Эхо Канн: 27 фильмов, которые мы будем смотреть весь следующий год | Salt

Эхо Канн: 27 фильмов, которые мы будем смотреть весь следующий год

Кино
Егор Беликов
Егор Беликов
28 мая 2019, 13:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Эхо Канн: 27 фильмов, которые мы будем смотреть весь следующий год
Остросоциальная комедия-победитель фестиваля «Паразиты», пронзительная драма Кантемира Балагова, байопик об Элтоне Джоне и еще много интересного — специально для Salt Mag кинокритик Егор Беликов составил исчерпывающий гид по фильмам 72-го Каннского кинофестиваля.

«Рокетмен» (в прокате с 6 июня)

Байопик об Элтоне Джоне, сделанный в жанре сюрреалистического мюзикла. Легенду поп-музыки играет портретно похожий на сэра Элтона Тэрон Эджертон, а снял все это Декстер Флетчер, сорежиссер «Богемской рапсодии». Новый фильм на голову выше предыдущего: это больше не экранизация Википедии, а красочная фантасмагорическая повесть о природе творчества и самоопределения.

«Боль и слава» (в прокате с 12 июня)

Один из лучших фильмов испанского режиссера Педро Альмодовара — исчерпывающее произведение о тяжкой доле творца, который к старости запутывается в им же придуманных иллюзиях и страдает от навязчивых воспоминаний. В полуавтобиографической главной роли — Антонио Бандерас, получивший награду от Каннского жюри за этот образ.

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» (в прокате с 14 июня)

Новый сериал Николаса Виндинга Рефна («Драйв», «Неоновый демон»), похожий сразу на все его предыдущие работы: много яркого света, жестокости и суровой маскулинности. Главный герой (Майлз Теллер) — бывший солдат с посттравматическим расстройством. В первой же сцене из тех двух серий, что показали в Каннах, он на четвереньках подползает к красотке в гостиничном номере. Очень красиво, медитативно и сексуально.

«Дылда» (в прокате с 20 июня)

Второй фильм 27-летнего российского режиссера Кантемира Балагова — драматическая история о постблокадном Ленинграде и двух подругах-зенитчицах, переживающих нелегкие послевоенные дни. Фильм получил награду во второй по значимости Каннской конкурсной программе «Особый взгляд», был номинирован даже на ЛГБТ-премию, но не получил ее. И правильно — тема взаимоотношений героинь — совсем не главная в этой сложной, выразительной картине о стране, в которой умерла даже надежда на мирную жизнь.

«Паразиты» (в прокате с 4 июля)

Фильм-победитель Каннского фестиваля. Остросоциальная южнокорейская комедия про семью бедняков-жуликов, которая решила облапошить богатый дом, и чтобы это сделать, они устраиваются туда на работу, а дальше мы ничего про сюжет не скажем, потому что режиссер Пон Чжун Хо попросил этого не делать. Он снял один из самых понятных, увлекательных и в то же время мастерски сделанных фильмов фестиваля, это вот однозначно нужно смотреть.

«Мертвые не умирают» (в прокате с 11 июля)

Фильм открытия Канн, авторская зомби-комедия Джима Джармуша («Мертвец», «Патерсон»), которую приняли не так уж тепло, несмотря на кучу звезд в ролях (от Билла Мюррея и Адама Драйвера до певицы Селены Гомес). Комедия оказывается не такой уж смешной, но интересной: Джармуш погружен в размышления о том, как выжить в пост-трамповском мире, не превратиться в зомби, а остаться человеком.

«Соблазн» (в прокате с 18 июля)

Ладный французский фильм о психологе, которая оказывается очень уж глубоко втянута в производство картины, в которой снимается ее клиентка. В ролях — весь цвет французского кино: Адель Экзаркопулос, Гаспар Ульель, Виржини Эфира.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу Кино Почему новый сериал «Чернобыль» так страшно смотреть (и нельзя пропустить)

«Гив ми либерти» (в прокате с 25 июля)

Диковатый полусамодеятельный фильм «русского американца» Кирилла Михановского. Главный герой — водитель такси для инвалидов, на которого в один из дней сваливаются, кажется, все беды мира. Напряжение по ходу развития сюжета растет, и мир издевается над героем все изощреннее: то на него сваливаются одесситы, которых срочно нужно отвезти на кладбище, то все клиенты вдруг теряются. Легкая комедия к финалу становится едва ли не триллером. В ролях такие же эмигранты, как Михановский, а также местные жители, почти все — непрофессиональные актеры (некоторые работали на съемочной площадке бесплатно, но на качестве фильма это совсем не сказалось).

