Драма
Даже само название пьесы «Сайгон» режиссера Каролин Нгуен является воспоминанием. Речь идет о современном Хошимине, и эта история — о любви к родине, ностальгии и потере родного дома. В конце 1950-го Вьетнам охватила волна эмиграции, и уехавшие тогда не могли посетить родину вплоть до 1996 года. Это была боль. Герои пьесы откровенно говорят об изгнании, одиночестве и дезориентации — обо всем, что человек чувствует вдали от дома.
Премьера «Сайгона» случилась в 2017 году, пьеса имела огромный успех на французской сцене и уже получила несколько важный театральных премий. Она привлекает аудиторию не полемикой, а тем, что ставит во главу угла чувства и эмоции людей, которых часто игнорируют. Это и гиперреалистичный, с одной стороны, и — с другой — сказочный мир, который критики сравнивали с «Любовным настроением» Вонга Кар Вая.
«Я чувствую жгучую потребность высказать то, что обычно не рассказывают со сцены», — делится своими сокровенными переживаниями режиссер Каролин Нгуен. Она большая поклонница сценического реализма и написала «Сайгон», основываясь на свидетельствах вьетнамцев, живущих в 13-м округе Парижа, который называют «Маленькая французская Азия» из-за большого количества азиатских диаспор. Мать Каролин эмигрировала во францию в 1950-х, сама Каролин дипломированный социолог и впоследствии выучилась на режиссера. Она выбрала документальный контекст для своих работ, потому как в постановке классики «не слышала своей собственной жизни».
В 2008 году с группой единомышленников Каролин создала театральный проект Les Hommes Approximatifs. Все постановки этого мини-театра основывались на историях реальных людей, а в постановках как правило участвуют непрофессиональные актеры. Пьеса «Сайгон» затрагивает болезненный вопрос колониального сознания и особенно чувствительно резонирует в Европе, учитывая исторический контекст. Через эту пьесу сама история Франции и Парижа считывается в совершенно новом ключе.
«Медея» — это привычное уже для режиссера Саймона Стоуна покушение на классику. В 2018 году его постановку «Йерма» — вольную интерпретацию Гарсия Лорки — театральные критики «Нью-Йорк Таймс» назвали спектаклем года. Постановка «Медеи» — результат сотрудничества Стоуна с амстердамской труппой другого выдающегося театрала, Иво Ван Хова. Стоун препарирует греческую классику, переводя ее на язык современности. Еврипид написал «Медею», трагедию о женщине, убившей собственных детей, в 431 году до н. э., но в основу спектакля Стоуна легла реальная история американского врача Деборы Грин. Женщина пережила тяжелый развод и в 1995 году сожгла собственный дом вместе с находившимися в нем детьми.
Медея здесь — мать с надломленной психикой, муж которой хочет развода, потому что связался с «молоденькой». Из-за ментальных проблем Медея теряет опеку над детьми, заодно ее увольняют с престижной работы. После пребывания в клинике Медея возвращается в родной город и встречается с новым миром, где живут те же самые люди — ее дети, муж и его новая подруга.
Эта пьеса снова о женской теме, которую искусство не в силах игнорировать, — о женщине с ее недостатками и истерзанным чувством долга. В этой пьесе минимум декораций просто потому, что актерская игра настолько сильна, что не требует фона — за главную роль в пьесе актриса Марике Хебинк получила престижную театральную премию «Тео д’Ор» в 2015 году.
Танец
«Вакуум» , танцевальный перформанс швейцарского хореографа Филиппа Сэра, входит в поставленную им трилогию «Сценические инструменты», где современный танец соединяется с визуальным искусством. Хореограф экспериментирует со зрительским восприятием, перемещая зрителя из зала почти на сцену, играя со светом, зеркалами, иллюзиями, побуждая человека к домысливанию зрительных образов. «Вакуум» завершает трилогию и предлагает зрителям отправиться в поэтическое путешествие по истории искусства — от живописи Ренессанса до фотографии. По сути, это визуальный эксперимент, в котором современный танец соединяется с искусством оптической иллюзии. Филипп Сэр много лет исследует возможности человеческого воображения через связи со зрительными образами. Постановка погружает зрителя в космос — с помощью скрупулезно выверенной геометрии обнаженные мужские фигуры действительно плавают, тонут и движутся будто в вакууме. Помимо этого в постановке участвуют две неоновые лампы — в общем, Филипп Сэр не зря является ведущим хореографом в своей стране, потому как исследует границы танца и возможности человеческого глаза уже почти полвека, а его хореографическая школа Théâtre Sévelin 36 является культурным достоянием Швейцарии.
