
Ответ на вопрос о собственной идентичности: о чем эта биеннале
— По сути, кавказское современное искусство — термин, которому пока не дали определения, — говорит Заира Астемирова. — Исследований, необходимых для формирования истории явления, пока нет. Небольшие региональные активности, к сожалению, носят поверхностный характер и не справляются с главной, на мой взгляд, в регионах миссией — сохранением традиционной культуры наших предков. Нам показалось, что настало время устроить смотр современного искусства Кавказа, вписать его в общероссийский и международный контексты как цельное явление.
Организовывая биеннале, я реагировала на личный кризис, искала новые смыслы. Я много путешествую, но сегодня чувствую себя чужой в Москве и уже не своей — в Махачкале. Мне показалось, что культура — хороший способ получить ответ на вопрос о собственной идентичности, поэтому проект и получил такое название.
Важно, что биеннале кавказского искусства теперь будет проходить на постоянной основе — каждые два года — функционируя, по сути, как новая арт-институция. Мне хотелось бы, чтобы в каждом российском городе проходили биеннале современного искусства, но мы начали с Москвы — здесь есть много интересующихся людей, есть зритель.
Почему выставка важна именно сегодня?
— На биеннале представлено около 500 работ. Все они очень разные: это живопись, графика, скульптура, инсталляции, работы из традиционных материалов — глины, дерева, войлока — керамика, арт-объекты из традиционной адгской (черкесской) циновки и многое другое. Но у участников выставки есть общая черта: они не хотят работать в формате актуального искусства на грани фола, заниматься провокациями. Такая позиция сегодня — почти подвиг.
У художников Кавказа есть насущная проблема: мы теряем свою культуру и идентичность, перестаем понимать, кто мы, как нам жить в современном мире. Важно разобраться, как сохранить себя, не уходя в крайности — от исполнения лезгинки на Красной площади до неумения танцевать лезгинку вовсе
Какие работы нельзя пропустить?
— Серию «Материнство» Руслана Цримова — она представляет множество художественных вариаций одного из древнейших сюжетов в истории изобразительного искусства. Работы передают философские размышления художника о начале жизни, о древних языческих богинях-прародительницах, это переплетается с мифологическими мотивами адыгских верований.
Керамику Миланы Хацуковой. Ее работы сделаны как будто из текучих материалов, при этом раскрашены в стиле Фернана Леже. Тот случай, когда минималистичное декоративное решение подчеркивает концептуальное содержание и размышление автора о вечных ценностях человечества.
Проект Георгия Сабеева. Известный осетинский скульптор, мастер экспериментов с формами, представляет серию работ, в которых используется новый материал — тень. Из нее Георгий «лепит» визуальные и ассоциативные образы — скульптура становится второстепенной по отношению к собственной тени и одновременно приобретает бесконечное количество вариаций, трансформируясь в новое произведение под разным освещением.
Что еще интересного, кроме картин, керамики и скульптуры, будет показано?
— Будет много фото- и видеоработ — серии Льва Мелихова, Алисы Гокоевой, Гусейна Гусейнова и других. Они тоже очень важны и интересны, так как о современной фотографии на Северном Кавказе в России знают очень мало: есть репортажная съемка либо на военную тему, либо о природе. Хотя на Кавказе есть множество талантливых авторов, интуитивно работающих в формате арт-фотографии.
Милана Халилова из Кабардино-Балкарии представит работы, в которых совмещены войлочные ковры и видеоарт. Милана долго изучала совсем не женский обычай — валяние мокрой овечьей шерсти, это стало основой ее работы, в которой традиционно кавказское переплетается с современными проекциями.
Особое внимание я бы хотела обратить на инсталляцию осетинского художника Темболата Гугкаева, посвященную памяти жертв трагедии в Беслане — мы впервые покажем ее в Москве
Во время биеннале ее участники будут работать и в режиме реального времени. Художник Руслан Магомедов распишет часть территории Artplay. Он пять месяцев прожил в горах Дагестана, изучая и практикуя каллиграфическое письмо. Ему удалось соединить его с граффити — получилась совершенно новая форма творческого выражения.