Экипаж прощается с вами: Егор Беликов о фильме «Мстители: Финал» | Salt

Экипаж прощается с вами: Егор Беликов о фильме «Мстители: Финал»

Кино
Егор Беликов
Егор Беликов
29 апреля, 19:00
Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Экипаж прощается с вами: Егор Беликов о фильме «Мстители: Финал»
Сегодня — эндшпиль «Мстителей», и билеты на первые сеансы в России и в мире раскуплены. По просьбе SaltMag кинокритик Егор Беликов — которому удалось посмотреть фильм на прошедшем только что Московском кинофестивале — рассказывает, чего ждать фанатам супергероев. Без спойлеров (ну, почти).

Не будем повторять глупости о том, что это давно ожидаемый фильм для фанатов, которые смотрели два десятка картин. Ясно, что идти на «Финал», не посмотрев предыдущие части — все равно что взяться без восьмисезонной подготовки за битву в последних сериях «Игры престолов»: будет, конечно, впечатляюще, но толку мало.
Нас ждёт концовка большой 11-летней арки: хоть она и продолжится дальше (через три месяца — новый «Человек-паук», например), но это будет уже совсем другая история. Причем сомневаться в успехе затеи генпродюсера Marvel Кевина Файги не приходится: постоянных посетителей у его богадельни так много, что рассказывать, как там было в предыдущих сериях, никому не потребуется, все и так всё видели.

«Финал», как нарративное произведение большой формы, действительно уязвим к спойлерам. Поэтому мы не допустим ни единого слова пересказа сюжета, а поговорим о смысле того, что вы увидите.


«Мстители» как самый популярный на свете фильм — это глобальный универсальный миф. Супергерои в комиксах — не всегда дуболомы в плащах, а чаще — ходячие метафоры: то о сожительстве божественного и земного, то остросоциальные. Например, традиционное противоборство Железного Человека и Капитана Америки, которое до сих пор не получило однозначного разрешения, можно трактовать как извечную для Нового Света притирку олигархии и народа: у одной стороны интеллект, харизма и капитал, у другой — решимость, самоотверженность и гипотетический патриотизм.

За 11 лет, что выходят фильмы, объединенные расширенной киновселенной Marvel, можно получить полное среднее образование, и не приходится сомневаться, что многие трепетные поклонники франшизы этим и занимались.

Такой же путь от детской непосредственности ко взрослой опытности проделали и сами фильмы: изначально «Железный человек» был таким радостным и глупым фильмом о том, как жить, если ты Илон Маск.

Куда более серьезная и солидная в плане смысловой нагрузки картина «Мстители: Финал» говорит, в общем-то, о том же, но совсем с другой стороны. Здесь режиссеры братья Руссо, которые после этой картины могут уходить из кино на пике невиданного успеха, делают разворот в духе книжки другого миллиардера, Олега Тинькова, — «Я такой как все». Что значит быть человеком, будучи притом супергероем?

Антагонистом нашим любимым персонажам, с которыми мы уже успели породниться в процессе этого немудрящего, но приятного сериала, выступает центровой злодей Танос (Джош Бролин). Он, как можно было догадаться по «Войне бесконечности», — фаталист, причем он как раз себя считает выразителем воли судьбы, с которой не поспоришь. Поэтому лиловый титан и особенно страшен: формально он прав в том, что Земля, как и Вселенная, перенаселены и страдают от голода-холода. Вот только избавить все живое от мучений так просто, щелкнув пальцами, не выйдет. Но сие ему неведомо. Урок милосердия преподадут Мстители, которые как раз совершеннейшие человеки, из плоти и крови, со своими мужьями-женами-детьми, просто вынужденные работать на такой странной позиции, без графика, отпусков и доплаты за смертельный риск.

«Мстители: Финал» повествуют в первую очередь о времени, но не только о том, которое можно волшебным образом повернуть вспять и все, что нужно, в прошлом исправить. Скорее это кино о тех счастливых минутах небожителей со спецспособностями, которые оставались за кадром: об их других жизнях, проведенных с семьями и любимыми вдалеке от больших битв. Именно потому «Финал» всех обманет.

Это вовсе не трехчасовое рубилово, ожидаемое многими, хотя там, конечно, есть сцена, где треснул мир напополам, гремит разлом, и все дерутся.

«Мстителей» невозможно заподозрить в излишней медлительности, разговорности и драматичности: все весело, двигается, играет неземная музыка; временные пласты сменяются быстрее, чем за этим можно уследить. И все же «Финал» куда рассудительнее других фильмов Marvel. Эта картина лучше всего подходит для светлой грусти, разлитой в каждом кадре этой, возможно, самой дорогостоящей киноэлегии в истории. Все хорошо, что хорошо кончается.

Отдельные детали вызывают вопросы, но в масштабах вечности, в смысле, хронометража киновселенной, эти штрихи не имеют никакого значения точно так же, как неважны мы, отдельные людишки, в глазах сверхзлодея Таноса. Утомить могут с десяток разнообразных предфинальных финалов фильма, сложенных в конце друг на друга, как ненужные газеты для розжига у мангала. Зритель не сможет не перегреться от пафоса кульминации, но он же и растает слезами, которые раздует верно подобранная сентиментальная интонация в развязке.

Наконец, здесь нет сцен после титров, и в самом конце нет будоражащей надписи о том, что «Мстители вернутся в следующей серии». Не факт, что вернутся, и лучше бы не возвращались в прежних составах: хочется думать, что у многих персонажей (конечно, не скажем, каких именно) все наконец сложилось хорошо, и им больше не надо будет ходить на эту адовую работенку, в смысле, спасать мир на потребу толпе. Пусть поживут спокойно, и мы тоже спокойно поживем.