Постановка «Закрой мне глаза» хореографа Анны Абалихиной и драматурга Ильи Кухаренко объединяет камерный вокал и танец. «В современном танце все, как и в жизни: ты не можешь врать, ты никого не обманешь», — рассказывает Анна, и действительно, закрыв глаза, ты становишься честным, тем, кто ты есть. Без фреймов и социальных установок. Поэтому постановка получилась про искренность и внутреннее я, которое актеры — они же певцы — доверили авторам.
Авторы спектакля создали тонкое взаимодействие между исполнителями, традиционно работающими в разных жанрах — в основном это ведущие солисты оперной труппы Пермского театра оперы и балета, солисты хора и актеры. За музыкальное сопровождение постановки отвечает научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории Алексей Наджаров.
Опера
Премьера оперы «Октавия. Трепанация» композитора Владимира Курляндского прошла в 2017 году в рамках Holland Festival на сцене Muziekgebouw, крупнейшей в Европе площадки для исполнения современной музыки. В преддверии постановки голова Ленина в лавровом венце красовалась на афишах по всему Амстердаму — это была действительно ожидаемая постановка.
Почему Ленин? Либретто оперы основано на эссе Льва Троцкого о Ленине (1924) и фрагментах приписываемой Сенеке пьесы о римском императоре Нероне. Неслучайно в декорациях лидирует красный — греческие императоры тут вступают в трансцендентный союз с кровавой русской революцией. Неслучайно лейтмотивом оперы является «Варшавянка» — одна из любимых мелодий Ленина в исполнении военного хора им. Александрова.
Макабричности постановке добавляет тот факт, что за год до постановки хор в полном составе погиб в авиакатастрофе.
Все это время «Октавия» кочевала по различным театральным площадкам за рубежом и на «Территории» 2019 впервые предстанет перед российским зрителем. Режиссером постановки стал Борис Юхананов, художественный руководитель Электротеатра Станиславский, который примет на своей сцене «Октавию». Для этого была создана специальная версия оперы, которая, скорее, является инсталляцией с использованием живого музыкального контента и человеческих тел. Западные критики утверждают, что в слове «трепанация» скрывается отсылка к Путину — дескать, если заглянуть в голову Ленина, то там вы найдете более свежую голову, но с тем же содержанием. В этом году опера в программу фестиваля включена впервые.
Выставки
Выставка Йоко Оно «Небо всегда ясное» неслучайно попала в программу фестиваля — в фокусе творчества Оно всегда были перформансы и исследование границ между творцом и зрителем. Поэтому автор вовлекает наблюдателя в свой творческий процесс, отказываясь от визуального в пользу концептов, отсылающих к восточным мистическим практикам. Возникает вопрос: что «смотреть» на выставке? В первую очередь, это видео, которые запечатлели наиболее выдающиеся перформансы и акции художницы, в остальном — объекты и тексты, которые требуют участия зрителя. Это может быть игра в шахматы на абсолютно белой доске или предложение вписать себя в «Карту воображаемого мира», дорисовав работу художницы. Куратором выступил экс-директор Художественного музея Рейкьявика Гуннар Б. Кваран. Это тоже неслучайно — сейчас Исландия является одним из центров dark ecology, а местные культурные деятели подрывают все привычки восприятия, начиная с того, что заявляют: никакого антропоцентризма, мы на этой планете — всего лишь «никто». Так и следует подходить к творчеству Оно.
В прошлом году не стало Дмитрия Брусникина, одного из выдающихся театральных деятелей последних десятилетий. Выставка «Человек размером с дом» посвящена Брусникину — актеру, драматургу, педагогу и создателю театра «Мастерская Дмитрия Брусникина» — и дает зрителю возможность побывать в мире режиссера, увидеть его глазами близких, друзей и коллег. Экспозиция разместится на нескольких этажах ММОМА и воссоздаст образ героя выставки, в котором соединяются детали его биографии, мечты и проекты. Материалы для выставки предоставлены также из личного архива Марины Брусникиной.
Лекции и паблик-токи
В центре публичной программы фестиваля — человеческое тело. С органами или без, по Делезу или по Харауэй — не важно. Сейчас важнее своевременное исследование социальных табу и запретов, свободы тела и переживаний физических травм через пластические и акустические практики, точнее — через голос и танец, которым посвящены мероприятия фестиваля. Пройдут встречи с антропологами, художниками, учеными, психологами. В Доме Щепкина пройдет лекция исследователя танца и двигательной культуры Ирины Сироткиной, которая посвятила свою научную деятельность в РАН феномену кинестезии, тому, как происходит «вчувствование» в танец и сочинение хореографических па в уме. Также не стоит упускать повод поговорить о возможностях цифровых средств для передачи движения с Яном Калнберзиным, об исцелении танцем — с Александром Гиршоном, о физиологии нейронов — с ученым из МГУ Вячеславом Дубыниным.
Да, это ему принадлежит серия лекций «Мозг и наркотики», снискавших головокружительную популярность, а также ряд актуальных исследований по теме нейроэстетики.