«Однажды… в Голливуде» (в прокате с 8 августа)

Девятый фильм Квентина Тарантино, изысканное посвящение 1960-м — излету Золотого века Голливуда. История дружбы киноактера 60-х (Леонардо Ди Каприо) и его друга-каскадера (Брэд Питт): пока один снимается в классическом вестерне, другой обнаруживает существование печально известной секты маньяка Чарли Мэнсона. Тарантино, незаслуженно не получивший в Каннах за этот фильм ни одной награды, изображает любимую эпоху во всем ее очаровании.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу Кино «Однажды в Голливуде»: Что нужно знать о новом (долгожданном) фильме Квентина Тарантино

«Ребенок зомби» (в прокате с 15 августа)

Французский мистик Бертран Бонелло после фильма о подростковом терроризме «Ноктюрама», будто снятого темным магом, решил в этот раз снять картину о «реалистичных» зомби. Обычай зомбификации придумали на Гаити, и Бонелло воспроизводит его, словно по советской потрепанной книжке «Обряды древних», сочетая с подростковой драмой о потере любимого человека.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу Явление 7 причин послушать аудиосериал Дмитрия Глуховского про постапокалипсис

«Матиас и Максим» (в прокате в ноябре)

Симпатичный фильм 30-летнего канадского режиссера Ксавье Долана, которого ранее считали вундеркиндом, а теперь стали понемногу критиковать. В «Матиасе и Максиме» используются вечные для Долана мотивы: тяжелые отношения с матерью, друзья и дружба, однополая искренняя любовь и ее неприятие обществом. Кино, однако, получилось очень милое и искреннее — такое критиковать совсем не хочется.

«Свистуны» (в прокате в декабре)

Затейливый детектив о полицейском, который под влиянием внезапно вспыхнувших чувств к одной роковой особе едет на Канары, чтобы там с противозаконными целями выучить гениальный (и реально существующий!) язык художественного свиста сильбо гомеро. Фантазия румынского режиссера Корнелиу Порумбою позволяет ему придумывать такие сюжетные повороты, что просто диву даешься: в Голливуде сейчас так уже никто не умеет.

«Виварий» (в прокате с январе 2020)

Молодая школьная учительница Джемма (Имоджен Путс) и ее бойфренд, садовник Том (Джесси Айзенберг), любят друг друга и раздумывают над тем, чтобы съехаться. Малобюджетная фантастика с элементами триллера, почти полностью снятая в декорациях одного дома, погружает в атмосферу стерильного пригорода, и неприязнь, испытываемая режиссером-дебютантом Лорканом Финнеганом к этому миру из каталога недвижимости, сочится из каждого кадра.

«Портрет девушки в огне»

Историческая костюмная мелодрама о любви художницы и ее модели, которую собираются насильно выдать замуж. Главную роль сыграла Адель Энель — девушка режиссерки фильма Селин Скьямма. Этот феминистический гимн — в течение всего фильма мужчины в кадре появляются всего на несколько секунд — не остался без награды: в Каннах «Портрет девушки в огне» получил приз за лучший сценарий.

«Семейный отдых»

Несложная курортная трагикомедия с Изабель Юппер в главной роли. Она играет смертельно больную актрису, которая собирает свое разношерстное семейство и нескольких близких друзей (Брендан Глисон, Жереми Ренье, Мариса Томей и другие) в испанском городе Синтра, и все понемногу узнают, что скоро они лишатся самой богатой своей родственницы и подруги. В Каннах этот фильм чуть ли не освистали за размеренность и неоригинальность, но для вечернего просмотра он совсем не так уж плох.

«Вас не было на месте»

В центре сюжета социальной драмы — обычная британская семья. Главные герои тяжело и усердно работают, но это никак не влияет на их финансовое положение, потому что корпоративная система высасывает из них все соки. Обычная жизнь заурядных англичан — но дважды лауреат «Золотой пальмовой ветви» Кен Лоуч показал ее так, что за жизнью героев следишь очень пристально и искренне за них волнуешься.

«Прекрасная эпоха»

Замечательная зрительская мелодрама об устроителе костюмных вечеринок (его играет актер и режиссер Николя Бедос, до этого снявший прекрасную картину «Он и Она»), где специально нанятые люди могут изобразить любую эпоху по желанию заказчика. К нему приходит старый комиксист в процессе развода, который хочет воспроизвести момент знакомства со своей уже почти бывшей женой. Вроде ничего замысловатого в сюжете нет — а смотрится легко и нескучно.

«Малыш Джо»

Стерильная околонаучная фантастика о выведенном селекционерами цветке, который сводит с ума всех, кто вдохнет его пыльцу, и ученой, которая и вывела этот цветок в буквальном смысле на свою голову — в течение всего фильма режиссер Джессика Хаузнер подводит зрителей к мысли, что автор всегда меньше, чем его произведение. А Эмили Бичем, сыгравшая ученую, получила в Каннах приз за лучшую женскую роль.

«Lux Æterna»

Французский режиссер-провокатор Гаспар Ноэ снял всего 50-минутный фильм (название переводится как «Вечный свет», но официального перевода пока нет), который заканчивается стробоскопично меняющимися цветными кадрами. Таким образом экспериментатор хотел вызвать шок у зрителей, которые до финала увидят историю провального производства одного фильма (снимаются Шарлотта Генсбур и Беатрис Далль), метафорически связанного с историческими гонениями на ведьм в Средневековье. Чего только не увидишь на Каннском фестивале, конечно.

