую, тягучую.

В записи альбома приняли участие саксофонисты Кэннонболл Эддерли и Джон Колтрейн и пианист Билл Эванс — успешная сольная карьера двух последних началась как раз сразу после выхода пластинки. Kind of Blue стала шедевром модального джаза, в котором используется ладовый принцип импровизации, а не тональный, характерный для классической музыки и раннего джаза. Этот альбом открыл новую страницу в истории джазовой музыки. Перед записью музыканты практически не репетировали. У них были только наброски мелодий, несколько аккордов и умение слышать друг друга, остальное — чистая импровизация.

Ella in Berlin (1960)
Элла Фицджеральд

Элла Фицджеральд — одна из величайших вокалисток в истории джазовой музыки, которую по праву называют «первой леди джаза». Ее уникальная способность имитировать звуки музыкальных инструментов поспособствовала популяризации скэта, который стал ее фирменной стилем исполнения. В 1942 году она стала первой женщиной, возглавившей большой музыкальный коллектив — оркестр Чика Уэбба, выступавший во время войны перед солдатами.

Концертный альбом Ella in Berlin считается одним из самых успешных в ее карьере. Во время исполнения песни Mack The Knife певица забыла слова, но настолько хорошо сымпровизировала, что в итоге получила две премии «Грэмми» в номинациях «Лучшее женское вокальное исполнение — сингл» и «Лучшее женское вокальное исполнение — альбом».

A Love Supreme (1965)
Джон Колтрейн

Одна из признанных вершин в творчестве великого саксофониста. В 1962 году сформировался так называемый классический квартет Джона Колтрейна — с Маккоем Тайнером на фортепиано, Джимми Гаррисоном на контрабасе и Элвином Джонсом на ударных. Квартет Колтрейна считается одной из наиболее значимых групп в истории джаза, а некоторые историки рассматривают его как наиболее влиятельный из всех джазовых ансамблей.

Колтрейн всегда любил экспериментировать, и несмотря на то, что в новом составе он временно вернулся к мягкому, традиционному звучанию, в альбоме A Love Supreme он соединил импульсивность хард-бопа с элементами модального и фри-джаза. Многие называют джаз Колтрейна религиозным — в своей музыке саксофонист боролся за духовную чистоту и непорочность, а за свой талант и мастерство выражал глубокую благодарность высшим духовным силам, о чем часто сам рассказывал со сцены.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Феминизм и антимилитаризм: 5 женских гранж-альбомов, которые понравятся поклонникам Nirvana Музыка Феминизм и антимилитаризм: 5 женских гранж-альбомов, которые понравятся поклонникам Nirvana

What a wonderful world (1967)
Луи Армстронг

Благодаря игре Луи Армстронга труба появилась в качестве сольного инструмента в джазе, а сам джаз превратился в серьезную форму искусства. What a wonderful world — один из последних альбомов музыканта. Он был выпущен, когда расовые волнения в США достигли апогея, беспорядки прокатились практически по всей стране, была угроза еврейских погромов, был введен комендантский час, страна стояла на пороге гражданской войны, начались протесты против войны во Вьетнаме. Несмотря на это, альбом получился полным оптимизма и тепла. Это и было целью музыканта.

Одноименный сингл с альбома знают все — даже те, кто очень далек от джазовой музыки. На одном из своих концертов, перед исполнением этой песни Луи Армстронг сказал: «Некоторые из вас, молодые люди, говорят мне: „Эй, батя, о чем ты, какой прекрасный мир? А как насчет всех этих войн повсюду, ты их тоже называешь прекрасными?“ Но как насчет того, чтобы минутку послушать старого батю? Мне кажется, это не мир так плох, а то, что мы делаем с ним, и все, что я хочу сказать: посмотри, что за прекрасный мир мог бы быть, если бы мы дали ему шанс. Любовь, детка, любовь. В этом весь секрет».

Head hunters (1974)
Херби Хэнкок

Двенадцатый студийный альбом американского джазового пианиста Херби Хэнкока, который стал самым важным в творческой биографии музыканта и вошел в историю музыки как один из основополагающих альбомов в стиле джаз-фьюжн. В 2003 году журнал Rolling Stone включил этот альбом в книжную версию 500 величайших альбомов всех времен.

Херби Хэнкок долгое время входил в звездный хард-боповый состав Майлза Дэвиса, но ему хотелось уйти от фьюжна и вернуться к старому доброму фанку. Что он и сделал. Гений Хэнкока вернул джаз к танцевальной музыке после того, как музыкант добавил композициям звучание синтезаторов. К моменту издания на компакт-диске в 1992 году альбом Head hunters уже был самым продаваемым джазовым альбом в мире и стал источником вдохновения не только для джазменов, но также и для музыкантов, играющих фанк, соул и хип-хоп.