Zaed Naes
Одним из самых интересных мест по части современной электроники стал Иордан. К сожалению, сейчас сложно найти музыкальный проект, не заряженный политически, особенно в этом регионе. Но команда Zaed Naes, пожалуй, исключение. Это трое молодых людей, испытавших влияние Radiohead, Bonobo, Baths и Massive Attack, но при этом сохранивших ближневосточный колорит. Звуковые ландшафты Zaed Naes простираются от истерического эйсид-хауса до электрофанка или вдруг скатываются в мечтательный построк. Проект стартовал в 2016 году и выпустил два альбома на амстердамском лейбле Whirling Wolf, а их лайвы больше похожи на перформанс — недаром артисты сами себя называют «аудиовизуальной платформой».
Emel Mathlouthi
Самая известная на сегодняшний день ближневосточная дива — это певица Эмель Матлути, иногда ее имя произносять как «Амаль». Ее считают голосом «арабской весны» — в 2011 году песня о свободе под названием «Kelmti Horra» в ее исполнении стала гимном протестующих, вышедших на улицы Туниса и Египта, и принесла ей мировую известность. Ее прошлогодний альбом под названием Ensen, что в переводе с арабского означает «человек», стал результатом совместного творчества Матлути с итальянским клавишником Пеьром Луиджи Салами и американским барабанщиком Шоном Кроудером. Певице 26 лет, она родом из Туниса, но сейчас колесит по разным странам и работает над коллаборациями с различными музыкантами, в частности, с иранским продюсером Аш Куша, с которым она записала совершенно психоделический трек Kaddesh. Для нее музыка — это средство политического высказывания, ну а очарование ее голоса и магия электронной подложки — побочный эффект.
Hello Psychaleppo
Это проект сирийца, как нетрудно догадаться, из Алеппо, который сбежал от войны в США. Про Самера Саема Эль Дара уже снят документальный фильм . Снова — политика. В связи с избранием Трампа и исказившимся американским гостеприимством Самеру и его родителям любезно предложили вернуться на родину. Самеру пришлось отменить все туры и ждать разрешения ситуации, хотя его последний альбом Toyour, что по-арабски означает «свободные птицы» — какая ирония, не правда ли — уже успел полюбиться поклонникам его творчества в Европе и США. Ну да бог с ним, а если говорить о музыке — свой стиль Самер именует как «электро-тараб» или «тараб-хаус». Он создает гремучую смесь из шумовой электронной подложки и сэмплов из традиционной арабской музыки и ближневосточной электроники времен первых драм-машин. На западе жанру дали имя Arabic EDM (electronic dance music). Журнал VICE описал его стиль так: «Если бы Massive Attack встретили Абделя Халима Хафеза (классик арабской эстрады 1960-х — прим. Salt Mag), то получился бы Hello Psychaleppo».
Zahed Sultan
Захед Султан — уже практически классик электронной сцены. Музыкант родом из Кувейта не просто «играет электронику», но буквально ставит моноспектакль под свой же саундтрек. В апреле 2019-го он представил публике новую «пьесу» на лондонском мультимедиа-арт фестивале Haramacy , который Захед организовал для поддержки субкультурных художников и исследования маргинализирующих явлений, таких как раса, гендер или статус беженца.
На фестивале он собрал ближневосточных музыкантов — Harnaam Kaur Sarathy Korwar, Moshtari Hilal, Suhaiymah Manzoor-Khan — и познакомил их с британскими художниками, так что благодаря Захеду мир скоро увидит много хороших коллабораций. В 2017 году Захед Султан спродюсировал один из релизов Фатимы Аль Кадири, а сам он работает в жанре «альтернативной электроники», как сам это называет. Он соединяет живое звучание инструментов и вокала с электронной подложкой и пластикой тела, размывая границы жанров и все больше обосновываясь в междисциплинарной области.
Soopar Lox
Эта группа из Египта, но по звучанию — абсолютно ближневосточного настроения. Четверо парней из Каира создали бэнд, где сводят вместе вокал, гитары, ударные и синтетический электронный саунд, который все музыкальные издания именуют Middle Eastern music (ближневосточная музыка). Да и сами Soopar Lox не против такого определения — они поют и на английском, и на арабском, а, судя по последнему релизу группы под названием Semsesizer, их вполне можно назвать Vampire Weekend ближневосточного разлива. Только лучше. Это гипноз, эйфория и мистика — в общем, дервиши в формате рейв-культуры, которые к тому же умеют делать крутой видеоряд для своих сетов.
Про Омара Сулеймана мы писать не будем. Это мегазвезда арабского мира, взорвавшая мозг Бьорк и всем крутым музыкантам на западе, которые поработали или мечтают поработать в Сулейманом. Его музыка — неотъемлемая часть ближневосточного саунда. В общем, наушники, наш плейлист, где еще много крутых треков, чемоданное настроение, и вперед — к приключениям.