«Атлантик»

Гран-при Каннского фестиваля. Мати Диоп, первая темнокожая режиссер в истории Каннского конкурса, сняла историю в духе Дэвида Линча или Николаса Виндинга Рефна — с загадочными исчезновениями (в данном случае исчезает бойфренд главной героини, который решает уплыть с другими беженцами на лодке в Европу и, кажется, тонет) и оккультными ритуалами в свете неона. Кому-то это может показаться новым словом в авторском кино, кому-то — вторичной поделкой и подделкой. Мнения, как говорится, разошлись.

«Комната 212»

Неизвестный в России французский режиссер Кристоф Оноре снял разговорную сексуальную комедию, где все действия происходят в двух замкнутых локациях — квартире-студии и комнате в отеле. После 20 лет брака Мария решает уйти из дома и подумать, что же происходит в ее жизни. Тем более, что ее муж только что уличил в измене с ее студентом, поэтому им точно надо провести хотя бы один вечер вдали друг от друга. Вот только Мария решает снять комнату в гостинице напротив, чтобы у нее был доступ к окнам собственной квартиры — она хочет лицезреть страдания супруга. Чувствуя себя абсолютно независимой и свободной, она крепко засыпает, а после этого женщине уже трудно разобраться, где реальность, а где фантазия.

«Нерешительная»

Это даже не совсем фильм, а получасовое, почти бессюжетное видеоэссе Луки Гуаданьино, режиссера фильма «Зови меня своим именем». В короткометражке Джулианна Мур едет к своей пожилой маме, слепой художнице. Действие происходит в Италии, где живет Кайл МакЛахлен, и все при этом очень красиво одеты. Это фильм-настроение, причем настроение это непонятное, но интересное, редко такое бывает: одновременно радость и смятение, восхищение красотой мира и меланхолия.
По факту это не просто короткометражный фильм, а реклама бренда Valentino, поэтому в интересах модного бренда будет выложить рано или поздно этот фильм в Сеть.

«Оленья кожа»

Жорж (Жан Дюжарден) импульсивно расправляется со своей старой верхней одеждой в туалете на заправке и отправляется на поиски то ли новых вещей, то ли новой жизни. Он выкладывает 7000 евро за дизайнерскую куртку из оленьей кожи. «Убийственный стиль», — говорит Жорж, смотря на себя в зеркало, и мгновенно преображается.
Квентин Дюпьё («Шина») снял остроумную черную комедию про мужчину, подчинившего свою жизнь классной куртке и снимающего об этом кино. Фильм прекрасен в своей абсурдности и не только отлично описывает кризис среднего возраста, но и наводит на размышления об идее стиля как такового в жизни и кино.

«Отверженные»

Совсем не Каннский, казалось бы, фильм из основного конкурса: полицейская драма с погонями, перестрелками и заварушкой, которую затевают сразу нескольких бандформирований в одном из самых неблагополучных районов страны — городе Монфернее, упомянутом еще у Гюго (отсюда и название фильма). Режиссер-дебютант Ладж Ли приводит эту историю к риторическому вопросу о том, что делает человека преступником, и кто в этом виноват: он сам, его окружение или государство, которое совершенно о нем не заботится. В России, надо думать, «Отверженные» будут даже более актуальны, чем на родине.

«Маяк»

Эстетский, не совсем страшный, а скорее напрягающий хоррор про двух смотрителей маяка (Уиллем Дефо и Роберт Паттинсон), каждый из которых по-своему сходит с ума от одиночества на богом забытом острове. Фильм снят на состаренную, почти квадратную черно-белую пленку и стилизован под кино начала XX века.

«Тайная жизнь»

Внушительное трехчасовое лирическое произведение о войне и мире, основанное на реальной истории австрийца, отказавшегося воевать на стороне нацистской Германии и попавшего за это в тюрьму. Терренс Малик, лауреат «Золотой пальмовой ветви» за «Древо жизни», доведет любого зрителя до слез и эмоционального катарсиса.

«Домой»

Отец с младшим сыном пытаются провезти тело старшего, погибшего в боевых действиях, из Киева в Крым. «У меня, кроме тебя, никого не осталось», — говорит отец живому сыну после очередной перепалки. Но тому не нужен ни Крым, ни родной язык — он переходит на украинский при первой возможности. Крымский вопрос в фильме украинского производства кажется политическим лишь на первый взгляд — на экране притча в духе «Возвращения» Звягинцева, только в узнаваемых декорациях и на трех языках сразу (русский, украинский, крымско-татарский). Въехать в Крым для героев дебютанта Наримана Алиева не такая проблема, как пересечь Украину — препятствия им чинят полиция, армия и обычные граждане.